logo search
Пособия по ВСР / socobespechenie v

Заключение

Современной юридической наукой социальное законодательство рассматривается как относительно самостоятельное подразделение общей системы российского законодательства259, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений, складывающихся в сфере социальной политики, т. е. социальное законодательство является самостоятельной отраслью законодательства. В свою очередь, военно-социальное законодательство можно считать важнейшей подотраслью данной отрасли, объединяющей ряд родственных институтов социального законодательства (военно-пенсионное законодательство; законодательство о льготах, гарантиях и компенсациях, предоставляемых гражданам в связи с исполнением воинской обязанности; законодательство о жилищном обеспечении военнослужащих; военно-страховое законодательство и др.).

Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости научного обеспечения развития и совершенствования права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. При этом следует помнить важное правило, сформулированное доктором юридических наук Г.В. Атаманчуком: «Комментирование законов, разъяснение государственных решений, пропаганда правовых норм не есть функция науки, это — задачи образования, воспитания, информации, профессиональной подготовки кадров. Наука призвана постигать закономерности, взаимосвязи, тенденции и результаты мировой и национальной общественной и частной жизнедеятельности людей и полученными знаниями способствовать обеспечению ее целостности (системности), рационального и эффективного развития»260.

Настоящей книгой, как представляется, положено начало решению очень сложной и актуальной научной задачи — разработки теории права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в качестве фундаментальной научной юридической проблемы. Это обусловлено тем, что «право посредством своих многообразных функций социального регулятора, предупреждения и воспитания, охраны ценностей и кары за нарушение нормативных предписаний способно минимизировать провоцирующее действие комплекса возможных (зачастую вполне объективных) конфликтов. Гуманистическая сущность права и заключается в том, что оно способно разрешать обусловленные вовсе не им противоречия и порождающие их причины, а не превращать их в неблагоприятные следствия (последствия). Дальнейшее цивилизованное развитие институтов государства и гражданского общества возможно только в рамках права»261.

Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей составляет правовую основу военно-социальной политики, которая выступает в качестве важнейшего условия устойчивого развития военной организации государства. Устойчивое развитие сегодня оценивается как «новая фундаментальная тенденция человеческой истории, которая требует кардинального изменения любой сферы социальной деятельности, новая форма цивилизационного развития»262 . Это определение, объединяя понятия «устойчивость» (стабильность, гарантированность, обязательность) и «развитие» (движение вперед, прогресс), отражает стремление человечества к такому развитию, эффективность которого измеряется не сиюминутными потребностями, а долговременными и перспективными целями.

1См.: Старилов Ю.Н. Административный процесс в системе современных научных представлений об административной юстиции // Государство и право. — 2004. — № 6. — С. 5—13.

2См., например: Гражданское общество, правовое государство и право («Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Государство и право. — 2002 — № 1. — С. 24; Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 910-р; Концепция действий на рынке труда на 2003—2005 годы, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. № 568-р.

3Цит. по: Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: перспективы развития. — М., 2000. — С. 12—13.

4См.: Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд., доп. и перераб. — М., 1998. — С. 14.

5См. там же. — С. 6.

6Роик В.Д. Социальная защита работника в процессе труда: проблемы теории и практики: Автореф. дисс. … д-ра экон. наук. — М., 1994. — С. 21.

7См.: Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: перспективы развития. — С. 12.

8См. там же. — С. 19—20.

9Социологический словарь. — Минск, 1991. — С. 253.

10См.: Кудашкин А.В. Конституционно-правовой статус военнослужащих в Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. — М., 1998.

11См.: Кудашкин А.В. Военное право: понятие, актуальные проблемы направления исследований // Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции. 21 апреля 2004 г., г. Москва. — М., 2004. — С. 5—6.

12См.: Заусцинский П. История кодификации русского военного законодательства // Военное законодательство Российской империи (Кодекс русского военного права): Военный сборник. Вып. 10. — М., 1996. — С. 361—362.

13Там же. — С. 362.

14См.: Горобцов Г.А. Социальный потенциал в системе оборонной мощи советского государства: Дисс. … д-ра филос. наук. — М., 1991. — С. 35.

15См.: Певень Л. На пути к профессиональной армии // Гражданин. — 2002. — № 4. — С. 7.

16Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). — 2-е изд. — М., 2001. — С. 80.

17См.: Рывкина Р., Колесникова О. Дисфункция государства и ослабление социальной безопасности России // Вопросы экономики. — 2000. — № 2. — С. 67—75.

18См.: Социальная политика: Учебник. — М., 2004. — С. 95, 117.

19См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. — М., 1997. — С. 67.

20См.: Шайо А. Самоограничение власти. Краткий курс конституционализма. — М., 1999. — С. 269.

21Ледях И.А. Социальное государство и права человека // Социальное государство и защита прав человека. — М., 1994. — С. 27.

22См.: Лоза Г.Г. Социальная защита военнослужащих в условиях формирования гражданского общества: Дисс. … д-ра полит. наук. — М., 1999. — С. 5.

23См.: Социальная политика: Учебник. — С. 93.

24См.: Колотова Н.В. Социально-экономические права человека: системный подход // Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории. Материалы Всероссийской научной конференции. 2—4 февраля 2000 г., г. Москва. — М., 2001. — С. 63—65.

25Коробов С.Е. Социальная функция государства: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. — М., 2000. — С. 11.

26Более подробно о своеобразии социально-экономических прав человека по сравнению с гражданскими и политическими правами см.: Гордон Л.А. Социально-экономические права человека: своеобразие, особенности, значение для России // Общественные науки и современность. — 1997. — № 3. — С. 7—8.

27См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. — М., 1998. — С. 133—134.

28Патернализм (лат. paternus — отцовский, отеческий) — покровительство, опека старшего по отношению к младшим, подопечным (Современный словарь иностранных слов. — М., 1993. — С. 449).

29См.: Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. — 2001. — № 7. — С. 7—8.

30См.: Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. — М., 2001. — С. 43.

31См.: Мизес Л. Социализм. Экономический и социологический анализ. — М., 1994. — С. 103; Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. — С. 6.

32Штейн Л. Учение о военном быте как части науки о государстве / Пер. А. Эртеля. — СПб., 1875. — С. 32.

33См.: Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. — СПб., 2003. — С. 148.

34Дюги Л. Конституционное право: Общая теория государства. — М., 1908. — С. 675.

35См.: Мамут Л.С. Указ. соч. — С. 12.

36См.: Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. — М., 2002. — С. 131; Ракитская Г.Я. Социальные институты и институциональные преобразования в современной России // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Реальная социальная политика в условиях государственной модернизации: опыт, проблемы, перспективы». 13—14 марта 2001 г. — М., 2001.

37См.: Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. — С. 99.

38См.: Гриценко Н.Н. Экономико-правовые особенности формирования социальной политики в России на пути создания социального государства // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Реальная социальная политика в условиях государственной модернизации: опыт, проблемы, перспективы».

39Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. — С. 104.

40См.: Бюджеты, отвечающие интересам людей. Демократизация макроэкономической политики. — М., 2000. — С. 7—8.

41См.: Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. — С. 7.

42См.: Карасева М.В. Политические аспекты российского бюджетного законодательства // Государство и право. — 2002. — № 2. — С. 61.

43См.: Демидов Ю.Н. Уголовно-правовая охрана социально-бюджетной сферы (постановка проблемы) // Государство и право. — 2001. — № 4. — С. 47; Иншаков С.М. Управление социальными процессами и преступность // Преступность: стратегия борьбы. Криминологическая ассоциация. — М., 1997. — С. 130—140.

44Статья 6 БК РФ.

45См.: Землин А.И. Правовое регулирование системы финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации как фактор укрепления военной безопасности России // Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции. 21 апреля 2004 г., г. Москва. — М., 2004. — С. 27.

46См. п. 1 ст. 158 БК РФ.

47См.: Демидов Ю.Н. Указ. соч. — С. 45.

48См.: Олейник Г.С. Научные основы финансов экономики оборонной безопасности России. — М., 2000.— С. 53—54.

49См.: Карасева М.В. Финансовое право — политически «напряженная» отрасль права // Государство и право. — 2001. — № 8. — С. 60.

50Олейник Г.С. Указ. соч. — С. 56.

51Таблица составлена на основании показателей, содержащихся в законах о федеральных бюджетах на соответствующие годы, в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003—2005 гг.), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 1163-р, а также в изданиях: Военный бюджет государства. Методы обоснования и анализа. — М., 2000. — С. 12; Арбатов А., Ромашкин П. Бюджет как зеркало военной реформы // Независимое военное обозрение. — 2003. — № 1; Военные статьи бюджета-2004 // Там же. — 2003. — № 33; Материалы заседания коллегии Министерства обороны Российской Федерации от 26 декабря 2003 г.

52Показатель взят из постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 292.

53Показатель взят из постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. № 321.

54Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. — С. 471—475.

55Российская газета. — 2004. — 27 мая.

56Лишь в 2000 г. были запланированы расходы на оборону в размере 3,91 % ВВП, однако реальные расходы составили 2,63 % (см.: Арбатов А., Ромашкин П. Указ. соч.).

57См.: Прогноз финансово-экономического обеспечения строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2010 года // Независимое военное обозрение. — 1999. — № 4.

58См.: Докторович А.Б., Щербаков А.И. Социальная политика для современной России: концепция развития человека и методология системного анализа // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Реальная социальная политика в условиях государственной модернизации: опыт, проблемы, перспективы».

59См.: Калугин С.В., Цимбал В.И. Влияние исполнения федерального бюджета на военное строительство // Военная мысль. — 2000. — № 6. — С. 15—20.

60См.: Иванов С.Б. Армия новой эпохи: Выступление на сборе руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации «Основные итоги подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации в 2004 учебном году, перспективы их строительства и развития на период до 2016 года» // Красная звезда. — 2004. — 19 ноября.

61См.: Калугин С.В., Цимбал В.И. Указ. соч. — С. 19—20.

62См.: Родионов Ю.Н. Эффективность использования бюджетных средств по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях: Дисс. … канд. экон. наук. — М., 1999. — С. 66.

63См.: Демидов Ю.Н. Указ. соч. — С. 43—51; Родионов Ю.Н. Указ. соч. — С. 65, 76.

64См.: Демидов Ю.Н. Указ. соч. — С. 48.

65См.: Юстус О.И. К вопросу о конкуренции мер административной и финансово-правовой ответственности в связи с нецелевым использованием средств федерального бюджета // Финансовое право. — 2003. — № 3.

66См.: Российская газета. — 2003. — 17 мая.

67См.: определение Конституционного Суда Российской Федерации «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности части первой статьи 128 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2003 год” и подпункта 16 пункта 1 приложения 20 к данному Федеральному закону» от 4 декабря 2003 г. № 415-О; постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов “О федеральном бюджете на 2002 год”, “О федеральном бюджете на 2003 год”, “О федеральном бюджете на 2004 год” и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А.В. Жмаковского» от 23 апреля 2004 г. № 9-П.

68Подробный анализ указанного решения Конституционного Суда Российской Федерации см.: Баренбойм П.Д., Лафитский Д.В., Меркулова Н.Ю. Социальное государство и защита прав военных // Законодательство и экономика. — 2004. — № 7. — С. 5—12.

69Более подробно о данной проблеме см.: Корякин В.М. Приостановление действия отдельных положений законодательства о социальной защите военнослужащих: правовое содержание и правовые последствия // Право в Вооруженных Силах. — 2004. — № 7. — С. 2—6.

70Преюдициальность (от позднелат. preajudicialis — относящийся к предыдущему судебному решению) — обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением по какому-либо делу (Юридическая энциклопедия. — М., 1993. — С. 155).

71См.: Берладир Ю.В. Когда бюджетных средств не хватает // Право в Вооруженных Силах. — 2003. — № 2. — С. 38.

72См.: Белянин С.Е. Некоторые вопросы управления военным строительством: финансовый аспект // Военная мысль. — 2000. — № 5. — С. 56—58; Ермаков С.М., Савинский П.Ф. Военно-экономические проблемы военной реформы // Военная мысль. — 2001. — № 6. — С. 9; Коротченко И. Думский план военной реформы // Независимое военное обозрение. — 2002. — № 4; Цымбал В. России нужна армия не только для «малых» войн // Там же. — 2003. — № 24.

73Более подробно см.: Сырков А.Н. Правовое регулирование финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (историко-административный аспект): Дисс. … канд. юрид. наук. — М., 1999. — С. 47—50.

74См.: Землин А.И. Указ. соч. — С. 29—30.

75См.: Алексеев С.С. Структура советского права. — М., 1995. — С. 179.

76Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов / Под ред. Э.Г. Тучковой. — М., 1997. — С. 20.

77Алиментация (от лат. alimentum — пища, содержание) — в Древнем Риме в конце I — середине III вв. система государственной помощи детям малоимущих родителей и сиротам; складывалась из процентов, получаемых от мелких и средних землевладельцев за выдачу им ссуд государством (см.: Советский энциклопедический словарь. — М., 1987. — С. 40).

78Иванова Р.И. Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе: генезис, развитие и функционирование: Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. — М., 1987. — С. 35—36.

79См.: Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд., доп. и перераб. — М., 1998. — С. 23.

80См.: Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов. — С. 20.

81См., например: Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебное пособие для вузов; Право социального обеспечения России: Учебник / Под. ред. К.Н. Гусова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2004.

82Более подробно о проблемах кодификации военно-социального законодательства говорится в § 3 гл. 3 разд. I настоящего издания.

83См.: Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения: Учебно-методическое пособие. — М., 1995. — С. 7—8.

84См.: Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов. — С. 26; Право социального обеспечения России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. К.Н. Гусова. — М., 2004. — С. 72.

85Таблица составлена на основании данных, содержащихся в постановлениях Правительства Российской Федерации: от 31 мая 2000 г. № 421; от 11 августа 2000 г. № 589; от 11 ноября 2000 г. № 852; от 9 февраля 2001 г. № 99; от 7 сентября 2001 г. № 664; от 21 декабря 2001 г. № 879; от 8 февраля 2002 г. № 91; от 25 мая 2002 г. № 344; от 24 августа 2002 г. № 627; от 1 ноября 2002 г. № 793; от 6 февраля 2003 г. № 62; от 12 мая 2003 г. № 276; от 9 августа 2003 г. № 483; от 5 ноября 2003 г. № 672; от 12 февраля 2004 г. № 74; от 3 сентября 2004 г. № 456, от 26 ноября 2004 г. № 689 и от 2 марта 2005 г. № 105.

86См.: Нестеров В.С. Профсоюз в погонах. — М., 2002. — С. 18—19.

87Силласте Г.Т. Социальная безопасность личности, общества и государства. Безопасность Евразии. — М., 2000. — № 1.

88Цит. по: Нестеров В.С. Указ. соч. — С. 29.

89См.: Право социального обеспечения: Практикум. — С. 19.

90См.: Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. — М., 1978. — С. 210.

91См.: Герасимов А.В., Лоза Г.Г. Социальная защищенность военнослужащего. — М., 1991. — С. 20.

92См.: Защита прав человека в условиях перехода к рынку // Государство и право. — 1993. — № 6. — С. 25.

93См.: Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих: становление, развитие и правовое регулирование. — М., 1995. — С. 21.

94См.: Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. — М., 1997. — С. 231.

95См.: Артамонов Н.В. Льготы офицерам, прапорщикам, мичманам, сверхсрочнослужащим Вооруженных Сил СССР и их семьям. — М., 1974. — С. 4; Он же. Правовой статус военнослужащих в СССР // Советское государство и право. — 1983. — № 5. — С. 21.

96См.: Военное право: Учебник / Под ред. Н.И. Кузнецова. — М., 1996. — С. 70; Военная администрация: Учебник / Под ред. Н.И. Кузнецова. — М., 1998. — С. 222.

97См.: Большая советская энциклопедия. — 3-е изд. — М., 1973. — Т. 12. — С. 584.

98См.: Большая советская энциклопедия. — Т. 6. — С. 118.

99См.: Калашников С.В. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества // Государство и право. — 2002. — № 10. — С. 19.

100См.: Мигачев Ю.И. Правовой статус военнослужащих, гарантии его реализации и защиты в Российской Федерации // Государство и право. — 1997. — № 7. — С. 73—82.

101Право социального обеспечения России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2004. — С. 85.

102Бахрах Д.Н., Бурков А.Л. Акты правосудия как источники административного права // Журнал российского права. — 2004. — № 2. — С. 17.

103См.: Право в Вооруженных Силах. — 2003. — № 8. — С. 24—25.

104По нашим подсчетам, в тексте ныне действующей редакции Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержится более 60 ссылок на иные законы и подзаконные акты.

105Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Статус военнослужащих десять лет спустя // Право в Вооруженных Силах. — 2003. — № 4. — С. 7.

106См.: Николаев А.И. Законодательство в сфере обороны страны не совершенно // Право в Вооруженных Силах. — 2003. — № 8. — С. 3.

107См.: Фортушин В.Е. Право военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (организационно-правовые вопросы): Дисс. … канд. юрид. наук. — М., 2005. — С. 168—169.

108См.: Большая советская энциклопедия. — 3-е изд. — М., 1975. — Т. 21. — С. 6.

109См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 июня 1996 г. № 861; постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. № 936, от 14 июля 2000 г. № 524 и от 9 февраля 2004 г. № 65.

110Следует отметить, что у военных юристов нет единого мнения на этот счет. В юридической литературе высказываются прямо противоположные суждения по рассматриваемому вопросу. Некоторые авторы не видят в данной правовой норме запрета на обучение военнослужащих в аспирантуре гражданских вузов, другие, наоборот, утверждают, что, поскольку в п. 2 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» отсутствует прямое указание на право военнослужащих на получение послевузовского профессионального образования, это означает запрет на их обучение в аспирантуре указанных учебных заведений (см.: Митюрич Д.А. «Вопрос — ответ» // Право в Вооруженных Силах. — 2002. — № 6. — С. 24; Тюрин А.И. «Вопрос — ответ» // Там же. — № 11. — С. 58). Противоречивость мнений юристов по данному вопросу свидетельствует о необходимости более четкой формулировки указанной правовой нормы.

111Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. — М., 1982. — С. 209.

112Мередов Р.О. Реализация прав граждан в социальном обеспечении: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. — М., 1988. — С. 12—13.

113См.: Невинная И. Починок пишет Социальный кодекс // Российская газета. — 2003. — 11 июня.

114См.: Белов В.К., Фатеев К.В. Судебная практика по применению законодательства о воинской обязанности, военной службе, статусе военнослужащих и об участии военных организаций в гражданских правоотношениях. — М., 2004. — С. 460—489; Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» / Под ред. В.Г. Стрекозова. — М., 2002. — С. 480; Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. — СПб., 2003. — С. 124; Он же. Кодификация российского военного законодательства — актуальная задача военного строительства на современном этапе // Актуальные проблемы систематизации военного законодательства в Российской Федерации. Материалы научного семинара — «круглого стола». — М., 2004. — С. 28; Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих». — 3-е изд., доп. и перераб. — М., 2002. — С. 516—557; Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. — М., 2001. — С. 420.

115Российская газета. — 2002. — 26 ноября.

116См.: Афоризмы о юриспруденции /Автор-составитель А.Б. Ванян. — М., 1999. — С. 145.

117См.: Дамаскин О.В. Криминологические проблемы правовой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дисс. ... д-ра юрид. наук. — М., 1994. — С. 281.

118Цит. по: Конституция, закон, подзаконный акт. — М., 1994. — С. 68.

119Ильин И.А. О сущности правосознания. — М., 1993. — С. 24.

120Тихомиров Ю. Фактор отторжения. Почему нормативные акты остаются только на бумаге? // Ваше право. — 2003. — № 41. — С. 7.

121См.: Литягин Н.Н. Ревизия и систематизация законодательства // Государство и право. — 2003. — № 4. — С. 26.

122Российская газета. — 2001. — 4 апреля.

123См.: Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. — С. 415—416, 422.

124См.: Литягин Н.Н. О подготовке Свода законов Российской Федерации // Журнал российского права. — 1999. — № 11.

125Например, в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с 1993 г. внесены изменения и дополнения 16 законами; в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», вступивший в силу с 1 января 1998 г., изменения и дополнения внесены 13 законами; в Федеральный закон «О ветеранах» за два последних года изменения и дополнения вносились 10 раз, включая новую редакцию данного Закона.

126См.: Горбуль Ю.А. Проблемы совершенствования законодательства в Российской Федерации // Журнал российского права. — 2004. — № 6. — С. 27.

127Тихомиров Ю.А. Общая концепция развития законодательства // Журнал российского права. — 1999. — № 1.

128Российская газета. — 2001. — 4 апреля.

129Российская газета. — 2002. — 19 апреля.

130См.: Горбуль Ю.А. Указ. соч. — С. 28.

131См.: Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: перспективы развития. — М., 2000. — С. 12—124.

132См.: Системность законодательства как фактор повышения его качества // Государство и право. — 2002. — № 8. — С. 5.

133См.: Юридический энциклопедический словарь. — М., 1984.

134См.: Колдаева Н.П. Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации // Государство и право. — 2003. — № 2. — С. 13.

135Миронова Т.К. Развитие законодательства о социальном обеспечении: новые подходы // Государство и право. — 1995. — № 2. — С. 46.

136См., например: Корабельников С. Свод законов стабилизирует российское законодательство // Российская юстиция. — 1997. — № 5. — С. 12—13; Литягин Н.Н. О подготовке Свода законов Российской Федерации; Поленина С.В., Колдаева Н.П. О Своде законов Российской Федерации. — М., 1997. — С. 13.

137См.: Литягин Н.Н. Ревизия и систематизация законодательства. — С. 30.

138Российская газета. — 2001. — 4 апреля.

139См.: Невинная И. Указ. соч.

140См.: Российская газета. — 2003. — 11 ноября.

141См.: Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: перспективы развития. — С. 124—125.

142См.: Артамонов Н.В. Советское законодательство о льготах граждан в связи с выполнением воинской обязанности и вопросы его совершенствования: Дисс. ... канд. юрид. наук. — М., 1974; Бирюков Ю.М. Законодательная техника и систематизация советского военного законодательства. — М., 1968; Колибаба Г.Н. О кодификации военного законодательства // Военная мысль. — 1996. — № 10; Побежимов И.Ф. Вопросы дальнейшего укрепления законности и правопорядка в Советских Вооруженных Силах // Труды академии, № 59. — М.: ВПА. — С. 207—217.

143См.: Известия. — 1989. — 16 марта.

144См.: Кибакин М.В. Социальная защищенность офицеров внутренних войск и ее обеспечение в современных условиях (социологический анализ): Дисс. … канд. социол. наук. — М., 1995. — С. 129.

145См.: Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих (теоретико-правовой аспект): Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. — СПб., 1995. — С. 14.

146См.: Государство и право. — 1994. — № 8, 9. — С. 18.

147См.: Концепция социальной защиты военнослужащих Российской Федерации. — М., 1996. — С. 25—26.

148Социальная работа с военнослужащими и членами их семей. Материалы международной конференции «Социальные аспекты военной реформы» (г. Москва, 23—25 мая 1994 г. Секция № 6). — М., 1995. — С. 11.

149См.: Военное законодательство Российской империи (Кодекс русского военного права): Российский военный сборник. Вып. 10. — М., 1996. — С. 350.

150См.: Корень В.Л. Строительство Вооруженных Сил Российской империи в период государственно-правовых преобразований во второй половине XIX века (историко-правовое исследование): Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. — М., 2004. — С. 15—16.

151Заусцинский П. История кодификации русского военного законодательства // Военное законодательство Российской империи. — С. 360.

152См.: Заусцинский П. Указ. соч. — С. 359—360.

153Красная звезда. — 1924. — 28 октября.

154См.: Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих: становление, развитие и правовое регулирование. — М., 1995. — С. 97—98.

155См. там же. — С. 98.

156См.: Шаршун В.А. Нормотворческая деятельность органов вооруженных сил в системе правотворчества социального правового государства: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. — Минск, 2003. — С. 12.

157См.: Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации. — С. 509—511, 517—518; Озеров В.А. Конституционно-правовые основы военной реформы в Российской Федерации: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. — М., 2001. — С. 17; Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции. 21 апреля 2004 г., г. Москва. — М., 2004. — С. 6, 45.

158Актуальные проблемы систематизации военного законодательства в Российской Федерации. Материалы научного семинара — «круглого стола». — М., 2004.

159См.: Коренев А.П. Кодификация советского административного права: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. — Л., 1961. — С. 8.

160См.: Права человека и новое российское законодательство (материалы «Круглого стола») // Государство и право. — 2003. — № 6. — С. 98.

161Цит. по: Осипян В.А. Идея саморазвивающейся правовой системы // Журнал российского права. — 2004. — № 4. — С. 75.

162Аутентичный — действительный, подлинный, соответствующий подлинному (см.: Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. — М., 1978. — С. 30).

163Состояние и перспективы развития науки административного права (Шестые «Лазаревские чтения») // Государство и право. — 2002. — № 11. — С. 12.

164См.: Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: перспективы развития. — С. 126.

165Сделаем весьма существенную оговорку: руководствоваться данным принципом можно только при условии учета действия всей совокупности социальных норм, действующих в обществе (прежде всего, норм морали), иначе под прикрытием данного принципа могут вершиться дела, идущие вразрез с интересами большинства членов общества.

166См.: Костенников М.В., Куракин А.В. К вопросу о кодификации норм административного права России // Государство и право. — 2002. — № 4. — С. 20—24.

167Завадская Л.Н. Концепция закона: отрицание отрицания // Теория права: новые идеи. Выпуск третий. — М., 1993. — С. 12.

168См.: Чернавин Ю.А. Социальный статус военнослужащего (социально-философская концепция). — М., 1997.— С. 113.

169См.: Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд., доп. и перераб. — М., 1998. — С. 14.

170Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. — М., 1986. — С. 59.

171См.: Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие для вузов. — С. 57.

172См.: Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. — М., 1987. — С. 144—145.

173Алексеев С.С. Общая теория права. — С. 144.

174Мацулевич Ю.С. Граждане как субъекты советского права социального обеспечения: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. — М., 1990. — С. 11.

175Российская газета. — 2004. — 18 марта.

176Российская газета. — 2004. — 25 марта.

177См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. № 6-П // Российская газета. — 2004. — 25 марта.

178См.: Ржаницына Л. Запланированный перекос. Бюджет-2004: замечания к социальному разделу // Ваше право. — 2003. — № 35; Роик В. Будет ли преодолена планка бедности? // Пенсионное обеспечение. — 2002. — № 2. — С. 7.

179См.: Текущий архив ГУВР ВС РФ, Д-1в, 2004, т. 10.

180См., например: Копытов А.В. Проблемные вопросы пенсионного обеспечения граждан, проходивших военную службу // Право в Вооруженных Силах. — 2004. — № 1. — С. 7—9.

181Под сотрудниками правоохранительных органов в настоящем издании понимаются сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

182См. постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. № 17-П.

183См.: Локшина О. Страхование жизни // Закон. — 2002. — № 2. — С. 49.

184См.: Белов В.К. Комментарий законодательства о страховании военнослужащих и приравненных к ним лиц. — М., 1999.

185Принципы обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих — это основополагающие правила, выражающие объективные закономерности и особенности организации и проведения данного вида страхования. В нем проявляются не только гражданско-правовые, но и публично-правовые отношения. По своей юридической форме обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих можно отнести к обязательно-конкурентному страхованию: обязательное страхование, при котором сохраняется право выбора страховщика (см.: Военное право: Учебник / Под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. — М., 2004. — С. 311).

186См.: Военное право: Учебник. — С. 311—312.

187См.: Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. — М., 1997. — С. 156.

188См.: Белов В.К. Указ. соч.

189Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (РФ) по гражданским делам. — М., 1994.

190См.: Белов В.К. Указ. соч.

191См.: Белов В.К. Некоторые проблемы правового обеспечения реализации социальной ориентированности института обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих // Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность. Материалы научно-практической конференции. 21 апреля 2004 г., г. Москва. — М., 2004. — С. 17—19.

192См.: Белов В.К. Комментарий законодательства о страховании военнослужащих и приравненных к ним лиц. — С. 56—57; Корякин В.М. Военно-социальная политика Российской Федерации: проблемы правового регулирования. — М., 2003. — С. 94—96; Право в Вооруженных Силах. — 2002. — № 2. — С. 10—11; Социальная защита. — 2002. — № 1. — С. 37—40.

193Штраф в обязательном государственном страховании — это выплата, производимая страховщиком из собственных средств застрахованному лицу (выгодоприобретателю) в случае необоснованной задержки выплаты страховых сумм. Размер штрафа составляет 1 % страховой суммы за каждый день просрочки выплаты, т. е. свыше 15 дней со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате.

194Причинная связь увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к смерти граждан после их увольнения с военной службы (окончания военных сборов), определяется учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.

195Причинная связь увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, определяется Центральной военно-врачебной комиссией Министерства обороны Российской Федерации, военно-врачебными комиссиями видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, флотов в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

196См.: Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х. — М, 2000. — С. 56.

197См.: Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. — М., 2001. — С. 425.

198Калашников С.В. Становление социального государства в России. — М., 2003. — С. 150.

199См.: Гонтмахер Е.Ш. Указ. соч. — С. 317; Обзор экономической политики в России за 1999 год. — М., 2000. — С. 99, 330.

200См.: Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. — С. 443.

201См.: Буравлев Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы в России // Государство и право. — 2003. — № 7. — С. 17; Государственная служба (комплексный подход): Учебное пособие. — 2-е изд. — М., 2000. — С. 315; Облонский А. Госслужба у порога давно назревших реформ // Юридический вестник. — 1998. — № 5.

202См.: Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. — М., 1978. — С. 746; Советский энциклопедический словарь. — М., 1979. — С. 1441.

203См.: Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2004. — С. 422—423.

204См.: Лившиц Р.З. Социальная политика и ее опосредование // Правовая система социализма. Т. 1. — М., 1986. — С. 298.

205См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2003. — С. 60.

206Престиж социальный — привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам общественной жизни и деятельности людей (их социальному положению, профессии, психологическим и физическим качествам), а также социальным институтам, организациям (Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. — М., 2000. — Кн. 2. — С. 1246).

207См.: Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. — СПб., 2004. — С. 68.

208Военное законодательство Российской империи (Кодекс русского военного права) / Российский военный сборник. Вып. 10. — М., 1996. — С. 214.

209Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. — М., 2003. — С. 173.

210См.: Морозова И.С. Льготы в российском праве (вопросы теории и практики): Дисс. … канд. юрид. наук. — Саратов, 1999. — С. 26—27.

211См.: Делягин М. По нижней границе. Кому выгодна замена льгот денежными выплатами? // Ваше право. — 2004. — № 23—24. — С. 17.

212Более подробно о психологических проблемах реформирования льгот см.: Корякин В. Психология ветеранов неподвластна «монетизации»: льготы являются формой общественного и государственного признания их заслуг перед страной и обществом, а не обогащением // Независимое военное обозрение. — 2004. — № 28.

213Более подробно о содержании Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 29-ФЗ см.: Корякин В.М. О новых положениях законодательства о военной службе и статусе военнослужащих в связи с переходом ряда соединений и воинских частей к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту // Право в Вооруженных Силах. — 2004. — № 10. — С. 10—13; Фатеев К.В. Об изменениях в порядке прохождения военной службы, а также некоторых условиях военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами // Право в Вооруженных Силах. — 2004. — № 6. — С. 2—6.

214См.: Храпылина Л.П. Концептуальные подходы к реформированию системы социальной защиты населения в России // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Реальная социальная политика в условиях государственной модернизации: опыт, проблемы, перспективы». 13—14 марта 2001 г. — М., 2001.

215См.: Гаврюшенко П.И. Точку в спорах о правомерности отмены для военнослужащих социально значимых льгот должен поставить Конституционный Суд Российской Федерации // От призыва до запаса защити себя сам. — 2002. — № 9—10. — С. 1—3 (Вкладка в журнал «Право в Вооруженных Силах. — 2002. — № 10).

216См.: Право в Вооруженных Силах. — 2003. — № 11. — С. 14—16.

217Более подробно об указанной проблеме см.: Корякин В.М. Актуальные проблемы реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и членам их семей // Право в Вооруженных Силах. — 2003. — № 8. — С. 11—19; Он же. Нет льгот — нет проблем их реализации // Независимое военное обозрение. — 2003. — № 37.

218Землин А.И. К вопросу о правовом регулировании денежного довольствия и реальных доходах военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. — 2003. — № 9. — С. 5.

219См.: Военное право: Учебник / Под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. — М., 2004. — С. 285.

220Мартиросян В.С. Правовое регулирование льгот и преимуществ военнослужащих и членов их семей в области труда: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. — М., 2004. — С. 12.

221Российская газета. — 2005. — 21 января.

222Нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации по состоянию на 1 февраля 2005 г. не принят.

223Право социального обеспечения России: Учебник. — С. 282.

224Российская газета. — 2005. — 12 января.

225См.: Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов / Под ред. Э.Г. Тучковой. — М., 1997. — С. 110—111.

226См.: Военное право: Учебник. — С. 285.

227Российская газета. — 2004. — 31 декабря.

228Российская газета. — 2005. — 20 января.

229Нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации по данному вопросу по состоянию на 1 апреля 2005 г. не принят.

230Российская газета. — 2004. — 31 декабря.

231Российская газета. — 2004. — 29 декабря.

232Российская газета. — 2005. — 21 января.

233Там же. — 28 января.

234По состоянию на 1 апреля 2005 г. нормативный правовой акт Министерства обороны Российской Федерации, устанавливающий порядок осуществления ЕДВ военнослужащим, имеющим право на ее получение, не принят.

235Российская газета. — 2004. — 29 декабря.

236См.: Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд., доп. и перераб. М., 1998. — С. 204.

237Глобализация — это макромасштабный, многоплановый и внутренне противоречивый процесс нарастания общего в мировых системах: экономической, политической, социальной и правовой (см.: Поленина С.В., Гаврилов О.А., Колдаева Н.П., Лукьянова Е.Г., Скурко Е.В. Воздействие глобализации на правовую систему России // Государство и право. — 2004. — № 3. — С. 5.)

238См.: Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. — 2002. — № 3.

239Ратификация — это юридический акт, совершая который государство заявляет о своем полном признании конвенции и берет на себя обязательство привести в соответствие с ней внутреннее законодательство и практику (Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие. — С. 208).

240См.: Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. — М., 1995. — С. 131—132.

241См.: Ушаков Н.А. Международное право: Учебник. — М., 2000. — С. 269.

242См.: Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» / Под ред. В.Г. Стрекозова. — М., 2002. — Комментарий к ст. 3.

243Более подробно о содержании указанных международно-правовых документов см.: Сборник межгосударственных актов по вопросам социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. — М.: Штаб по координации военного сотрудничества государств — участников СНГ, 1997.

244В соответствии со ст. 5 Положения об Экономическом Суде СНГ, утвержденного Соглашением Совета глав государств СНГ «О статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств» от 6 июля 1992 г., Экономический Суд осуществляет толкование применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов, актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества. Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.

245См.: Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих в зарубежных государствах: правовое регулирование. — М., 1997. — С. 132.

246См.: Реферативный обзор зарубежных источников по вопросам социальной защиты военнослужащих. — М.: ГА ВС РФ, 1992. — С. 2—3.

247См.: Бульда О. Ветеранам — особая забота // Красная звезда. — 2004. — 8 сентября.

248См.: Ванин В. В России идет последовательная кампания по лишению льгот ветеранов // Независимое военное обозрение. — 2004. — № 24. — С. 1, 3.

249См.: Бульда О. Указ. соч.

250См.: Леонидов С. Трудоустройство бывших американских военнослужащих // Зарубежное военное обозрение. — 1993. — № 3. — С. 23.

251См.: Коровников А.В. Указ. соч. — С. 72.

252См. там же — С. 72.

253См.: Мгимов Ю. Социально-правовой статус военнослужащих США // Зарубежное военное обозрение. — 1992. — № 6. — С. 11—16, 31.

254См.: Бульда О. Указ. соч.

255См.: Старцун В.Н. Реализация прав ветеранов военной службы (международно-правовой и сравнительно-правовой опыт научного исследования) // Государство и право. — 2004. — № 4. — С. 43.

256См.: Коровников А.В. Указ. соч. — С. 79.

257См.: Старцун В.Н. Указ. соч. — С. 48—49.

258См.: Дякин В. Социальная защита военнослужащих Франции // Зарубежное военное обозрение. — 1990. — № 2. — С. 91.

259См.: Тихомиров Ю.А. Общая концепция развития законодательства // Журнал российского права. — 1999. — № 1.

260Состояние и перспективы развития науки административного права (Шестые «Лазаревские чтения») // Государство и право. — 2002. — № 11. — С. 11.

261Толкаченко А.А. Основные вехи военного права // Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции. 21 апреля 2004 г., г. Москва. — М., 2004. — С. 10.