logo search
ТК_комм_Шкатулла_2009

Тарифные ставки рабочим за условия труда в строительстве

И НА РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ <*>

--------------------------------

<*> Не приводится.

2. Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569 утв. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Статья 148. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями

Комментарий к статье 148

1. Территориальное регулирование заработной платы путем установления районных коэффициентов в процентах к тарифным ставкам осуществляется в следующих нормативных правовых актах:

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";

Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 692 "О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда";

Постановления Совета Министров - Правительства РФ:

от 7 октября 1993 г. N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера";

от 29 мая 1993 г. N 512 "О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Горный Алтай";

Постановления Правительства РФ:

от 3 декабря 1992 г. N 933 "О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Хакасия";

от 11 августа 1992 г. N 574 "Об отнесении Уватского района Тюменской области к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера";

от 9 апреля 1992 г. N 239 "Об отнесении районов Республики Горный Алтай к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и установлении коэффициентов";

от 27 декабря 1997 г. N 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края";

от 21 октября 1996 г. N 1256 "О мерах государственной поддержки в преодолении депрессивных явлений в экономике Алтайского края";

от 18 июля 1994 г. N 856 "О повышении районных коэффициентов в Республике Тыва в связи с отнесением ее территории к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям";

от 25 февраля 1994 г. N 155 "Об отнесении отдельных территорий Республики Карелия к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям";

от 12 ноября 1992 г. N 868 "О районном коэффициенте для города Мурманска-140";

от 16 июля 1992 г. N 494 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, пособиям, стипендиям на территории некоторых районов Вологодской области";

Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС:

от 17 августа 1971 г. N 325/24 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения";

от 20 ноября 1967 г. N 512/П-28 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения";

от 16 апреля 1966 г. N 216/9 "О районных коэффициентах к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведки и строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств, занятых на территории Томской области севернее 60 градусов северной широты";

от 29 декабря 1964 г. N 611/35 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области".

2. Применение районных коэффициентов к заработной плате федеральных государственных служащих определено в письме Минтруда России от 22 января 2001 г. N 454-ВЯ.

Формирование фондов оплаты труда работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти осуществляется с учетом районных коэффициентов, определенных нормативными правовыми актами РФ. Поскольку нормативный правовой акт, законодательно устанавливающий районные коэффициенты к заработной плате и порядок их выплаты, до настоящего времени не принят, то согласно ТК продолжают действовать нормы бывшего Союза ССР - соответствующие постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС (за исключением субъектов РФ, на территории которых коэффициенты были повышены решениями Правительства РФ).

До установления районных коэффициентов к заработной плате в порядке, предусмотренном ст. 10 Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", к денежному содержанию государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти применяются районные коэффициенты, централизованно установленные нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР для работников непроизводственных отраслей (в том числе органов управления).

По мнению Минфина России, изложенному в связи с запросом о выплате районного коэффициента работникам территориального управления МАП России (ныне - ФАС России), применение районного коэффициента, установленного субъектом РФ, для расчетов денежного содержания федерального государственного служащего является неправомерным. Финансирование расходов на содержание федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (в том числе на денежное содержание) в соответствии с действующим законодательством (БК), Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета, и привлечение на эти цели средств бюджетов иных уровней не допускается.

В настоящее время на территории Мурманской области к денежному содержанию государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти применяется районный коэффициент в размере 1,40 (Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18).

При исчислении пенсий на территории Мурманской области применяется вышеуказанный районный коэффициент в размере 1,40.

Выплата пенсий с применением к ним повышенного районного коэффициента в размере 1,50 может производиться за счет средств местного бюджета путем установления доплат к пенсиям.

Как следует из обращения трудовых коллективов, удовлетворены иски районными (городским) судами г. Мурманска и Мурманским областным судом военнослужащим о взыскании разницы в результате снижения размера районного коэффициента к денежному довольствию. Вместе с тем по вопросу применения районного коэффициента, установленного субъектом РФ в повышенном размере, в отношении военнослужащего (в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба является особым видом федеральной государственной службы) принято решение Верховного Суда РФ от 1 июня 2000 г. N ГКПИ00-505.

Поскольку решения районных (городского) и областного судов по существу противоречат указанному решению Верховного Суда РФ, они могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора в соответствии с ГПК.

3. Районный коэффициент на денежную компенсацию для приобретения книгоиздательской продукции и периодических изданий педагогами не начисляется, так как это не предусмотрено действующим законодательством (письмо Минобразования России от 25 ноября 1998 г. N 20-58-4046/20-4 "О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений").

4. Выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе выплаты по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях, производимые в соответствии с действующим законодательством, включаются в себестоимость продукции (письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 19 июля 2001 г. N 04-02-03/120).

В соответствии со ст. 10 Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусматривается, что районный коэффициент устанавливается законодательным органом Российской Федерации по представлению Правительства РФ.

Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" исполнительным органам субъектов РФ предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов субъектов и местных бюджетов.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Учитывая изложенное, затраты на установление районных коэффициентов в размерах, определенных постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

Затраты на установление повышенных районных коэффициентов против установленных указанными постановлениями не должны уменьшать налоговую базу для исчисления налога на прибыль.

5. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 84 "Об установлении районного коэффициента к заработной плате работников Российской антарктической экспедиции" установлен районный коэффициент 3 к заработной плате работников зимовочного и сезонного составов Российской антарктической экспедиции во время их работы на территории Антарктиды.

Расходы, связанные с реализацией Постановления, производятся за счет средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование расходов по проведению российских антарктических экспедиций на соответствующий год.

Статья 149. Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных

Комментарий к статье 149

1. Комментируемая статья содержит принцип: работа в условиях, отклоняющихся от нормальных, должна быть оплачена в повышенном размере. Этот принцип раскрывается в следующих статьях ТК: ст. 150 - выполнение работ различной квалификации; ст. 151 - совмещение профессий и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника; ст. 152 - сверхурочная работа; ст. 153 - работа в выходные и нерабочие праздничные дни; ст. 154 - работа в ночное время; ст. 158 - освоение новых производств (продукции).

2. При работе в перечисленных условиях работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством, коллективным договором, трудовым договором.

Заключая трудовой договор, работодатель и работник должны проанализировать условия труда. Если условия будут отклоняться от нормальных, то необходимо предусмотреть выплаты компенсирующего характера.

Эти выплаты могут быть установлены как в коллективном договоре и распространяться на группу работников, так и в трудовом договоре, если коллективный договор с работодателем не заключается. В то же время выплаты могут быть установлены и в коллективном договоре, и в трудовом договоре. В трудовом договоре они носят индивидуальный характер.

К выплатам государство предъявляет только одно требование - размеры выплат не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 150. Оплата труда при выполнении работ различной квалификации

Комментарий к статье 150

1. Межразрядная разница - это разница между тарифной ставкой тарифного разряда рабочего и тарифной ставкой тарифного разряда, по которому тарифицируется выполняемая им работа. Оплата труда рабочих-сдельщиков производится с помощью сдельных расценок, устанавливаемых для каждого вида работ, тарифицируемых соответствующим разрядом.

Межразрядная разница выплачивается при условии, если рабочий выполнял норму выработки.

2. Если в течение рабочего дня рабочий с повременной оплатой труда выполнял работу различной квалификации, его труд в течение дня оплачивается по работе более высокой квалификации.

3. Если в течение рабочего дня рабочий со сдельной оплатой труда выполнял работы различной квалификации, его труд оплачивается по расценкам выполняемой им работы, т.е. часть работ по одним расценкам, а часть работ - по другим.

4. Если в течение рабочего дня рабочий со сдельной оплатой труда выполнял работу, тарифицируемую ниже присвоенного ему разряда, то работодатель обязан выплатить ему межразрядную разницу.

5. Тарификация работы - определение разрядов или отнесение ее к той или иной группе оплаты в зависимости от характера условий, в которых она протекает, особенностей данного производства и квалификации работника, требующейся для ее выполнения.

Статья 151. Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором

Комментарий к статье 151

1. Совмещение профессий - выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой или той же профессии (должности) (ст. 60.2 ТК).

2. Совмещение профессий является одним из существенных условий трудового договора. Это условие может быть установлено как при заключении трудового договора, так и впоследствии.

Совмещение профессий устанавливается по соглашению сторон.

3. При оплате труда необходимо исходить из ст. 21 ТК, закрепляющей право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью труда и коллективным договором. Согласно ст. 132 ТК заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничена.

4. Совмещение профессий может включать выполнение полного объема обязанностей и, соответственно, достижение планируемых показателей по должности. В этом случае работник за свою работу получает полный оклад по должности.

Совмещение профессий может включать выполнение только части обязанностей и, соответственно, оплату за выполнение только этой работы.

Работодатель и работник полностью свободны в решении вопроса о совмещении профессий.

5. При совмещении профессий работник может выполнять по поручению работодателя обязанности временно отсутствующего работника.

Статья 152. Оплата сверхурочной работы

Комментарий к статье 152

1. Сверхурочная работа - работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работы сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Сверхурочная работа увеличивает рабочий день и отрицательно сказывается на здоровье. Постоянные сверхурочные работы оказывают отрицательное влияние на дисциплину труда, авторитет организации, приводят к текучести кадров. Сверхурочная работа оплачивается в повышенном размере, чтобы возместить работнику повышенные затраты рабочей силы во время труда.

2. Сверхурочная работа может быть компенсирована работодателем предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно. Такая замена возможна только с согласия работника. В одностороннем порядке работодатель решить вопрос о замене не вправе.

3. Если в нарушение норм ТК работник отработал в 1 день 5 ч сверхурочно, то оплата осуществляется в соответствии со ст. 152 ТК: первые 2 ч - не менее чем в полуторном размере, а следующие 3 ч - не менее чем в двойном размере.

Статья 153. Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни

Комментарий к статье 153

1. Согласно ст. 37 Конституции РФ каждому работнику государством гарантируются выходные и праздничные дни. Работа в выходные и нерабочие праздничные дни, как правило, запрещается. Работодатель имеет право привлечь работника к работе в выходной или праздничный день только по основаниям, установленным в ст. 113 ТК. В этой статье предусмотрены 3 случая, при наличии которых работодатель имеет право привлечь работника к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Кроме того, работодатель может устанавливать дополнительные основания для привлечения к такой работе.

2. В ст. 113 ТК перечислены категории работников, которых работодатель не имеет права привлекать к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.

3. Если работник по собственному желанию отработал в выходной или нерабочий праздничный день, ему по его желанию предоставляется другой день отдыха. Работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. Таким образом, работа в выходной день или компенсируется оплатой в размере дневного заработка, или может быть заменена днем отдыха.

4. Если работник в выходной или праздничный день проработал не полный день, а только часть его, например 6 ч вместо 8 ч, то день отдыха ему предоставляется в полном размере.

См. также правовую позицию Роструда, приведенную в письме от 31 октября 2008 г. N 5917-ТЗ.

Статья 154. Оплата труда в ночное время

Комментарий к статье 154

1. Ночным считается время с 22 до 6 ч (ст. 96 ТК).

2. Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194 "О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства" были предусмотрены нормы по оплате труда ночной работы.

Постановление применяется с учетом изменений, произошедших в сфере хозяйственной деятельности, в части, не противоречащей действующему законодательству, как примерное.

Доплата за работу в вечернюю смену установлена в размере 20%, а за работу в ночную смену - 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене. Указанная доплата за работу в ночную смену производится в случае, если не менее 50% ее продолжительности приходится на ночное время (с 22 до 6 ч). Такие доплаты вводятся взамен дополнительной оплаты труда за работу в ночное время. В тех случаях, когда вводимые доплаты за работу в вечернюю или ночную смену меньше суммы дополнительной оплаты за часы работы в ночное время, сохраняется действующий порядок оплаты труда за работу в ночное время, предусмотренный законодательством для работников отдельных отраслей.

3. Работникам, работающим в 2 смены, были установлены дополнительные отпуска из расчета по 1 дню за каждые отработанные 2 года, но не более 2 дней, а работающим в 3 смены - по 1 дню за каждый отработанный год, но не более 4 дней. Продолжительность отпусков определяется в зависимости от количества отработанных вечерних и ночных смен. Право на указанные дополнительные отпуска имеют рабочие и служащие, проработавшие не менее 50% вечерних или ночных смен в рабочем году (не менее 60 вечерних или 40 ночных смен). Стаж работы для предоставления этих отпусков исчисляется с 1 января 1987 г.

4. В связи с сокращением продолжительности ночной смены на 1 ч необходимо производить рабочим-повременщикам доплату в размере одной часовой тарифной ставки сверх доплат за работу в ночное время (разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 марта 1989 г. N 6/6-140).

При этом доплаты в размере 40% тарифной ставки (оклада) производятся за каждый час работы только в одной смене в сутки, в которой не менее 50% рабочего времени приходится на ночное время (с 22 до 6 ч).

5. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 до 6 ч) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Статья 155. Оплата труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей

Комментарий к статье 155

1. Работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работником норм выработки. Нормальные условия включают (ст. 163 ТК):

исправное состояние помещений, сооружений;

исправное состояние машин, технологической оснастки и оборудования;

своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;

надлежащее качество материалов, инструментов и иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;

своевременное предоставление работнику необходимых предметов для работы;

условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Невыполнение одной из перечисленных обязанностей работодателем, если оно приводит или становится причиной неполного выполнения работником нормы выработки, освобождает работника от ответственности за невыполнение нормы выработки.

2. Неисполнение работодателем обязанности обеспечить работнику нормальные условия труда, которое привело к невыполнению работником норм труда, возлагает на работодателя обязанность оплатить работу в размере не ниже средней заработной платы работника.

Статья 156. Оплата труда при изготовлении продукции, оказавшейся браком

Комментарий к статье 156

1. Брак - продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов.

Брак - продукция, изготовленная с нарушением или отступлением от стандартов, технических условий. Полным браком считается совершенно негодная продукция, частичным - продукция, которая хотя и не отвечает установленным техническим требованиям, но может быть использована.

2. Брак по вине работника причиняет работодателю материальный ущерб, и поэтому работник несет материальную ответственность за его изготовление в соответствии с нормами, изложенными в гл. 39 ТК.

3. Брак не по вине работника возникает тогда, когда работник безукоризненно выполнял свои обязанности и его деятельность не являлась причиной брака. Причиной брака явилось неисполнение администрацией своих обязанностей, например предоставление работнику материалов с дефектами и т.д.

Статья 157. Оплата времени простоя

Комментарий к статье 157

1. Простой - временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ст. 74 ТК).

Простой - время, на протяжении которого станок или работник не производит комплектующих деталей или продуктов. Простой может быть вызван поломкой станков, задержками в поставках сырья или комплектующих деталей, задержками в производственном процессе на ранних стадиях, болезнью или травмой работника или производственным конфликтом. Простой приводит к потере объема производства и сокращению уровня использования оборудования.

Простой - часть времени производственного процесса, в течение которого работник бездействует не по своей вине, например время ожидания, пока машина ремонтируется, или время подготовки ее к работе. Очевидно, что этот период целесообразно минимизировать.

2. Время простоя по вине работника не оплачивается. Вина работника может состоять в том, что работник покинул свое рабочее место или, например, намеренно сломал оборудование, чтобы организовать простой.

3. Продолжительность простоя определяется причиной и может продолжаться от 1 ч до месяца и более. Иногда это время называют вынужденный отпуск.

4. Комментируемая статья не содержит перечня причин простоя по вине работодателя и причин, не зависящих от работодателя. Такие причины могут быть предусмотрены в коллективном договоре.

Статья 158. Оплата труда при освоении новых производств (продукции)

Комментарий к статье 158

1. Новое производство - улучшение существующих продуктов или разработка новых продуктов.

Новшества сопряжены со значительными расходами на финансирование идеи, дизайна продуктов, разработки и тестирования. Поскольку высокая доля новых продуктов так и не получает покупательского признания, всякое новшество сопряжено с высоким риском.

2. Новые идеи реализуются в жизнеспособном новом продукте или в расширении уже существующей номенклатуры изделий. Новые идеи рождаются в фирме (например, в результате научных исследований) или идут от потребителей. Вначале они учитываются относительно их практичности и жизнеспособности. Немногие из оставшихся идей подвергаются затем проверке концепции и детальному анализу с точки зрения их потенциальной прибыльности. После этого количество предложений сокращается еще больше. С преодолевшими все эти препятствия идеями начинается активная работа по созданию нового изделия. Делаются прототипы, которые, пройдя тесты в компании и среди потребителей, совершенствуются. Этот цикл повторяется до тех пор, пока не будут получены удовлетворительные результаты маркетинговых исследований, после этого происходит "запуск" нового изделия, сбыт которого вначале иногда территориально ограничивается (пробный маркетинг).

3. Новое производство - выпуск нового изделия малой серией на опытном заводе. Цель опытного производства - проверка и при необходимости корректировка метода производства. Опытное изделие зачастую используется в маркетинге для выяснения реакции на него потребителей и для внесения соответствующих коррективов.

4. Заработок при освоении нового производства может быть существенно ниже, чем на основном производстве. В то же время без освоения новой продукции нередко нельзя сохранить конкурентоспособность. Для того чтобы сохранить мотивацию труда работников, работодатель вводит сохранение заработка.