logo search
AP

56. Применение и использование огнестрельного оружия

Для обеспечения безопасности личности, общества и государства действующее российское законодательство наделило отдельные категории должностных лиц и граждан Российской Федерации правами на применение и использование огнестрельного оружия.

Очень важно, чтобы применение огнестрельного оружия уполномоченными на то должностными лицами и гражданами Российской Федерации осуществлялось на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом. Исходя из целевого предназначения огнестрельного оружия, его применение в рамках полномочий, установленных законодательством, сотрудниками государственных военизированных организаций и другими должностными лицами правоохранительных и контролирующих органов, имеющих право на ношение и хранение оружия для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей, следует рассматривать как меру административного принуждения. Все иные должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, подлежащие государственной защите, и граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях огнестрельное оружие не для реализации властных полномочий, а в целях самообороны. Применение огнестрельного оружия сотрудниками государственных военизированных организаций регламентируется как специальными нормами, устанавливающими основания, условия и порядок его применения, так и нормами уголовного законодательства, закрепляющими обстоятельства, исключающие преступность данного деяния. В соответствии с ФЗ "Об оружии" граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие в целях самообороны, а именно: для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Следует заметить, что в данной статье установлены одинаковые основания применения гражданами как газового, так и огнестрельного оружия. В административно-правовых нормах определяются основания, условия и порядок применения данного способа принудительного воздействия. В частности, в основания применения огнестрельного оружия закрепляются признаки наиболее опасных ситуаций, которые одновременно могут выступать в качестве элементов, характеризующих объективную сторону наиболее тяжких преступлений либо иных опасных действий, влекущих нарушение субъективных прав граждан и (или) интересов государства. Особенность правового регулирования правил применения служебного огнестрельного оружия определяется наличием большого разнообразия субъектов, наделенных правом на ношение и применение данного вида оружия. К числу должностных лиц государственных органов, которым в соответствии с действующим законодательством предоставлено право на применение служебного оружия относятся: государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, государственные инспектора по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, входящие в состав государственной лесной охраны, должностные лица специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также судьи, прокуроры и следователи прокуратуры и другие должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, подлежащие государственной защите.