64. Признаки субъекта и субъективной стороны административного правонарушения
Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликтоспособностью).
По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.
Индивидуальные субъекты – физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.
Вменяемость – способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.
Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).
Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.
Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.
Элементы субъективной стороны административного правонарушения могут быть обязательными (вина) или факультативными (мотив, цель).
Вина – это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.
Деление вины на умышленную и неосторожную в административном праве применяется только в отношении юридических лиц.
Умышленная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично).
Неосторожная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Цель – предполагаемый результат, к которому стремится виновный; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административных правонарушений.
Мотив – осознаваемая причина, побуждающая виновного к совершению правонарушения, связанная с удовлетворением его потребностей.
Цели и мотивы могут выступать в качестве обязательного признака основного состава правонарушения, квалифицированного признака отдельных составов правонарушений, обязательств, отягчающих или смягчающих административную ответственность.
Цели и мотивы правонарушений подлежат:
• доказыванию по делу об административном правонарушении;
• учету при определении меры и вида административной ответственности;
• анализу при изучении причин совершения правонарушения.
- 1. Понятие административного права как отрасли российского права.
- 2. Государственное управление: понятие, признаки и виды.
- 3. Предмет административного права: содержание и структура.
- 4. Метод административного права.
- 6. Понятие, особенности и виды административно-правовых норм.
- 7. Источники административного права.
- 8. Административно-правовые отношения.
- 9. Административное право как наука.
- 10. Актуальные проблемы административной науки.
- 11. Понятие и виды субъектов административного права.
- 12. Понятие и виды индивидуальных субъектов административного права.
- 13.Административно-правовой статус гражданина рф
- 14. Специальный административно-правовой статус индивидуальных
- 15. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гр
- 16. Обращение граждан.
- 17. Порядок рассмотрения заявлений и жалоб граждан, поданных в адм пор
- 19. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.
- 21. Правительство рф.
- 22. Федеральные органы исполнительной власти.
- 24. Территориальные органы исполнительной власти.
- 25. Понятие и особенности государственной службы.
- 26. Принципы государственной службы.
- 27. Государственная должность: понятие, статус и виды.
- 28. Понятие и особенности государственного служащего.
- 29. Правовой статус государственного служащего.
- 30. Виды государственной службы.
- 31. Понятие государственной гражданской службы.
- 32. Поступление на государственную гражданскую службу. Служебный контракт.
- 33. Прохождение гражданской государственной службы.
- 34. Особенности военной службы.
- 35. Поступление на военную службу по контракту и призыв на военную службу.
- 36. Прохождение военной службы.
- 37. Пребывание гражданина рф в запасе.
- 38. Понятие и виды правоохранительной службы.
- 39. Служба в органах внутренних дел рф.
- 40. Понятие административно-правовых форм осуществления исполнительной власти и их виды.
- 41. Правовые акты управления: понятие и виды.
- 42. Административный договор.
- 43. Понятие административно- правовых методов.
- 44. Виды административно-правовых методов.
- 45. Понятие и виды административного процесса.
- 46. Разрешительное производство.
- 48. Режим контртеррористической операции
- 49. Режим военного положения
- 50. Режим особого положения
- 51. Режим закрытого административно-территориального образования.
- 52. Понятие и виды административного принуждения
- 53. Понятие и виды административно-предупредительных мер
- 54. Меры административного пресечения
- 55. Административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы (фз)
- 56. Применение и использование огнестрельного оружия
- 57. Принудительное лечение
- 58. Понятие административной ответственности
- 59. Понятие и особенности административного правонарушения
- 60. Законодательство об административных правонарушениях
- 61. Отличие административного проступка от преступления и дисциплинарного проступка
- 62. Состав административного правонарушения
- 63. Признаки объекта и объективной стороны административного правонарушения
- 64. Признаки субъекта и субъективной стороны административного правонарушения
- 65. Особенности административной ответственности физических лиц
- 66. Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц
- 67. Особенности административных наказаний
- 68. Виды административных наказаний
- 69. Общие правила назначения адм. Наказаний.
- 70. Давность привлечения к адм. Ответственности.
- 71. Понятие и особенности производства по делам об ап.
- 72. Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях.
- 73. Обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях.
- 74. Субъекты производства по делам об ап.
- 75. Органы (должностные лица) уполномоченные рассматривать дела об ап.
- 76. Участники производства по делам об ап.
- 77. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- 78. Доставление и административное задержание.
- 79. Личный досмотр, осмотр вещей, находящихся при физическом лице
- 80. Досмотр транспортного средства.
- 81. Изъятие вещей и документов.
- 82. Отстранение от управления транспортными средствами.
- 83. Понятие и виды стадий производства по делам об ап.
- 84. Возбуждение дел об административных правонарушениях.
- 85. Рассмотрение дел об ап.
- 86. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
- 87. Исполнение постановлений по делам об ап.
- 88. Способы обеспечения законности в государственном управлении.
- 89. Государственный контроль и надзор в управлении и его виды.
- 90. Прокурорский надзор.
- 91. Административный надзор.
- 92. Управление в области экономического развития.
- 93.Управление в области финансов и кредита.
- Органы управления в сфере финансовой деятельности
- 94.Управление в области промышленности и торговли.
- Органы управления в сфере промышленности и торговли.
- 95.Управление в области энергетики.
- Органы управления в сфере энергетики
- 96.Управление в области сельского хозяйства.
- Органы управления в сфере сельского хозяйства.
- 97.Управление в области регионального развития.
- 99.Управление в области связи и массовых телекоммуникаций.
- 100.Управление в области природопользования и охраны окружающей среды.
- 101.Управление в области здравоохранения и социального развития.
- 102.Управление в системе образования и науки.
- 103. Управление в области культуры, печати и массовых коммуникаций
- 105.Управление в области спорта, туризма и молодежной политики.
- 106. Управление в области обороны.
- 107. Управление в области безопасности, защиты и охраны государственных границ рф.
- 108. Управление в области внутренних дел.
- 109.Правовое положение полиции.
- 110.Внутренние войска и их организация.
- 111. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
- 112. Управление в сфере контроля и оборота наркотиков.
- 113. Управление в области юстиции.
- 114. Управление в области иностранных дел.