19. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.
Орган исполнительной власти — это часть государственного аппарата, осуществляющая деятельность по государственному управлению с целью исполнения законов, связанная с полномочиями распорядительного характера.
С одной стороны, органы исполнительной власти это разновидность органов государственной власти, с другой, субъекты именно исполнительной власти, призванные обеспечивать ее формальную и фактическую реализацию. Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность государственное управление, являясь, следовательно, также органами государственного управления.
Органы исполнительной власти своей государственной природой отличаются от органов исполнительной власти местного самоуправления, а по функциональному назначению от органов других ветвей государственной власти, а также от организаций, которые как таковые не являются субъектами управления (государственных предприятий, учреждений).
Правовое положение органов исполнительной власти во многом предопределяется тем, что они в своей основе (особенно федеральные) все в большей степени становятся органами политического руководства в установленных сферах, ибо их функции государственного управления в принципе отделены от функций непосредственного управления хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций.
20. Виды органов исполнительной власти.
Орган исполнительной власти — это государственная организация, являющаяся целостным самостоятельным структурным образованием государственного аппарата и представляющая собой организованный коллектив людей, который, действуя в рамках закрепленной за ним компетенции от имени государства в целях решения задач, стоящих перед государством и обществом, осуществляет функции исполнительной власти в Российской Федерации и ее субъектах, и наделен для этого государственно-властными полномочиями.
Существуют различные основания классификации органов исполнительной власти.
По территории действия (территориальному масштабу деятельности) органы исполнительной власти можно разделить на:
1) федеральные органы исполнительной власти, которые распространяют свою деятельность на всю территорию Российской Федерации;
2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые распространяют свое действие на территорию данного субъекта Федерации.
3) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (включая территориальные органы Правительства РФ), которые создаются федеральными органами для осуществления своих полномочий как на территории одного субъекта Российской Федерации, так и на территории нескольких субъектов РФ.
По характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:
1) органы общей компетенции, права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории всеми отраслями экономики, социально-культурной и административно-политической сфер. Это Правительство РФ, правительства республик и некоторых других субъектов РФ, администрации краев, областей и др.;
2) органы отраслевой компетенции, права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории какой-либо одной отраслью экономики, социально-культурной либо административно-политической сфер (например, обороной, юстицией, образованием и наукой и т.д.).
3) органы межотраслевой компетенции, права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории вопросами, имеющими межотраслевое значение (например, техническим регулированием, государственной статистикой, тарифами и т.д.).
4) органы специальной компетенции, осуществляющие надзорные, контрольные, разрешительные и некоторые иные специальные функции (например, по экологическому, технологическому и атомному надзору, по финансово-бюджетному надзору и т.д.).
5) органы внутриотраслевой (внутриведомственной) компетенции, права и обязанности которых распространяются на определенное направление работ внутри отрасли.
По организационно-правовым формам и названию различают следующие органы исполнительной власти: правительства, кабинеты министров (имеющие статус правительств), министерства, федеральные службы, федеральные агентства, ведомства, администрации, мэрии, департаменты, главные управления, управления, службы, отделы, инспекции, палаты, центры, комплексы и др.
- 1. Понятие административного права как отрасли российского права.
- 2. Государственное управление: понятие, признаки и виды.
- 3. Предмет административного права: содержание и структура.
- 4. Метод административного права.
- 6. Понятие, особенности и виды административно-правовых норм.
- 7. Источники административного права.
- 8. Административно-правовые отношения.
- 9. Административное право как наука.
- 10. Актуальные проблемы административной науки.
- 11. Понятие и виды субъектов административного права.
- 12. Понятие и виды индивидуальных субъектов административного права.
- 13.Административно-правовой статус гражданина рф
- 14. Специальный административно-правовой статус индивидуальных
- 15. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гр
- 16. Обращение граждан.
- 17. Порядок рассмотрения заявлений и жалоб граждан, поданных в адм пор
- 19. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.
- 21. Правительство рф.
- 22. Федеральные органы исполнительной власти.
- 24. Территориальные органы исполнительной власти.
- 25. Понятие и особенности государственной службы.
- 26. Принципы государственной службы.
- 27. Государственная должность: понятие, статус и виды.
- 28. Понятие и особенности государственного служащего.
- 29. Правовой статус государственного служащего.
- 30. Виды государственной службы.
- 31. Понятие государственной гражданской службы.
- 32. Поступление на государственную гражданскую службу. Служебный контракт.
- 33. Прохождение гражданской государственной службы.
- 34. Особенности военной службы.
- 35. Поступление на военную службу по контракту и призыв на военную службу.
- 36. Прохождение военной службы.
- 37. Пребывание гражданина рф в запасе.
- 38. Понятие и виды правоохранительной службы.
- 39. Служба в органах внутренних дел рф.
- 40. Понятие административно-правовых форм осуществления исполнительной власти и их виды.
- 41. Правовые акты управления: понятие и виды.
- 42. Административный договор.
- 43. Понятие административно- правовых методов.
- 44. Виды административно-правовых методов.
- 45. Понятие и виды административного процесса.
- 46. Разрешительное производство.
- 48. Режим контртеррористической операции
- 49. Режим военного положения
- 50. Режим особого положения
- 51. Режим закрытого административно-территориального образования.
- 52. Понятие и виды административного принуждения
- 53. Понятие и виды административно-предупредительных мер
- 54. Меры административного пресечения
- 55. Административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы (фз)
- 56. Применение и использование огнестрельного оружия
- 57. Принудительное лечение
- 58. Понятие административной ответственности
- 59. Понятие и особенности административного правонарушения
- 60. Законодательство об административных правонарушениях
- 61. Отличие административного проступка от преступления и дисциплинарного проступка
- 62. Состав административного правонарушения
- 63. Признаки объекта и объективной стороны административного правонарушения
- 64. Признаки субъекта и субъективной стороны административного правонарушения
- 65. Особенности административной ответственности физических лиц
- 66. Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц
- 67. Особенности административных наказаний
- 68. Виды административных наказаний
- 69. Общие правила назначения адм. Наказаний.
- 70. Давность привлечения к адм. Ответственности.
- 71. Понятие и особенности производства по делам об ап.
- 72. Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях.
- 73. Обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях.
- 74. Субъекты производства по делам об ап.
- 75. Органы (должностные лица) уполномоченные рассматривать дела об ап.
- 76. Участники производства по делам об ап.
- 77. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- 78. Доставление и административное задержание.
- 79. Личный досмотр, осмотр вещей, находящихся при физическом лице
- 80. Досмотр транспортного средства.
- 81. Изъятие вещей и документов.
- 82. Отстранение от управления транспортными средствами.
- 83. Понятие и виды стадий производства по делам об ап.
- 84. Возбуждение дел об административных правонарушениях.
- 85. Рассмотрение дел об ап.
- 86. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
- 87. Исполнение постановлений по делам об ап.
- 88. Способы обеспечения законности в государственном управлении.
- 89. Государственный контроль и надзор в управлении и его виды.
- 90. Прокурорский надзор.
- 91. Административный надзор.
- 92. Управление в области экономического развития.
- 93.Управление в области финансов и кредита.
- Органы управления в сфере финансовой деятельности
- 94.Управление в области промышленности и торговли.
- Органы управления в сфере промышленности и торговли.
- 95.Управление в области энергетики.
- Органы управления в сфере энергетики
- 96.Управление в области сельского хозяйства.
- Органы управления в сфере сельского хозяйства.
- 97.Управление в области регионального развития.
- 99.Управление в области связи и массовых телекоммуникаций.
- 100.Управление в области природопользования и охраны окружающей среды.
- 101.Управление в области здравоохранения и социального развития.
- 102.Управление в системе образования и науки.
- 103. Управление в области культуры, печати и массовых коммуникаций
- 105.Управление в области спорта, туризма и молодежной политики.
- 106. Управление в области обороны.
- 107. Управление в области безопасности, защиты и охраны государственных границ рф.
- 108. Управление в области внутренних дел.
- 109.Правовое положение полиции.
- 110.Внутренние войска и их организация.
- 111. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
- 112. Управление в сфере контроля и оборота наркотиков.
- 113. Управление в области юстиции.
- 114. Управление в области иностранных дел.