Преобразование унитарного предприятия в оао, как способ приватизации
Согласно п. 2 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации. На основании подп. 1 п. 1 ст. 13 и ст. 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) применяется такой способ приватизации государственного и муниципального имущества, как преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество (ОАО). Для всех видов государственных унитарных предприятий (ГУП), основанных на государственной собственности РФ, субъекта Федерации или муниципальной собственности, будут справедливы следующие правила приватизации. 1. Создание акционерного общества путем реорганизации (ст. 8 Закона об АО) основано на норме ст. 57 ГК РФ о реорганизации. Одним из видов такой реорганизации является преобразование, т.е. прекращение одного юридического лица (в нашем случае - ГУП) и образование на его основе юридического лица другой организационно-правовой формы (ОАО). 2. Смена юридическим лицом одной организационно-правовой формы (ГУП) на другую (ОАО) не является основанием для изменения права собственности (ст. 218 ГК РФ). Это означает, что имущество возникающего в результате преобразования ОАО принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизуемого ГУП. То есть все 100% акций вновь образованного ОАО должны принадлежать собственнику ГУП - Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Данное положение нашло отражение и в названии главы VII Закона о приватизации. 3. Права единственного акционера (в том числе полномочия общего собрания акционеров) в таких обществах осуществляют уполномоченные органы государственной власти РФ, субъекта Федерации или муниципального образования (ст. 39 Закона о приватизации). Современным законодательством о приватизации право покупки акций преобразуемого ОАО работникам унитарного предприятия не предоставлено. В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона о приватизации состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов на земельные участки, предоставленные унитарному предприятию в установленном порядке, и документов, подтверждающих права на них. В передаточном акте указываются все виды имущества и обязательств унитарного предприятия. Форма передаточного акта законодательно не установлена. Однако согласно п. 1 ст. 11 Закона о приватизации в ней должны содержаться следующие данные: - расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия; - сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций. По смыслу части пятой п. 1 ст. 11 и п. 4 ст. 37 Закона о приватизации размер уставного капитала ОАО, созданного путем преобразования унитарного предприятия, определяется исходя из балансовой стоимости подлежащих приватизации активов. Расчет балансовой стоимости активов оформляется в произвольной форме как приложение к передаточному акту. В расчете должны быть указаны размер уставного капитала ОАО, равный величине балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ГУП, а также количество и номинальная стоимость именных обыкновенных бездокументарных акций, составляющих уставный капитал создаваемого открытого акционерного общества. Расчет балансовой стоимости указанных активов производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса с учетом результатов проведения инвентаризации имущества на дату составления акта инвентаризации. Согласно части второй п. 2 ст. 11 Закона*(9) балансовая стоимость подлежащих приватизации активов (БСппа) унитарного предприятия определяется как сумма стоимости чистых активов (СЧА) унитарного предприятия, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков (СЗУ) за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса (БСнпа) унитарного предприятия:
БСппа = СЧА + СЗУ - БСнпа.
Стоимость чистых активов (СЧА) определяется по данным промежуточного баланса в порядке, установленном Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций" (утверждены Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н), и должна соответствовать сумме, указываемой в строке "Чистые активы" Справки к Форме N 3 "Отчет об изменениях капитала", прилагаемой к промежуточному балансу. Показатель строки "Чистые активы" рассчитывается согласно Порядку оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденному Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н, 03-6/пз. Стоимость земельных участков (СЗУ), включенных в план приватизации, определяется в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона. Эта стоимость различается в зависимости от численности населения и равна: - 5-кратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельных участков в поселениях с численностью населения свыше 500 000 человек; - 3-кратному размеру ставки земельного налога - в остальных случаях. При этом в расчет принимается ставка земельного налога за единицу площади земельных участков, действующая на дату составления промежуточного баланса. Балансовая стоимость объектов, не подлежащих приватизации (БСнпа) в составе имущественного комплекса ГУП, определяется по данным промежуточного баланса и должна соответствовать сумме стоимости объектов, включенных в перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ГУП. Перечень объектов, не подлежащих приватизации, и предложения по их дальнейшему использованию составляется в произвольной форме с указанием характеристики каждого объекта и его стоимости. Как показывает практика, зачастую в процессе приватизации возникает вопрос о возможности формирования в преобразованном из ГУП (МУП) акционерном обществе специального фонда акционирования работников общества (ФАРО). Предпосылки для этого содержатся в п. 2 ст. 35 Закона об АО*(11). Указанный фонд формируется из чистой прибыли общества и предназначен исключительно для приобретения акций общества, продаваемых акционерами этого общества для последующего размещения его работникам общества. В ходе первой волны приватизации фонд акционирования работников общества имел большое значение в первую очередь для работников приватизируемых предприятий. В настоящее время образование этого фонда не является обязательным. Он создается лишь в том случае, если возможность и порядок его формирования (в том числе: размер и порядок создания фонда, направление и порядок расходования средств фонда, контроль за их расходованием и т.п.) прямо предусмотрены уставом ОАО. С учетом п. 2 ст. 37 Закона о приватизации*(12) включение в устав создаваемого ОАО положений о создании ФАРО с формальной точки зрения не запрещено. Однако на практике дела обстоят иначе. 1. Согласно ст. 34 Закона об унитарных предприятиях и статьям 6, 14 Закона о приватизации решение о преобразовании унитарного предприятия (равно как и утверждение его устава) принимает собственник имущества предприятия (обычно уполномоченный орган по управлению государственным имуществом). Возможность участия трудового коллектива приватизируемого унитарного предприятия в создании фонда акционирования работников общества действующим законодательством не предусмотрена. 2. Вышеуказанное в п. 1 полностью соответствует нормам главы VII Закона о приватизации, согласно которой при создании ОАО путем преобразования государственного унитарного предприятия все 100% акций ОАО находятся в государственной собственности. При этом функции высшего органа управления обществом - общего собрания акционеров - осуществляются уполномоченным органом государственной власти собственника акций - РФ или субъекта РФ (п. 2 ст. 39 Закона о приватизации). Таким образом, формирование в обществе, где 100% акций находятся в государственной собственности, фонда акционирования работников общества противоречит нормам Закона приватизации.
-
Содержание
- Вопросы к экзамену:
- Понятие предпринимательского права
- Понятие предпринимательской деятельности
- Основные теоретические концепции о природе предпринимательского права
- Основные принципы современного предпринимательского права
- 1) Свобода предпринимательской деятельности.
- Источники предпринимательского права
- Нормативно-правовые акты, как источники предпринимательского права
- Значение гк рф для регулирования предпринимательской деятельности
- Акты Президента рф и Правительства рф и другие подзаконные акты в регулировании предпринимательской деятельности
- Локальные акты в регулировании предпринимательской деятельности
- Общие и специальные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность
- Общая характеристика правового положения предпринимателей
- Общие условия участия государства в предпринимательских отношениях
- Правовое положение индивидуального предпринимателя
- Банкротство индивидуального предпринимателя
- Правовое положение крестьянского фермерского хозяйства
- Хозяйственные товарищества
- Полное товарищество
- Товарищество на вере
- Хозяйственные общества
- Общества с ограниченной ответственностью
- Общества с дополнительной ответственностью
- Акционерные общества
- Открытые акционерные общества
- Закрытые акционерные общества
- Производственные кооперативы
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- Казённые предприятия
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения
- Складочный и уставный капитал хозяйственных обществ
- Принцип замкнутости в хозяйственных обществах
- Предпринимательская деятельность структурных подразделений, некоммерческих организаций, объединений юридических лиц
- Саморегулируемые организации
- Правовое регулирование деятельности предприятий малого бизнеса
- Дочерние и зависимые общества
- Общий порядок создания предпринимателей
- Учреждение и государственная регистрация
- Порядок лицензирования предпринимательской деятельности
- Виды ликвидации предпринимателя
- Порядок удовлетворения требований кредиторов в процессе ликвидации
- Понятия несостоятельности и банкротства
- Стадии банкротства (санация, наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение)
- Правовое положение временного управляющего, административного управляющего, конкурсного управляющего
- Компетенция собрания кредиторов
- Недвижимость, как объект предпринимательских отношений
- Деньги и ценные бумаги, как объекты предпринимательских отношений
- 1)Предъявительские;
- 2)Именные,
- 3)Ордерные
- Вещные права предпринимателей, понятие и виды
- Право собственности предпринимателей
- Понятие и содержание права оперативного управления
- Понятие и содержание права хозяйственного ведения
- Система законодательства о приватизации.
- Компетенция Правительства рф, Росимущества рф, рффи в области приватизации
- Преобразование унитарного предприятия в оао, как способ приватизации
- Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, как способ приватизации
- Продажа акций оао на специализированном аукционе, как способ приватизации
- Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе, как способ приватизации
- Понятие «предпринимательский договор» (предпринимательский и гражданский договор)
- Классификация предпринимательских договоров
- Публичность предпринимательских договоров
- Особый характер ответственности в предпринимательских отношениях
- Договор простого товарищества
- Коммерческая концессия
- Особенности заключения, изменения и расторжения предпринимательских договоров
- Свобода предпринимательских договоров
- Особенности заключения предпринимательских договоров
- Публичная оферта
- Предварительный договор, договор присоединения
- Форма предпринимательских договоров
- 1) Свободе договора;
- 2) Защите стороны договора;
- Исполнение и обеспечение предпринимательских договоров
- Ответственность за нарушение предпринимательских договоров
- Прекращение предпринимательских договоров
- Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- Государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с ней
- Общая характеристика антимонопольного регулирования
- Раздел 2. Специальная часть российского предпринимательского права
- Составы монополистической деятельности
- Естественная и государственная монополия.
- Порядок установления и контроля цен.
- Государственное регулирование качества товаров и услуг (технические регламенты, стандарты, сертификация, метрологический контроль).
- Двухуровневая банковская система и её элементы.
- Банковская система: сущность, основные признаки
- 9.2. Типы банковской системы
- Особенности статуса и функции цб рф
- Понятие и виды кредитных организаций
- Структура банковских сделок
- Участники деятельности на рынке ценных бумаг (эмитент, инвестор, посредник, профессиональные участники рынка ценных бумаг)
- Источники правового регулирования рынка ценных бумаг
- Эмиссия ценных бумаг
- Правовое положение фондовых бирж
- Органы государственного регулирования рынка ценных бумаг и их методы
- Способы управления рынком ценных бумаг (саморегулируемые организации, фонды защиты прав вкладчиков и акционеров)
- Понятие и источники страхового права
- Субъекты страховой деятельности.
- Страховой договор (понятие, форма, порядок заключения, содержание)
- Государственный контроль за деятельностью страховых организаций
- Виды инвестиций и система инвестиционного законодательства
- Субъекты инвестиционной деятельности
- Соглашения о разделе продукции
- Деятельность инвестиционных фондов
- Правовое регулирование иностранных инвестиций, защита прав иностранных инвесторов в рф
- Система государственных органов регулирующих инвестиционную деятельность