logo
Вопросы к экзамену по РПП с ответами!!!

Преобразование унитарного предприятия в оао, как способ приватизации

   Согласно п. 2 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации. На основании подп. 1 п. 1 ст. 13 и ст. 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) применяется такой способ приватизации государственного и муниципального имущества, как преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество (ОАО). Для всех видов государственных унитарных предприятий (ГУП), основанных на государственной собственности РФ, субъекта Федерации или муниципальной собственности, будут справедливы следующие правила приватизации. 1. Создание акционерного общества путем реорганизации (ст. 8 Закона об АО) основано на норме ст. 57 ГК РФ о реорганизации. Одним из видов такой реорганизации является преобразование, т.е. прекращение одного юридического лица (в нашем случае - ГУП) и образование на его основе юридического лица другой организационно-правовой формы (ОАО). 2. Смена юридическим лицом одной организационно-правовой формы (ГУП) на другую (ОАО) не является основанием для изменения права собственности (ст. 218 ГК РФ). Это означает, что имущество возникающего в результате преобразования ОАО принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизуемого ГУП. То есть все 100% акций вновь образованного ОАО должны принадлежать собственнику ГУП - Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Данное положение нашло отражение и в названии главы VII Закона о приватизации. 3. Права единственного акционера (в том числе полномочия общего собрания акционеров) в таких обществах осуществляют уполномоченные органы государственной власти РФ, субъекта Федерации или муниципального образования (ст. 39 Закона о приватизации). Современным законодательством о приватизации право покупки акций преобразуемого ОАО работникам унитарного предприятия не предоставлено. В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона о приватизации состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов на земельные участки, предоставленные унитарному предприятию в установленном порядке, и документов, подтверждающих права на них.                 В передаточном акте указываются все виды имущества и обязательств унитарного предприятия. Форма передаточного акта законодательно не установлена. Однако согласно п. 1 ст. 11 Закона о приватизации в ней должны содержаться следующие данные: - расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия; - сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций. По смыслу части пятой п. 1 ст. 11 и п. 4 ст. 37 Закона о приватизации размер уставного капитала ОАО, созданного путем преобразования унитарного предприятия, определяется исходя из балансовой стоимости подлежащих приватизации активов.                Расчет балансовой стоимости активов оформляется в произвольной форме как приложение к передаточному акту. В расчете должны быть указаны размер уставного капитала ОАО, равный величине балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ГУП, а также количество и номинальная стоимость именных обыкновенных бездокументарных акций, составляющих уставный капитал создаваемого открытого акционерного общества. Расчет балансовой стоимости указанных активов производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса с учетом результатов проведения инвентаризации имущества на дату составления акта инвентаризации. Согласно части второй п. 2 ст. 11 Закона*(9) балансовая стоимость подлежащих приватизации активов (БСппа) унитарного предприятия определяется как сумма стоимости чистых активов (СЧА) унитарного предприятия, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков (СЗУ) за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса (БСнпа) унитарного предприятия:

     БСппа = СЧА + СЗУ - БСнпа.

Стоимость чистых активов (СЧА) определяется по данным промежуточного баланса в порядке, установленном Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций" (утверждены Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н), и должна соответствовать сумме, указываемой в строке "Чистые активы" Справки к Форме N 3 "Отчет об изменениях капитала", прилагаемой к промежуточному балансу. Показатель строки "Чистые активы" рассчитывается согласно Порядку оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденному Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н, 03-6/пз. Стоимость земельных участков (СЗУ), включенных в план приватизации, определяется в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона. Эта стоимость различается в зависимости от численности населения и равна: - 5-кратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельных участков в поселениях с численностью населения свыше 500 000 человек; - 3-кратному размеру ставки земельного налога - в остальных случаях. При этом в расчет принимается ставка земельного налога за единицу площади земельных участков, действующая на дату составления промежуточного баланса. Балансовая стоимость объектов, не подлежащих приватизации (БСнпа) в составе имущественного комплекса ГУП, определяется по данным промежуточного баланса и должна соответствовать сумме стоимости объектов, включенных в перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ГУП. Перечень объектов, не подлежащих приватизации, и предложения по их дальнейшему использованию составляется в произвольной форме с указанием характеристики каждого объекта и его стоимости. Как показывает практика, зачастую в процессе приватизации возникает вопрос о возможности формирования в преобразованном из ГУП (МУП) акционерном обществе специального фонда акционирования работников общества (ФАРО). Предпосылки для этого содержатся в п. 2 ст. 35 Закона об АО*(11). Указанный фонд формируется из чистой прибыли общества и предназначен исключительно для приобретения акций общества, продаваемых акционерами этого общества для последующего размещения его работникам общества. В ходе первой волны приватизации фонд акционирования работников общества имел большое значение в первую очередь для работников приватизируемых предприятий. В настоящее время образование этого фонда не является обязательным. Он создается лишь в том случае, если возможность и порядок его формирования (в том числе: размер и порядок создания фонда, направление и порядок расходования средств фонда, контроль за их расходованием и т.п.) прямо предусмотрены уставом ОАО. С учетом п. 2 ст. 37 Закона о приватизации*(12) включение в устав создаваемого ОАО положений о создании ФАРО с формальной точки зрения не запрещено. Однако на практике дела обстоят иначе. 1. Согласно ст. 34 Закона об унитарных предприятиях и статьям 6, 14 Закона о приватизации решение о преобразовании унитарного предприятия (равно как и утверждение его устава) принимает собственник имущества предприятия (обычно уполномоченный орган по управлению государственным имуществом). Возможность участия трудового коллектива приватизируемого унитарного предприятия в создании фонда акционирования работников общества действующим законодательством не предусмотрена. 2. Вышеуказанное в п. 1 полностью соответствует нормам главы VII Закона о приватизации, согласно которой при создании ОАО путем преобразования государственного унитарного предприятия все 100% акций ОАО находятся в государственной собственности. При этом функции высшего органа управления обществом - общего собрания акционеров - осуществляются уполномоченным органом государственной власти собственника акций - РФ или субъекта РФ (п. 2 ст. 39 Закона о приватизации). Таким образом, формирование в обществе, где 100% акций находятся в государственной собственности, фонда акционирования работников общества противоречит нормам Закона приватизации.