Классификация предпринимательских договоров
Выделение отдельных видов предпринимательских договоров — достаточно сложный вопрос. Как справедливо отмечает С.С. Занковский, «эта проблема — часть более общего вопроса о классификации договорных обязательств, а предложить такую классификацию, в которую легко и логично уложились бы все обязательства, до сих пор никому не удалось. Это, по-видимому, и невозможно, потому что договоры вызываются к жизни практикой, а она не задумывается о том, уложатся ли они в созданные теорией классификационные ряды». Суть первого критерия, который, на наш взгляд, является основным, состоит в разграничении договоров в зависимости от того, что именно стороны хотят от договора получить. Следует различать договоры по характеру правовых последствий, то есть тот результат, который стороны желали бы иметь, вступая в обязательство. Этот результат, если речь идет об имуществе, может быть назван предметом обязательства. Таким образом, предпринимательские договоры следует различать по объекту и предмету. Поскольку, однако, термин «направленность договора», обладая аналогичным значением, более удобен, мы станем использовать его. На первое место необходимо поставить договоры, направленные на передачу имущества. Они представлены в Гражданском кодексе поставкой товаров, в том числе для государственных нужд, контрактацией, энергоснабжением, продажей недвижимости и продажей предприятия. Все они, имея в виду передачу имущества в собственность, составляют подвид названных договоров, в то время как другой их подвид связан с передачей имущества во временное пользование. К нему относятся аренда, в том числе транспортных средств, зданий и сооружений, предприятий, а также финансовая аренда (лизинг). Следующий вид составляют договоры, направленные на выполнение работ. К ним относятся подряд с его разновидностями (строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) и договоры на выполнение научно-исследовательских и прочих близких к ним работ. Третий вид представлен договорами, направленными на оказание услуг. Какого-либо вещественного результата обязательства данного вида не создают; он или вообще отсутствует, или находится вне правоотношения. В этом и состоит своеобразие услуг, где все дело сводится к возмездному выполнению обусловленных договором действий. Услуги в зависимости от характера выполняемых действий подразделяются на два подвида: юридические (поручение, комиссия, агентирование) и фактические (перевозка, хранение и т.п.). Направленность договора на передачу имущества, выполнение работ или оказание услуг не может служить всеобъемлющим критерием, способным разграничить все договорные обязательства. Последние слишком разнообразны для того, чтобы их можно было выстроить в предлагаемые этим критерием ряды. Данное обстоятельство не ставит под сомнение пользу классификации, оно лишь показывает, что материал, с которым работает правовая наука, вряд ли позволит ей дать исчерпывающую классификацию. Классификация предпринимательских договоров с делением на виды с точки зрения их государственного регулирования до сих пор не была предметом фундаментальных исследований. Кроме того, само государственное регулирование экономики слишком разнообразно; его не так просто выстроить в определенную систему, отправляясь от которой можно было бы заняться выявлением видов договоров. Однако мы можем проследить взаимодействие государственной власти с субъектами договорных отношений. Глава пятая Гражданского кодекса Российской Федерации в ст. 124 содержит положения, в соответствии с которыми Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования — выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами, а к данным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Указанные положения Гражданского кодекса и положения иных федеральных законов позволяют, на наш взгляд, выделить еще один признак для деления предпринимательских договоров на виды. Их можно классифицировать в зависимости от того, кто является участником договорных отношений. По этому признаку представляется возможным выделить предпринимательские договоры, заключенные между коммерческими юридическими лицами, и договоры, заключаемые между юридическими лицами и Российской Федерацией (субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями). Рядом федеральных законов предусмотрено заключение (соглашений) договоров между Российской Федерацией (субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями) и иностранными или российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые, на наш взгляд, относятся к числу предпринимательских. Так, ст. 2 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» содержит определение особой экономической зоны как определяемой Правительством Российской Федерации части территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Наделение же определенной территории особым статусом оформляется и основывается на постановлении Правительства Российской Федерации, которое становится юридическим фактом для заключения соглашения о создании особой зоны, а как следствие — фактом для заключения соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.
По соглашению о ведении промышленно-производственной деятельности резидент особой экономической зоны обязуется в течение срока действия соглашения вести на территории особой экономической зоны промышленно-производственную деятельность, предусмотренную соглашением, и осуществить инвестиции в объеме и сроки, предусмотренные соглашением, а органы управления особыми экономическими зонами обязуются в срок, указанный в соглашении, заключить с резидентом особой экономической зоны договор аренды земельного участка, расположенного в пределах территории особой экономической зоны и прошедшего кадастровый учет за счет резидента, для ведения промышленно-производственной деятельности на срок действия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности. Резидент особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее одного миллиона евро по курсу Центрального банка Российской Федерации на день представления заявки на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности в органы управления особыми экономическими зонами, в течение года с даты заключения указанного соглашения. Органы управления особыми экономическими зонами, по существу, предоставляют подписавшим соглашение предпринимателям право использовать таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин. Заключение соглашения предполагает, что в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности нормативные правовые акты о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков — резидентов особых экономических зон, в отношении них не применяются. На наш взгляд, указанные положения Закона свидетельствуют о том, что соглашения о ведении деятельности в особых экономических зонах являются примером взаимовыгодных предпринимательских договоров, превращающих отношения Российской Федерации и предпринимателей в партнерские, подчиненные горизонтальному (договорному), а не вертикальному (административному) регулированию. Аналогичные цели преследовались законодателем при принятии Федерального закона «О концессионных соглашениях». Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Соглашение предусматривает, что продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера. Выгода концедента заключается в том, что концессионером самостоятельно осуществляется ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения. Кроме того, концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования объекта концессионного соглашения. Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования. Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения. Таким образом, Федеральный закон обеспечивает взаимовыгодное сотрудничество государства и предпринимателей, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» также предусматривает заключение соглашений, которые по существу являются предпринимательскими договорами с участием государства. Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения. Выгода государства заключается в том, что инвестор несет обязательства по предоставлению российским юридическим лицам преимущественного права на участие в работах по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании договоров (контрактов) с инвесторами; привлечению работников — граждан Российской Федерации, количество которых должно составлять не менее чем 80 процентов состава всех привлеченных работников, привлечению иностранных рабочих и специалистов только на начальных этапах работ; приобретению необходимых для геологического изучения, добычи, транспортировки и переработки полезных ископаемых технологического оборудования, технических средств и материалов российского происхождения в объеме не менее 70 процентов общей стоимости приобретенных в каждом календарном году для выполнения работ по соглашению оборудования, технических средств и материалов, затраты на приобретение и использование которых возмещаются инвестору компенсационной продукцией. В свою очередь заинтересованность инвестора заключается в приобретении части добытой продукции, которой в том числе компенсируются произведенные им затраты.
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Основанием для осуществления поставок для федеральных государственных нужд является государственный контракт. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта. Природа государственного контракта остается дискуссионной в научной литературе. Многие специалисты в области предпринимательского права считают, что государственный контракт — административный договор. Так, В.С. Белых пишет: «На наш взгляд, государственный контракт есть в первую очередь административный договор, обеспечивающий федеральные и иные публичные интересы». На наш взгляд, данная позиция является неправильной. Представляется, что государственный контракт является предпринимательским договором. Аналогичной позиции придерживается Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Он подчеркнул, что «указанные договоры не следует рассматривать в качестве обычных предпринимательских договоров. Поэтому при рассмотрении споров нужно учитывать особенности этих отношений». С нашей точки зрения государственный контракт — предпринимательский договор. Об этом свидетельствует не только договорная форма, в которую облекаются отношения государственного заказчика и поставщика, но и положения Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Он, в частности, предполагает размещение заказа путем проведения конкурса, аукциона, путем запроса котировок, путем размещения заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах. Используемые механизмы заключения договоров свойственны предпринимательским отношениям, а не административным.
-
Содержание
- Вопросы к экзамену:
- Понятие предпринимательского права
- Понятие предпринимательской деятельности
- Основные теоретические концепции о природе предпринимательского права
- Основные принципы современного предпринимательского права
- 1) Свобода предпринимательской деятельности.
- Источники предпринимательского права
- Нормативно-правовые акты, как источники предпринимательского права
- Значение гк рф для регулирования предпринимательской деятельности
- Акты Президента рф и Правительства рф и другие подзаконные акты в регулировании предпринимательской деятельности
- Локальные акты в регулировании предпринимательской деятельности
- Общие и специальные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность
- Общая характеристика правового положения предпринимателей
- Общие условия участия государства в предпринимательских отношениях
- Правовое положение индивидуального предпринимателя
- Банкротство индивидуального предпринимателя
- Правовое положение крестьянского фермерского хозяйства
- Хозяйственные товарищества
- Полное товарищество
- Товарищество на вере
- Хозяйственные общества
- Общества с ограниченной ответственностью
- Общества с дополнительной ответственностью
- Акционерные общества
- Открытые акционерные общества
- Закрытые акционерные общества
- Производственные кооперативы
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- Казённые предприятия
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения
- Складочный и уставный капитал хозяйственных обществ
- Принцип замкнутости в хозяйственных обществах
- Предпринимательская деятельность структурных подразделений, некоммерческих организаций, объединений юридических лиц
- Саморегулируемые организации
- Правовое регулирование деятельности предприятий малого бизнеса
- Дочерние и зависимые общества
- Общий порядок создания предпринимателей
- Учреждение и государственная регистрация
- Порядок лицензирования предпринимательской деятельности
- Виды ликвидации предпринимателя
- Порядок удовлетворения требований кредиторов в процессе ликвидации
- Понятия несостоятельности и банкротства
- Стадии банкротства (санация, наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение)
- Правовое положение временного управляющего, административного управляющего, конкурсного управляющего
- Компетенция собрания кредиторов
- Недвижимость, как объект предпринимательских отношений
- Деньги и ценные бумаги, как объекты предпринимательских отношений
- 1)Предъявительские;
- 2)Именные,
- 3)Ордерные
- Вещные права предпринимателей, понятие и виды
- Право собственности предпринимателей
- Понятие и содержание права оперативного управления
- Понятие и содержание права хозяйственного ведения
- Система законодательства о приватизации.
- Компетенция Правительства рф, Росимущества рф, рффи в области приватизации
- Преобразование унитарного предприятия в оао, как способ приватизации
- Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, как способ приватизации
- Продажа акций оао на специализированном аукционе, как способ приватизации
- Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе, как способ приватизации
- Понятие «предпринимательский договор» (предпринимательский и гражданский договор)
- Классификация предпринимательских договоров
- Публичность предпринимательских договоров
- Особый характер ответственности в предпринимательских отношениях
- Договор простого товарищества
- Коммерческая концессия
- Особенности заключения, изменения и расторжения предпринимательских договоров
- Свобода предпринимательских договоров
- Особенности заключения предпринимательских договоров
- Публичная оферта
- Предварительный договор, договор присоединения
- Форма предпринимательских договоров
- 1) Свободе договора;
- 2) Защите стороны договора;
- Исполнение и обеспечение предпринимательских договоров
- Ответственность за нарушение предпринимательских договоров
- Прекращение предпринимательских договоров
- Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- Государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с ней
- Общая характеристика антимонопольного регулирования
- Раздел 2. Специальная часть российского предпринимательского права
- Составы монополистической деятельности
- Естественная и государственная монополия.
- Порядок установления и контроля цен.
- Государственное регулирование качества товаров и услуг (технические регламенты, стандарты, сертификация, метрологический контроль).
- Двухуровневая банковская система и её элементы.
- Банковская система: сущность, основные признаки
- 9.2. Типы банковской системы
- Особенности статуса и функции цб рф
- Понятие и виды кредитных организаций
- Структура банковских сделок
- Участники деятельности на рынке ценных бумаг (эмитент, инвестор, посредник, профессиональные участники рынка ценных бумаг)
- Источники правового регулирования рынка ценных бумаг
- Эмиссия ценных бумаг
- Правовое положение фондовых бирж
- Органы государственного регулирования рынка ценных бумаг и их методы
- Способы управления рынком ценных бумаг (саморегулируемые организации, фонды защиты прав вкладчиков и акционеров)
- Понятие и источники страхового права
- Субъекты страховой деятельности.
- Страховой договор (понятие, форма, порядок заключения, содержание)
- Государственный контроль за деятельностью страховых организаций
- Виды инвестиций и система инвестиционного законодательства
- Субъекты инвестиционной деятельности
- Соглашения о разделе продукции
- Деятельность инвестиционных фондов
- Правовое регулирование иностранных инвестиций, защита прав иностранных инвесторов в рф
- Система государственных органов регулирующих инвестиционную деятельность