logo
Вопросы к экзамену по РПП с ответами!!!

Естественная и государствен­ная монополия.

Естественная монополия – это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей произ­водства, а товары, производимые субъектами естественных монополий,

не могут быть замещены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на эти товары в меньшей степени зависит от изменения це­ны на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст.  3 Закона о естест­венных монополиях).

Такого рода товарные рынки требуют специального государст­венного регулирования, направленного на достижение баланса инте­ресов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспе­чивающего, с одной стороны, доступность реализуемого естественными монополиями товара для потребителей, а, с другой, – эффективное функционирование самих субъектов естественных монополий.

В качестве естественных монополий закон называет: транспор­тировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче элект­рической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Для регулирования и контроля деятельности субъектов естест­венных монополий образуются федеральные органы регулирования естественных монополий, которые для осуществления своих полно­мочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Так, например, Указами Президента РФ от 29 ноября 1995 г. № 1194 была образована Федераль­ная энергетическая комиссия РФ[1], от 26 февраля 1996 г. № 276 – Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте[2], постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. № 1343 утверждено Положение о Федеральной службе РФ по регу­лированию естественных монополий в области связи[3].

К основным функциям органов регулирования естественных моно­полий относятся:

– формирование и ведение специальных реестров субъектов естественных монополий;

– определение методов регулирования деятельности конкретных субъектов естественных монополий, как то: 1) ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления цен (тарифов) или их пре­дельного уровня; 2) определение потребителей, подлежащих обяза-

тельному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объе­ме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии. Субъекты естественной монополии не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потреби­телями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, при наличии у субъекта естественной монополии воз­можности произвести (реализовать) такие товары;

– осуществление контроля за крупными сделками субъектов естественных монополий. При этом в законе предусмотрены две формы контроля: предварительный и последующий.

Предварительный контроль осуществляется за:

1) любыми сделками по приобретению права собственности (права пользования) на основные средства, не предназначенные для произ­водства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, если их балансовая стоимость превышает 10 % стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утверж­денному балансу;

2) инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регули­рование в соответствии с Законом о естественных монополиях и кото­рые составляют более 10 % стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

3) продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате кото­рой хозяйствующий субъект приобретает право собственности (владения, пользования) частью основных средств субъекта естест­венной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соот­ветствии с Законом о естественных монополиях, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 % стоимости собст­венного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

Для совершения названных действий субъект естественной моно­полии- обязан представить в соответствующий орган регулирования естественных монополий ходатайство о даче согласия на совершение таких действий (п.  3 ст. 7 Закона естественных монополиях).

Последующий контроль выражается в уведомлении органа регу­лирования естественной монополии о совершении определенных сделок. В соответствии с п.4 ст. 7 Закона о естественных монополиях лицо (группа лиц), которое в результате приобретения акций (долей) в уставном капитале субъекта естественной монополии либо в ре­зультате иных сделок (поручения, доверительного управления, залога) приобретает более чем 10 % общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный капитал субъекта естест­венной монополии, обязано уведомить об этом соответствующий орган естественной монополии в 30-дневный срок со дня приобретения. Такую же обязанность несет субъект естественной монополии, приоб­ретающий акции (доли) в уставном капитале другого хозяйствующего субъекта, предоставляющие ему более чем 10 % общего количества голо­сов, приходящихся на все акции (доли).

Характер полномочий органов регулирования естественных моно­полий сходен с характером полномочий антимонопольных органов вообще. Они вправе принимать предусмотренные Законом о естест­венных монополиях обязательные для субъектов естественных моно­полий решения и направлять им обязательные для исполнения пред­писания (ст.  11). Закон определяет также порядок принятия решений (предписаний) органами регулирования естественных монополий, порядок их исполнения и обжалования, ответственность за нарушения Закона о естественных монополиях.

Государственная монополия – монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы моно­польного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию конт­ролирующего органа[4].

В отличие от естественных монополий, существование которых определяется объективными причинами (невозможность конкурен­ции), государственные монополии вводятся государством в целях обеспечения публичных интересов. Введение государственной моно­полии носит исключительный характер и представляет собой по су­ществу установленное законом ограничение принципа свободы экономической деятельности.

Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 55

В настоящее время существует несколько государственных моно­полий. Так, в соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ от 26 апре­ля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)"»[5] ЦБ РФ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение.

Государственная монополия на экспорт и импорт отдельных видов товаров предусмотрена ст. 17 Федерального закона РФ от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятель­ности»[6]. При этом отмечается, что перечни отдельных видов товаров, на экспорт или импорт которых устанавливается государственная моно­полия, определяются федеральными законами. Государственная монополия в таких случаях осуществляется на основе лицензирования соответствующей деятельности. Лицензии на осуществление этой деятельности выдаются МВЭС РФ исключительно государственным унитарным предприятиям. Сделки по экспорту или импорту отдель­ных видов товаров, совершенные в нарушение государственной моно­полии, являются ничтожными.