Естественная и государственная монополия.
Естественная монополия – это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий,
не могут быть замещены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на эти товары в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Закона о естественных монополиях).
Такого рода товарные рынки требуют специального государственного регулирования, направленного на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего, с одной стороны, доступность реализуемого естественными монополиями товара для потребителей, а, с другой, – эффективное функционирование самих субъектов естественных монополий.
В качестве естественных монополий закон называет: транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы регулирования естественных монополий, которые для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Так, например, Указами Президента РФ от 29 ноября 1995 г. № 1194 была образована Федеральная энергетическая комиссия РФ[1], от 26 февраля 1996 г. № 276 – Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте[2], постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. № 1343 утверждено Положение о Федеральной службе РФ по регулированию естественных монополий в области связи[3].
К основным функциям органов регулирования естественных монополий относятся:
– формирование и ведение специальных реестров субъектов естественных монополий;
– определение методов регулирования деятельности конкретных субъектов естественных монополий, как то: 1) ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня; 2) определение потребителей, подлежащих обяза-
тельному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии. Субъекты естественной монополии не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары;
– осуществление контроля за крупными сделками субъектов естественных монополий. При этом в законе предусмотрены две формы контроля: предварительный и последующий.
Предварительный контроль осуществляется за:
1) любыми сделками по приобретению права собственности (права пользования) на основные средства, не предназначенные для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, если их балансовая стоимость превышает 10 % стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
2) инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях и которые составляют более 10 % стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
3) продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности (владения, пользования) частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 % стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.
Для совершения названных действий субъект естественной монополии- обязан представить в соответствующий орган регулирования естественных монополий ходатайство о даче согласия на совершение таких действий (п. 3 ст. 7 Закона естественных монополиях).
Последующий контроль выражается в уведомлении органа регулирования естественной монополии о совершении определенных сделок. В соответствии с п.4 ст. 7 Закона о естественных монополиях лицо (группа лиц), которое в результате приобретения акций (долей) в уставном капитале субъекта естественной монополии либо в результате иных сделок (поручения, доверительного управления, залога) приобретает более чем 10 % общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный капитал субъекта естественной монополии, обязано уведомить об этом соответствующий орган естественной монополии в 30-дневный срок со дня приобретения. Такую же обязанность несет субъект естественной монополии, приобретающий акции (доли) в уставном капитале другого хозяйствующего субъекта, предоставляющие ему более чем 10 % общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли).
Характер полномочий органов регулирования естественных монополий сходен с характером полномочий антимонопольных органов вообще. Они вправе принимать предусмотренные Законом о естественных монополиях обязательные для субъектов естественных монополий решения и направлять им обязательные для исполнения предписания (ст. 11). Закон определяет также порядок принятия решений (предписаний) органами регулирования естественных монополий, порядок их исполнения и обжалования, ответственность за нарушения Закона о естественных монополиях.
Государственная монополия – монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа[4].
В отличие от естественных монополий, существование которых определяется объективными причинами (невозможность конкуренции), государственные монополии вводятся государством в целях обеспечения публичных интересов. Введение государственной монополии носит исключительный характер и представляет собой по существу установленное законом ограничение принципа свободы экономической деятельности.
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 55
В настоящее время существует несколько государственных монополий. Так, в соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ от 26 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)"»[5] ЦБ РФ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение.
Государственная монополия на экспорт и импорт отдельных видов товаров предусмотрена ст. 17 Федерального закона РФ от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»[6]. При этом отмечается, что перечни отдельных видов товаров, на экспорт или импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются федеральными законами. Государственная монополия в таких случаях осуществляется на основе лицензирования соответствующей деятельности. Лицензии на осуществление этой деятельности выдаются МВЭС РФ исключительно государственным унитарным предприятиям. Сделки по экспорту или импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной монополии, являются ничтожными.
-
Содержание
- Вопросы к экзамену:
- Понятие предпринимательского права
- Понятие предпринимательской деятельности
- Основные теоретические концепции о природе предпринимательского права
- Основные принципы современного предпринимательского права
- 1) Свобода предпринимательской деятельности.
- Источники предпринимательского права
- Нормативно-правовые акты, как источники предпринимательского права
- Значение гк рф для регулирования предпринимательской деятельности
- Акты Президента рф и Правительства рф и другие подзаконные акты в регулировании предпринимательской деятельности
- Локальные акты в регулировании предпринимательской деятельности
- Общие и специальные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность
- Общая характеристика правового положения предпринимателей
- Общие условия участия государства в предпринимательских отношениях
- Правовое положение индивидуального предпринимателя
- Банкротство индивидуального предпринимателя
- Правовое положение крестьянского фермерского хозяйства
- Хозяйственные товарищества
- Полное товарищество
- Товарищество на вере
- Хозяйственные общества
- Общества с ограниченной ответственностью
- Общества с дополнительной ответственностью
- Акционерные общества
- Открытые акционерные общества
- Закрытые акционерные общества
- Производственные кооперативы
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- Казённые предприятия
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения
- Складочный и уставный капитал хозяйственных обществ
- Принцип замкнутости в хозяйственных обществах
- Предпринимательская деятельность структурных подразделений, некоммерческих организаций, объединений юридических лиц
- Саморегулируемые организации
- Правовое регулирование деятельности предприятий малого бизнеса
- Дочерние и зависимые общества
- Общий порядок создания предпринимателей
- Учреждение и государственная регистрация
- Порядок лицензирования предпринимательской деятельности
- Виды ликвидации предпринимателя
- Порядок удовлетворения требований кредиторов в процессе ликвидации
- Понятия несостоятельности и банкротства
- Стадии банкротства (санация, наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение)
- Правовое положение временного управляющего, административного управляющего, конкурсного управляющего
- Компетенция собрания кредиторов
- Недвижимость, как объект предпринимательских отношений
- Деньги и ценные бумаги, как объекты предпринимательских отношений
- 1)Предъявительские;
- 2)Именные,
- 3)Ордерные
- Вещные права предпринимателей, понятие и виды
- Право собственности предпринимателей
- Понятие и содержание права оперативного управления
- Понятие и содержание права хозяйственного ведения
- Система законодательства о приватизации.
- Компетенция Правительства рф, Росимущества рф, рффи в области приватизации
- Преобразование унитарного предприятия в оао, как способ приватизации
- Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, как способ приватизации
- Продажа акций оао на специализированном аукционе, как способ приватизации
- Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе, как способ приватизации
- Понятие «предпринимательский договор» (предпринимательский и гражданский договор)
- Классификация предпринимательских договоров
- Публичность предпринимательских договоров
- Особый характер ответственности в предпринимательских отношениях
- Договор простого товарищества
- Коммерческая концессия
- Особенности заключения, изменения и расторжения предпринимательских договоров
- Свобода предпринимательских договоров
- Особенности заключения предпринимательских договоров
- Публичная оферта
- Предварительный договор, договор присоединения
- Форма предпринимательских договоров
- 1) Свободе договора;
- 2) Защите стороны договора;
- Исполнение и обеспечение предпринимательских договоров
- Ответственность за нарушение предпринимательских договоров
- Прекращение предпринимательских договоров
- Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- Государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с ней
- Общая характеристика антимонопольного регулирования
- Раздел 2. Специальная часть российского предпринимательского права
- Составы монополистической деятельности
- Естественная и государственная монополия.
- Порядок установления и контроля цен.
- Государственное регулирование качества товаров и услуг (технические регламенты, стандарты, сертификация, метрологический контроль).
- Двухуровневая банковская система и её элементы.
- Банковская система: сущность, основные признаки
- 9.2. Типы банковской системы
- Особенности статуса и функции цб рф
- Понятие и виды кредитных организаций
- Структура банковских сделок
- Участники деятельности на рынке ценных бумаг (эмитент, инвестор, посредник, профессиональные участники рынка ценных бумаг)
- Источники правового регулирования рынка ценных бумаг
- Эмиссия ценных бумаг
- Правовое положение фондовых бирж
- Органы государственного регулирования рынка ценных бумаг и их методы
- Способы управления рынком ценных бумаг (саморегулируемые организации, фонды защиты прав вкладчиков и акционеров)
- Понятие и источники страхового права
- Субъекты страховой деятельности.
- Страховой договор (понятие, форма, порядок заключения, содержание)
- Государственный контроль за деятельностью страховых организаций
- Виды инвестиций и система инвестиционного законодательства
- Субъекты инвестиционной деятельности
- Соглашения о разделе продукции
- Деятельность инвестиционных фондов
- Правовое регулирование иностранных инвестиций, защита прав иностранных инвесторов в рф
- Система государственных органов регулирующих инвестиционную деятельность