logo search
Лекции СГУ

Управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях

  • Чрезвычайной называется ситуация на определенной терри­тории, сложившаяся в результате аварии, природного явления или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой жертвы, ущерб здоровью людей или природной среде, а также значительные материальные потери.

  • В обществе постоянно сохраняется угроза природных ката­строф, эпидемий. В России средний уровень риска для человека намного превышает допустимый. Около 20% территорий страны занимают зоны повышенной сейсмической опасности. Наводнения - 400 тыс. км2. Ежегодно возникают 25—30 тыс. лесных пожаров, уничтожающих до 5 млн га леса.

  • Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, ме­стные, территориальные, региональные, федеральные и транс­граничные. Критериями классификации чрезвычайных ситуаций являются: численность пострадавшего населения; наруше­ние условий жизнедеятельности; размер материального ущерба; границы зон распространения поражающих факторов.

  • К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, пора­жающие факторы которой выходят за пределы страны, либо чрезвычайная ситуация, возникшая за рубежом и затрагивающая территорию страны. Территория объявляется зоной чрезвычайной экологической ситуации Указом Президента РФ.

  • На всей территории осуществляется государственный контроль за радиационной обстановкой. На федеральном уровне государственный учет и контроль ядерных материалов осуществляют Министерство Российской Федерации по атомной энергии (Минатом России) и Министер­ство обороны Российской Федерации (Минобороны России). На ведомственном уровне эти функции выполняют федераль­ные органы исполнительной власти, в распоряжении которых находятся ядерные материалы.

  • Органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, местного самоуправления проводятся мероприя­тия по обеспечению правил, норм в области радиационной безопасности, информирование населения о радиационной об­становке, его обучение в области радиационной безопасности.

  • В России весьма уязвимыми к измене­ниям климата являются сельское, лесное и водное хозяйства. В 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию была подписана странами, в том числе Россией, Кон­венция об изменении климата. Цель - добиться стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Создание предусмотренных программой систем контроля, мониторинга, анализа и прогнозирования позволит обеспечить органы государственной власти и отрасли экономики достовер­ной информацией для принятия хозяйственных решений, уменьшающих или исключающих отрицательные последствия изменения климата.

  • Непосредственное государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возложено на федеральные органы исполнительной власти. Обязанности этих органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций являются органической частью их компетенции, осуществляемых в обычных условиях. По отношению к подведомственным организациям они разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях; утверждают отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций и т. д.

  • МЧС России – является специальным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и координацию федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

  • Особенности управления вызываются именно чрезвычайными ситуациями и необходимостью их ликвидации.

  • Так, при чрезвычайных ситуациях Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным законом, может ввести на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Он может принимать решение о привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженные силы Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

  • Полномочия органов государственной власти, в том числе Министерства Российской Федерации можно подразделить на две группы:

  • а) те, которые осуществляются в нормальных условиях и направлены на предупреждение чрезвычайных ситуаций;

  • б) те, которые реализуются в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их последствий. Взятые в своем комплексе, они ориентированы на выполнение важнейшей государственной задачи по защите интересов граждан и общества.