logo search
Правоведение Петергова

1. Теории возникновения государства

В юридической литературе существуют различные кон­цепции возникновения государства.

Теологическая теория.Ее автором был Фома Аквинский (1225—1274). Его учение построено на иерархии форм: от Бо­га чистого разума к духовному и материальному миру. Про­возглашение происхождения государства от Бога обосновы­вает его вечность и нерушимость, оправдывает наиболее реакционные государства, подчеркивает, что любое посяга­тельство на государство обречено на поражение, поскольку власть вложена в руки правителя Богом и она призвана защищать благо всех.

Патриархальная теория.Сущность ее состоит в утвержде­нии, что государство происходит от семьи и является следст­вием исторического развития и разрастания последней, а, сле­довательно, абсолютная власть монарха — это продолжение родительской власти. Основными представителями этой тео­рии были Аристотель, Р. Фильмер, А. Михайловский и др. Например, Р. Фильмер в своем произведении "Патриархия или естественная власть короля" утверждал, что абсолютная власть монарха берет начало непосредственно от Адама. Го­сударство вырастает из семьи, а власть монарху через Адама дана Богом и неподвластна никаким человеческим законам.

Договорная теория.Государство возникло вследствие объ­единения людей по добровольному согласию (договору) на то, что одни будут управлять, а другие — выполнять их управ­ленческие решения. Представителями этой теории были Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

Психологическая теория.Согласно этой теории государ­ство возникло благодаря особым свойствам психики людей. Человеческой психике якобы присуща потребность покор­ности, наследования, осознания зависимости от выдающейся личности. Народ представляет собой инертную массу и не способен принимать решения, а потому нуждается в постоян­ном руководстве. Представителем этой теории был Л. Петражицкий (1867-1931).

Теория насилия.В соответствии с этой теорией государство возникло как результат завоевания одних племен другими, порабощения одного народа другим. По мнению сторонни­ков теории, государство является той силой, которую создают завоеватели для удержания в повиновении завоеванных наро­дов и укрепления власти победителей. Представителями тео­рии были Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.

Органическая теория.Ее обосновал английский философ Г. Спенсер (1820—1903). Он проводил аналогию между госу­дарством и биологическим организмом. По мнению Г. Спен­сера, государство подобно биологическому организму, оно рождается, размножается, стареет и гибнет. Как биологиче­ский организм, государство имеет политическое тело — руки, ноги, голову, туловище, которые выполняют соответствую­щие функции.

Среди других теорий происхождения государства заслужи­вают внимания космическая, технократическая и мусульман­ская. Сторонники космической теорииобъясняют возникно­вение государства доставкой на землю политической органи­зации общества из космоса другими цивилизациями. Сущность технократической теориивозникновения государ­ства якобы состоит в необходимости осуществлять управле­ние государством техническими средствами и орудиями тру­да. Согласно теории исламистовгосударство у мусульман возникает как служитель мусульманского права, которое следит за правильным отправлением правосудия.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что в теории государ­ства и права отсутствует единый взгляд на закономерности возникновения государства и права. Существует мно­жество разнообразных доктрин возникновения государства, а также исторические, географические, демографические и другие особенности возникновения государства у разных на­родов.

Право, как и государство, возникло вследствие необходи­мости управлять социальными процессами. Различают:

Право возникает вследствие:

Между правом и государством устанавливается довольно сложная связь. Посредством права государство стремится претворять в жизнь свою волю.

Юридическое право, сформировавшись вместе с созданием государства, в рабовладельческий и феодальный периоды развития государственности носило классовый ха­рактер и защищало интересы экономически и политически господствующего класса. Вместе с тем юридическое право — явление культуры и цивилизации, поскольку содержит информацию о прошлых и ныне существующих общественных отношениях между людьми на различных этапах развития политической организации общества.

2. Понятие, функции, классификация государств

Государство — это суверенная, политико-территориальная организация власти определенной части населения в социально неоднородном обществе, имеющем спе­циальный аппарат управления и принуждения, обладающая способностью с помощью права делать свои веления общеобязательные для населения всей страны, а также осущест­влять руководство и управление общественными делами.

К основным признакамгосударства относятся:

а) суверенитет;

б) территориальное расселение населения страны;

в) наличие аппарата управления и принуждения;

г) способность разрабатывать общеобязательные правила поведения;

д) способность собирать налоги, осуществлять займы и да­вать кредиты;

е) возможность выражать и защищать интересы опреде­ленной части населения.

Функции государства — это основные на­правления его деятельности, в которых отражаются и кон­кретизируются задачи и цели государства, проявляются его сущность, содержание и социальное назначение в социально неоднородном обществе.

Классификация функций государства:

Основные функции —наиболее общие и наиболее важные комплексные направления деятельности государства по осу­ществлению стратегических задач и целей, стоящих перед го­сударством в конкретный исторический период. К ним отно­сятся функции - обороны; поддержания внешних сношений; охраны правопорядка; информационная; экономическая; экологическая; социальная; культурно-воспитательная и др.

Неосновные функции —это направления деятельности го­сударства по осуществлению конкретных задач во второсте­пенных сферах общественной жизни. К ним относятся: управление персоналом; материально-техническое обеспече­ние и управление имуществом; обеспечение реализации бюд­жетного дела и бухгалтерского учета; правосудие и юридиче­ские функции; поиск, сбор и распространение необходимой для управления интеллектуальной информации и т. п.

Внутренние функции —это такие направления деятельно­сти государства, в которых конкретизируется внутренняя политика относительно экономических, идеологических, экологических, культурных и других аспектов жизни гражданского общества. К внутренним функциям относятся: эко­номическая; культурно-воспитательная; охрана и защита всех форм собственности; социальное обслуживание населения; экологическая; охрана правопорядка, прав и свобод человека и гражданина и др.

Внешние функции —это основные направления деятель­ности государства за его пределами во взаимоотношениях с другими государствами, мировыми общественными органи­зациями и мировым сообществом в целом. Внешними функциями являются: организация сотрудничества с другими субъектами международных отношений, защита государ­ственного суверенитета; поддержание мира в регионе и борь­ба за мирное сосуществование государств различной ориента­ции.

Постоянные функции —это направления деятельности го­сударства, осуществляемые на всех этапах его развития.

Временные функции —это направления деятельности госу­дарства, обусловленные конкретным этапом исторического развития общества.

Гуманитарные функции —это направления деятельности государства и его органов по обеспечению каждому человеку надлежащих условий жизни.

Экономические функции —это направления деятельности государства (его органов) по переходу от плановой к рыноч­ной экономике и дальнейшему развитию производительных сил и производственных отношений на основных принципах развития рынка и добросовестной конкуренции.

Политические функции —это направления деятельности государства (органов государства) по созданию условий для формирования и функционирования государственной власти на основах демократии.

Формы осуществления функций государства

Правовые формыпредставляют собой виды осуществления функций государства, влекущие за собой правовые послед­ствия. Существуют различные виды правовых форм осущест­вления функций государства — правотворческая, управленче­ская (исполнительно-распорядительная), правоохранитель­ная, правоприменительная и др.

Организационные формыосуществления функций государ­ства — это специфические виды фактической деятельности, не влекущие правовых последствий. Различают регламентирующую, экономическую, контроль­ную, воспитательную и другие виды организационных форм.

Методы осуществления функций государства —это средст­ва и способы, с помощью которых претворяются в жизнь спе­циальные виды деятельности государства по реализации его функций.

Методы правотворческой деятельности государства —это средства и способы подготовки, принятия и обнародования законов и других нормативно-правовых актов, обеспечиваю­щих выполнение государственных функций.

Управленческие методы —это средства и способы осущест­вления исполнительно-распорядительной деятельности в сфере реализации функций государства.

Правоохранительные методы —это средства и способы правоохранительной деятельности соответствующих государ­ственных органов.

Организационные методы —это средства и способы осу­ществления организационного вида деятельности по обеспе­чению реализации государственных функций. К ним отно­сятся: программирование; прогнозирование; исследование; осуществление оперативного анализа и др.

Таким образом, функции государства и методы их осущест­вления характеризуют сущность, социальное назначение и роль государства в обществе. В социальных демократических и правовых государствах они олицетворяют общечеловече­ские и гуманитарные формы.

Организация государственной власти в значительной мере зависит от формы государства. Различают форму правления, форму государственного строя, форму государственно-право­вого режима.

Форма правления —это организация верховной государ­ственной власти, порядок ее образования и деятельности, компетенция и взаимосвязь ее органов, а также взаимоотно­шения с населением страны.

Известны две формыправления: монархия и республика.

Монархия —это такая форма правления, при которой вер­ховную власть в государстве полностью или частично осу­ществляет одно лицо, принадлежащее к правящей династии (фараон, король, шах, царь, император и т. д.).

Монархия бывает абсолютной и ограниченной. Абсолют­ная монархия — это форма правления, при которой верхов­ная власть сосредоточивается в руках единоличного главы го­сударства (монарха). При ограниченной (конституционной, парламентской) монархии законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — монарху (или кабинету министров), судебная — судам, состав которых избирается или на­значается.

Республика —форма правления, где верховная власть в го­сударстве принадлежит представительским выборным орга­нам и осуществляется ими.

В арис­тократической республике формальное право избирать или быть избранным принадлежит лишь высшим слоям (напри­мер, рабовладельческие республики в Древних Афинах, Древ­нем Риме).

В демократических республиках формальное право прини­мать участие в выборах органов власти принадлежит всему населению страны, то есть всем гражданам, которые достигли определенного возраста, не признаны судом недееспособ­ными или их право не ограничено по причинам, предусмот­ренным законом.

Известны три вида демократическихрес­публик: парламентская, президентская и смешанная.

Впарламентской республике:

1) президент избирается парламентом;

2) правительство формируется из представителей партий, имеющих большинство в парламенте;

3) правительство подотчетно парламенту;

4) парламент может высказать правительству недоверие, что влечет за собой его отставку.

Впрезидентской республике:

1) президент избирается всенародно или по особой проце­дуре;

2) президент является главой государства и осуществляет исполнительную власть;

3)законодательная власть принадлежит представительно­му органу (парламенту);

4) президент имеет право отлагательного вето и другие права (скажем, право распустить парламент).

Всмешанной республикеесть элементы как президентской, так и парламентской форм правления (например, в Украине).

Форма государственного строя — территориальнаяоргани­зация государства, характер взаимодействия между ее состав­ляющими и каждой частью с государством в целом.

Территория государства разделена на отдельные нацио­нально-политические или административные единицы, ха­рактеризующиеся соотношением частей государства и его ор­ганов с государством в целом и между собой (например, Автономная Республика Крым, Киевская область).

Различают простуюисложную формыгосу­дарственного устройства.

Простое (унитарное) государство —единое государство, которое не имеет внутри обособленных государственных образований, пользующихся определенной самостоятельно­стью. Для государственных органов характерно наличие: еди­ной системы государственных органов; единого законода­тельства; единой территории; единого гражданства; единой общегосударственной символики и т. п.

Сложное государство —формируется из отдельных госу­дарственных образований, которые пользуются определенной самостоятельностью. К этой форме государства относится: федерация, конфедерация, а по утверждению некоторых ав­торов, и империя.

Федерация —суверенное государственное образование (со­юз государств) с особой структурой государственного меха­низма, состоящей как из общефедеративных государственных (общественных) организаций, системы законодательства, а также из аналогичных организаций и законодательства субъектов федерации. Федерация создается на добровольных на­чалах преимущественно в соответствии с заключенными со­ответствующими соглашениями (например, Российская Фе­дерация, США).

Конфедерация —добровольное объединение самостоятель­ных государств для достижения конкретной цели. В конфеде­рации нет единой (или двойной) системы органов, законода­тельства, территории, гражданства. Это нестойкая форма объединения, со временем распадающаяся или преобразую­щаяся в федерацию.

Империя —принудительно образованное посредством за­воевания одного народа другим сложное государство, части которого полностью зависят от верховной власти.

Государственно-правовой режим —это совокупность средств и методов реализации государственной власти, отра­жающих ее характер и содержание с учетом соотношения демократических и недемократических основ. Различаютдемократическийинедемократическийрежимы.

Основные признакидемократического режима:

1) проведение выборов государственных органов в центре и на местах и органов местного самоуправления;

2) плюрализм в политической, экономической, идеологи­ческой и духовной сфере жизнедеятельности людей;

3) равноправие людей, гарантии осуществления ими их прав, выполнение их обязанностей;

4) демократизм правосудия, приоритет методов убеждения перед методами принуждения и т. п.

Следовательно, демократический правовой режим —это осуществление государственной власти на основе действую­щего права с использованием демократических форм народ­ного представительства, исполнительно-распорядительной деятельности, правосудия, контроля и надзора, равноправия населения, а также гарантирование его прав, свобод, закон­ных интересов, выполнение каждым своих обязанностей.

Недемократические режимыподразделяются на тоталитар­ные и авторитарные.

Тоталитарный режим —это совокупность таких средств и методов реализации государственной власти, при которых вся жизнедеятельность общества и каждого отдельного граж­данина (лица) абсолютно регламентирована: власть на всех уровнях формируется закрыто одним лицом или нескольки­ми людьми из правящей верхушки, не контролируется насе­лением; отсутствует какая-либо возможность свободного во­леизъявления и учета интересов всех групп населения; малей­шие вольности немедленно подавляются всеми средствами и способами, вплоть до прямого насилия, действует однопар­тийная система; обычным является грубое вмешательство в личную жизнь человека и гражданина.

Авторитарный режим —это такая совокупность средств и способов реализации государственной власти, при которых она концентрируется в руках правящей верхушки; допуска­ются некоторое размежевание политических сил, легальные возможности через представительные органы или обществен­ные объединения отстаивать интересы определенных слоев населения. Но если такая поляризация политических сил ста­новится антагонистической, включается механизм действия реакционного закона или прямое насилие.

По другим признакам демократические режимы класси­фицируются на демократическо-либеральный, демократическо-радикальный, демократическо-консервативный и др. Среди недемократических различают: военно-полицейский, фашистский, расистский, террористический, диктатуру определенной партии, класса, другой группы или слоя в социаль­но неоднородном обществе и т. п.

Следовательно, форма государства характеризуется соответ­ствующей организацией и реализацией публичной власти, взаи­мосвязью государства с лицом и гражданским обществом.

3. Право – особый вид социальных норм

Социальные нормы — это общие правила поведения людей в обществе, обусловленные объективными закономерностями, яв­ляющиеся результатом сознательной волевой деятельности определенной части или всего общества и обеспечивающиеся разнообразными способами социального влияния.

В зависимости от способа их образования и обеспечения социальные нормы классифицируются на: юридические; нравственные; корпоративные (общественных организаций, политических партий, других объединений граждан); обычаи или традиции.

В зависимости от сферы социальных отношений, регули­рующихся нормами, их подразделяют на: экономические, по­литические, семейные, религиозные, этические и эстетиче­ские, организационные, социально-технические.

Юридические (правовые) нормы —общеобязательные, фор­мально определенные правила поведения, установленные (санкционированные) государством, охраняются, защищают­ся и гарантируются им и содержатся в нормативно-правовых актах.

Нравственные нормы —правила поведения, базирующиеся на моральных взглядах общества на добро и зло, справедли­вое и несправедливое, гуманное и негуманное, а обеспечива­ются, прежде всего, внутренней убежденностью и силой об­щественной мысли.

Корпоративные нормы —правила поведения, которые уста­навливаются и обеспечиваются политическими партиями, общественными организациями и другими объединениями людей.

Обычаи или традиции —правила поведения, которые исторически сложились и вошли (превратились) в привычку людей. Например, празднование традиционных дат или обычай провожать на службу в Вооружен­ные Силы.

Для того чтобы показать, что право является особым ви­дом социальных норм, следует сравнить признаки правовых и других социальных норм.

Правовые нормы, образующие в своей совокупности право:

— возникают вместе с возникновением государства;

— устанавливаются или санкционируются государством;

— выражают волю руководящей части общества;

— образуют внутренне согласованную целостность, един­ство (систему права);

— существуют в обществе как одна система норм;

— формулируют правила поведения в виде прав и обязан­ностей;

— правила поведения, формально определенные по содер­жанию;

— имеют определенные формы внешнего выражения;

— имеют точно определенные границы действия;

— обеспечиваются государственным принуждением и дру­гими способами.

Другие социальные нормы, которые образуют систему со­циального регулирования:

— существуют в любом обществе;

— устанавливаются или санкционируются другими субъ­ектами;

— выражают волю различных частей населения;

— могут существовать и бессистемно, не будучи внутренне согласованными;

— существуют чаще всего в виде нескольких относительно самостоятельных систем нормативного регулирования;

— выражаются не только через права и обязанности, но и через общие принципы, цели, лозунги и т. п.;

— как правило, лишены формальной определенности;

— могут выражаться в любых, не всегда фиксированных формах;

— не всегда имеют точно определенные границы действия;

— обеспечиваются привычкой, внутренним убеждением, моральным, общественным влиянием и другими внегосударственными способами.

Таким образом, право, как особый вид социальных норм, отличается от других социальных норм взаимосвязью с го­сударством, направлениями влияния на общественные отно­шения.