logo search
Лекции СГУ

Основные формы государства

.

Форма государства - это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства)

Можно отметить многообразие форм государств в современном мире. Это определяется тем, что форма каждого конкретного государства складывается под действием множества факторов.

Среди факторов, влияющих на форму государства можно отметить:

Прямо и непосредственно влияет на установление формы конкретного государства соотношение социальных сил, политическая борьба и её результаты

Форма правления - организация верховной государственной власти и порядок ее образования а так же характеристика степени участия граждан в их формировании.

Характер формы правления в конечном счете зависит от типа общества.

В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия.

Для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами - собственниками, характерна республиканская форма правления.

Монархия - это форма правления при которой власть сосредоточена в руках единоличного правителя (просто озвучить)

Монархия как форма правления отличается следующими признаками:

  1. существование единоличного носителя верховной власти, - монарха (фараона, короля, царя, императора, великого князя, шаха, эмира и т.п.), который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;

  2. наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;

  3. тем, что монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы Римского и т.п.);

  4. отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.

Эти признаки в своей идеальной совокупности встречаются достаточно редко. В Византии, например, где из 109 царствовавших императоров 74 были убиты, во всех 74 случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по праву захвата.

В свою очередь монархия делится на :

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу (например Саудовская Аравия, Бруней).

Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий.

К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

С развитием буржуазных отношений абсолютистская монархия в некоторых странах эволюционирует в монархию конституционную, приспосабливаясь к интересам нового господствующего класса - буржуазии.

Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.

Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:

  1. правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

  2. лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

  3. в законодательной , исполнительной и судебной сферах

  4. власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

  5. законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

  6. правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Характеристика

Неограниченная монархия

Ограниченная монархия

Роль монарха в законодательной и исполнительной власти

абсолютная

символическая

Законотворчество

Монарх издает указы имеющие силу закона, так же монарх имеет право вето к законам парламента

Нормативные акты монарх может создавать с разрешения правительства, во многих странах не имеет права вето

Роль парламента

консультативная

Высший законодательный орган государства.

Формирование правительства

По усмотрению монарха, но учитывается ситуация в стране

Состав правительства определяет партия набравшая большинство мест в нижней палате парламента. Монарх только подписывает документ о принятии правительства. Только в редких случаях когда нет большинства монарх назначает сам.

В ряде стран (Великобритания, Швеция) монарх должен принадлежать к государственной религии, являясь ее главой. Поэтому в таких странах он назначает высших священнослужителей.

Во всех мусульманских странах монарх сочетает светскую власть с очень сильной религиозной властью. Воздействие последней на мусульман зачастую гораздо сильнее светской роли монарха. Особое значение такая власть имеет в странах мусульманского фундаментализма (Оман, Катар, Саудовская Аравия и другие).

Монарх оказывает различное влияние на политическую жизнь. В странах Азии, Африки его влияние очень велико, часто имеет определяющий характер, но оно негативно. Монарх там выступает с реакционных позиций, особенно внутри страны. В развитых странах король фактически не участвует в политической жизни, часто сложно говорить о каком-то его влиянии. Оно может обнаруживаться только в кризисных ситуациях и отнюдь не всегда бывает негативным.

История государственности была по существу историей монархий

Республика - форма правления при которой все формы все органы высшей государственной власти избираются народом либо формируются государственным представительным органом.

Республика как форма правления отличается следующими признаками:

  1. Широкое участие населения в формировании государственной власти через систему выборов.

  2. Участие граждан в управлении государством проведение референдумов, опросов выявляющих мнение народа.

  3. Разделение власти на 3 ветви.

  4. Наличием выборного на определенный срок главы государства;

  5. Производным характером государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;

  6. Юридической ответственностью главы государства.

Она подразделяется на два типа:

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

Парламент

Президент

Народ

Правительство

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте.

Если политических партий не много то исполнительная власть очень стабильна и способна принимать качественные решения.

Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Но выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

Так как парламент формирует правитеьство он в любой момент может его отозвать вотумом недоверия.

Глава государства (слабый перзидент) в парламентарной республике обладает полномочиями : обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть.

Наличие постов главы правительства и главы государства обуславливает возникновение дуализма исполнительной власти.

Для недопущения концентрации власти парламентом, конституцией предусматривается сдерживание его президентом, его правом на роспуск парламета или одной из его палат в целя хпроведения выборов

Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 года), Австрию, Швейцарию.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

Парламент

Президент

Народ

Правительство

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду.

Президент и парламент в равной степени легитимированы народом. Президент выбран народом и поэтому может апеллировать к нему в случае конфликта с парламентом.

Президент является и главой государства и главой правительства либо назначает главу правительства и следовательно отсутствует дуализм исполнительной власти.

Но президент нуждается в согласии парламета на создание правительства, но парламент не может сместить правительство.

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти.

Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

В президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента)

В странах Латинской Америки часто встречаются “суперпрезидентские республики”. Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.

Смешанная республика (полупрезидентская, полупарламентская, президентско-парламентской республикой) —форма государственного правления, находящаяся междупрезидентскойипарламентарной республиками.

Правительство

Парламент

Президент

Народ

Президент и парламент в равной степени легитимированы народом и участвуют a формировании правительства. Большое значение имеет политический фон. Предусматривается принцип сдержек и противовесов. Президент имеет право вето на законы и право на роспуск палаты парламента. Парламент может инициировать импичмент в случаях оговоренных в конституции.

Современных государств к смешанным республикам относятся пятая республикавоФранции(после1962 года),Португалия,Литва,Словакия,Россия,Украина,Финляндия,Киргизская Республика