18 Законотворческий процесс в Российской Федерации
Законотворческий процесс – это порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов. Такой порядок закрепляется в Конституции, в регламенте соответствующего органа и имеет несколько этапов. В обобщенном виде они сводятся к следующему:
- предварительное формирование государственной воли;
- возведение государственной воли в закон;
- подписание и обнародование принятого нормативного правового акта (промульгация, от лат. promulgatio – объявление, оповещение, обнародование).
Предварительное формирование государственной воли включает подготовку законопроекта: разработку его концепции, подготовку первоначального текста и его предварительное обсуждение, которое может быть всенародным, как это было, например, при обсуждении проекта нового УПК РФ.
Возведение государственной воли в закон начинается с реализации права законодательной инициативы субъектами, поименованными в Конституции РФ. Законопроект в официальном порядке вносится в правотворческий орган тем субъектом, который готовил данный законопроект. Затем вопрос о рассмотрении законопроекта вносится в повестку дня и в установленные сроки проходит его обсуждение, осуществляемое в трех чтениях, если применительно к конкретному законопроекту не будет принято иное решение. После второго чтения законопроект не подлежит текстуальным изменениям, в него уже не вносятся поправки. Закон в Государственной Думе принимается голосованием, а затем рассматривается Советом Федерации и одобряется им либо отклоняется. Принятый и одобренный Советом Федерации закон направляется Президенту РФ для подписания и опубликования.
Промульгация – заключительный этап законотворческого процесса. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции РФ неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не были опубликованы официально для всеобщего сведения.
Если же принятый Государственной Думой закон отклоняется Советом Федерации или Президент РФ применяет свое право вето (от лат. veto = запрещаю; запрет, накладываемый одним органом власти на решение другого), то это значит, что в законотворческом процессе появятся дополнительные стадии, связанные с тем, что предстоит новое, дополнительное рассмотрение отклоненного закона, внесение поправок в него.
Законотворческий процесс в РФ осуществляется как на уровне федерации, так и на уровне ее субъектов.
.20 Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации
Нормативный правовой акт – это властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Это главная форма права в России и в европейских континентальных странах.
В качестве признака нормативности выступает совокупность следующих свойств правового акта:
- устанавливает правовые нормы (правила поведения);
- обязателен для неопределенного круга лиц;
- рассчитан на неоднократное применение, действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Нормативные правовые акты образуют систему, основанную на их юридической силе. Юридическая сила - свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта зависит от положения органа, издавшего этот акт, в системе органов государства и его компетенции. Компетенция государственного органа понимается как совокупность его властных полномочий по определенным предметам ведения. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов. Акты нижестоящих государственных органов должны соответствовать актам вышестоящих органов и не могут им противоречить.
Нормативные правовые акты обычно подразделяются на законы и подзаконные акты.
Закон – это нормативный правовой акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Подзаконный нормативный правовой акт - это официальный документ, принимаемый строго в пределах компетенции уполномоченного на то органа и содержащий нормы права, которые конкретизируют действующий закон, не выходя за его пределы.
Наиболее важными подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации являются:
- нормативные указы Президента Российской Федерации;
- нормативные постановления Правительства Российской Федерации;
- нормативные правовые акты органов исполнительной власти.
В Конституции Российской Федерации, которая также является законом, поименованы следующие виды нормативных правовых актов:
-федеральные конституционные законы
-федеральные законы
-общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
-регламенты палат Федерального Собрания;
-указы Президента Российской Федерации;
-постановления Правительства Российской Федерации;
-конституции и законы республик в составе Российской Федерации;
-уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;
-законы и иные акты субъектов федерации;
-федеративный и другие государственно-правовые договоры.
- 8. Принципы права: понятие и виды
- Существуют следующие источники права:
- Юридическая доктрина как источник права:
- 13. Соотношение права и закона. Позитивистский и философский подходы
- 14 Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц
- 16 16. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации
- 17 Юридическая техника - это совокупность приемов, правил, средств разработки и оформления нормативно-правовых и индивидуальных юридических актов, обеспечивающих их совершенство.
- 18 Законотворческий процесс в Российской Федерации
- 21. Понятие и виды систематизации законодательства
- 22 Отрасль права. Характеристика основных отраслей права
- Материальное и процессуальное право
- Частное и публичное право
- 24 Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права.
- Соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права
- 25 Понятие и виды правоотношений
- 25. 5. Понятие, структура и виды правоотношений
- 26 Объекты правоотношения
- 27 27. Субъекты правоотношения
- 28 28. Содержание правоотношения
- 29 9. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав
- 31 31. Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения
- 32 Пробелы в праве. Применение аналогии закона и аналогии права
- 33 33. Понятие, виды и способы разрешения коллизий
- Разрешение коллизий сводится к установлению юридического приоритета, или к выбору одной из норм, положения которых противоречат друг другу.
- 1. Приоритет нормы, обладающей более высокой юридической силой.
- 2. Приоритет специальной нормы перед общей.
- 3. Приоритет нормы, принятой позднее.
- Глава 8. Толкование норм права 495
- 35 35. Виды толкования права по объему и субъектам. Интерпретационные акты
- 39 Виды правонарушений
- 40 Понятие и принципы юридической ответственности
- Принципы юридической ответственности
- 44 44. Законность и правопорядок
- 2. По субъективному составу правосознание можно классифицировать на:
- 3. В зависимости от глубины и всесторонности познания закона и иных правовых явлений правосознание делится на:
- 47 47. Современные правовые системы: общая характеристика
- 49 Романо-германская правовая семья, или
- 50 50. Религиозные правовые системы
- 51. Позитивистский тип правопонимания
- 52. Философский тип правопонимания
- 53. Понятие и признаки государства. Сущность государства
- Политическая система общества
- 58 Формы государственного устройства: понятие, виды
- Механизм государства
- Классификация государственных органов
- Современная концепция правового государства
- 65 56. Правовой статус личности: понятие, структура и виды.