53. Понятие и признаки государства. Сущность государства
Понятие государства имеет множество определений. В каждом из них так или иначе подчеркивается, что государство есть организация политической власти, особый институт, обслуживающий интересы как стоящих у власти групп, так и всего общества в целом.
Государство, как определял его Иван Александрович Ильин, – это союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти. В этом определении точно отражены так называемые классические признаки государства, которые были установлены еще в античную эпоху: народ, территория и власть.
Народ – множество людей, участвующих в государственном союзе – должен иметь единый общий интерес, так, чтобы удовлетворение его было бы возможно только через объединение всех. Таким интересом является усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка. Этот интерес называется публичным. Люди должны осознать и признать публичный интерес; государственный союз будет тем сплоченнее и сильнее, чем глубже в гражданах будет чувство общей объединенности публичным интересом.
Каждый участник государственного союза имеет право на личную свободу и право на участие в государственном союзе. Совокупность таких полномочий делают участника государственного союза гражданином. Личную свободу ни одно государство не может искоренять или заглушать внешними запретами. Прочность государства требует, чтобы граждане сознательно и добровольно, на правах зрелых и свободных людей, поддерживали свое правовое единение.
Территориальность государства состоит в том, что его полномочие на власть имеет предел в пространстве. Государство уполномочено властвовать надо всеми теми и требовать подчинения ото всех тех, кто живет или находится временно в пределах его территории.
Власть – основное полномочие государства. Каждое государство властвует только в пределах своих полномочий, которые ограничены, с одной стороны, властными полномочиями других государств, с другой стороны, правами свободы, принадлежащими его гражданам.
Полномочие на власть, принадлежащее государству, распределено между всеми органами, действующими от его лица.
Государство имеет две основные задачи: 1) устанавливать правовые нормы и правовые императивы, 2) работать над проведением в жизнь того порядка, который установлен в нормах как должный. Должный порядок осуществляется или путем управления, или путем применения права. Соответственно законодательная власть создает объективное право, исполнительная –осуществляет управление на этой основе; судебная – применяет право.
По своей сущности государство есть организация: союз, устроенный и живущий на основании обязательных правил. Эти правила, которым подчинены все устройство и вся жизнь государственного союза, называются правовыми нормами.
Государство существует не от природы, но организуется людьми. Оно представляет собой множество людей, связанное единым правом, единой властью и единой территорией в союз: государство есть множество в виде единства.
54
Государственная власть - прежде всего власть политическая. Государственная власть - отношение господства людей над людьми или к отношению подчиненных всех членов общества воле одного или узкой группе людей.
Современное понятие: государственная власть - власть легитимного принуждения, причем принуждения не исчерпывает сущность власти и акцентирует ее управленческий аспект.
Кроме того существуют еще определения: Государственная власть - право, возможность и способность государства оказывать воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных средств и методов. В этом случае государственная власть имеет обязательное правовое обоснование. Государственная власть - система соответствующих институтов и государственных органов, правомочно принимающих властные решения. В этом случае стоит помнить, что гос.власть и гос.органы - это не одно и тоже. Государственная власть - совокупность должностных лиц государственного аппарата, наделенных соответствующими властными полномочиями. Власть - не субъективное право лиц, а конституционная обязанность должностных лиц. Государственная власть - совокупность юридических установленных полномочий, которые имеют все государственные органы и должностные лица, принимающие властные решения. выражение власти через полномочия позволяет перевести философский смысл на язык права, урегулировать политико-правовые процессы. Чем больше полномочий у государственной власти, тем меньшей зрелостью и инициативной свободой характеризуется гражданское общество.
Признаки, присущие только государственной власти: 1) официальный характер, регламентируемый конституцией и законами 2) структурированность аппаратов власти 3) общеобязательный характер ее решений 4) наличие права на легитимное принуждение и использование спецслужб 5) возможность отменять постановления и решения негосударственных политических организаций 6) обладание рядом исключительных прав
Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную и принудительную власть.
Экономическая власть – это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль – это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, — это контроль над средствами достижения всех наших целей» (Хайек. Дорога к рабству / Новый мир, 1991, № 7, с. 218).
С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная – распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Для многих современных государств характерно стремление к демократизации социальной власти. Применительно к власти на предприятиях это проявляется, например, в лишении собственника права принимать и увольнять работника, единолично определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в должности, изменять условия труда и т.п. Все эти социальные вопросы регулируются законодательством и коллективными трудовыми соглашениями и решаются с участием профсоюзов, производственных советов, государственных и общественных бюро по найму рабочей силы, суда и т.п.
Духовно-информационная власть – это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школу, другие образовательные учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, о положении общества, но и манипулированию сознанием и поведением людей.
Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.
Существуют и другие подходы к выделению видов власти.
Так, в зависимости от субъектов власть делится на:
— государственную;
— партийную;
— профсоюзную;
— армейскую;
— семейную и т.п.
По широте распространения выделяются следующие виды власти:
— мегауровень (власть на уровне международных организаций: ООН, НАТО, Европейский Союз и т.п.);
— макроуровень (власть на уровне центральных органов государства);
— мезоуровень (власть на уровне подчиненных центру организаций: региональных, районных);
— микроуровень (власть в первичных организациях и малых группах).
По функциям государственных органов различается власть:
— законодательная;
— исполнительная;
— судебная.
По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
— тоталитарную;
— авторитарную;
— либеральную;
— демократическую.
В зависимости от социальной базы власти выделяются следующие виды власти:
— полиархия (власть многих);
— олигархия (власть финансистов и промышленников);
— плутократия (власть богатой верхушки);
— теократия (власть духовенства);
— партократия (власть партии);
— охлократия (власть толпы).
Политическая власть занимает особое место в структуре власти. Оно обусловлено рядом существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти. К особенностям политической власти относятся следующие:
1) верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;
2) публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть обращается от имени всего общества ко всем гражданам с помощью права;
3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;
4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы;
5) легальность в использовании силы, принуждения в отношении граждан.
Важнейшим элементом политической власти является государственная власть. Чем же различаются политическая и государственная власть?
1. Понятие политической власти шире понятия государственной власти, поскольку политическая деятельность может осуществляться не только в рамках государственных органов, но и в рамках деятельности различных политических движений, партий, профсоюзов, групп давления и т.д. Другими словами, политическая власть рассредоточивается по всему полю политического пространства, образуемого взаимодействием всех политических субъектов.
2. Государственная власть строится по принципу вертикальных связей (т.е. иерархии, подчинения низших звеньев высшим, исполнительной власти законодательной). Политическая же власть осуществляется по принципу горизонтальных связей (как сосуществование, соперничество, борьба между собой различных субъектов политической власти (промышленной, финансовой, армейской и прочих элит, групп давления, отдельных лидеров и т.д.).
3. Государственная власть, согласно российской конституции, заканчивается на уровне областей, дальше власть осуществляется органами местного самоуправления. Последние являются субъектами политической, но уже не государственной власти.
55 Политическая система современного общества.
Кроме государства в обществе функционирует множество других социальных институтов, которые вместе с государством в своей деятельности образуют политическую систему общества. Политика - форма жизнедеятельности людей, связанная с отношениями между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.) внутри страны и между государствами в связи с удовлетворением и обеспечением наиболее значимых для людей и общностей экономических, военных, национальных, социальных, религиозных и иных потребностей и интересов, в том числе и главным образом по поводу захвата, удержания, использования, охраны государственной власти, оказания на неё влияния. Политическая деятельность в обществе реализуется в рамках политической системы. Политическая система общества - это целостная, упорядоченная совокупность политических организаций, принципов, норм, средств, методов, обеспечивающих функционирование политической власти. Элементами политической системы являются: 1) Субъекты политической жизни. Это, в первую очередь, политическая организация общества как совокупность политических объединений общества, выражающих его интересы (государство, политические партии, иные общественные организации и движения). В периоды активных (революционных) общественных изменений субъектами политической жизни может выступать на род, отдельные классы, нации, группы, которые являются в то же время объектом управления политической власти. 2) Политические отношения, которые складываются между субъектами политической деятельности; 3) Политическая деятельность, включающая деятельность всех субъектов политической жизни. 4) Политические принципы и нормы, регулирующие политическую жизнь страны. Большинство политических норм имеют правовую форму закрепления, например, многие конституционные нормы имеют ярко выраженный политический характер. 5) Политическое сознание как осознанное отражение сферы политики субъектами политической и, в целом, социальной жизни (индивидами, группами, классами, общностями), представляющее собой совокупность соответствующих знаний, оценок и соответствующих установок. Ряд авторов отождествляют понятия «политическая система» и «политическая организация». Думается, что это терминологически и содержательно неверно. Политическая организация входит в политическую систему и включает в себя лишь институциональную её часть: 1) государство; 2) все иные политические организации. Политический режим современного российского государства характеризуется переходом от тоталитарного прошлого к демократическим институтам. Для демократического государства характерно наличие в обществе множества создаваемых населением организаций. Наиболее распространённым политическим институтом в России являются общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Все они, как это уже вытекает из самого определения «общественного объединения», характеризуются добровольностью создания, самоуправлением, некоммерческим характером деятельности. Особую роль среди общественных объединений играют политические партии. Они призваны выражать политические интересы различных слоев и групп общества. В условиях идеологического многообразия, отсутствия государственного диктата политические парии в России действительно могут активно участвовать в политической жизни страны: свободно пропагандировать свои программы, бороться за их реализацию на практике.
- 8. Принципы права: понятие и виды
- Существуют следующие источники права:
- Юридическая доктрина как источник права:
- 13. Соотношение права и закона. Позитивистский и философский подходы
- 14 Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц
- 16 16. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации
- 17 Юридическая техника - это совокупность приемов, правил, средств разработки и оформления нормативно-правовых и индивидуальных юридических актов, обеспечивающих их совершенство.
- 18 Законотворческий процесс в Российской Федерации
- 21. Понятие и виды систематизации законодательства
- 22 Отрасль права. Характеристика основных отраслей права
- Материальное и процессуальное право
- Частное и публичное право
- 24 Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права.
- Соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права
- 25 Понятие и виды правоотношений
- 25. 5. Понятие, структура и виды правоотношений
- 26 Объекты правоотношения
- 27 27. Субъекты правоотношения
- 28 28. Содержание правоотношения
- 29 9. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав
- 31 31. Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения
- 32 Пробелы в праве. Применение аналогии закона и аналогии права
- 33 33. Понятие, виды и способы разрешения коллизий
- Разрешение коллизий сводится к установлению юридического приоритета, или к выбору одной из норм, положения которых противоречат друг другу.
- 1. Приоритет нормы, обладающей более высокой юридической силой.
- 2. Приоритет специальной нормы перед общей.
- 3. Приоритет нормы, принятой позднее.
- Глава 8. Толкование норм права 495
- 35 35. Виды толкования права по объему и субъектам. Интерпретационные акты
- 39 Виды правонарушений
- 40 Понятие и принципы юридической ответственности
- Принципы юридической ответственности
- 44 44. Законность и правопорядок
- 2. По субъективному составу правосознание можно классифицировать на:
- 3. В зависимости от глубины и всесторонности познания закона и иных правовых явлений правосознание делится на:
- 47 47. Современные правовые системы: общая характеристика
- 49 Романо-германская правовая семья, или
- 50 50. Религиозные правовые системы
- 51. Позитивистский тип правопонимания
- 52. Философский тип правопонимания
- 53. Понятие и признаки государства. Сущность государства
- Политическая система общества
- 58 Формы государственного устройства: понятие, виды
- Механизм государства
- Классификация государственных органов
- Современная концепция правового государства
- 65 56. Правовой статус личности: понятие, структура и виды.