Механизм государства
Под механизмом государства понимают совокупность всех его органов, посредством которых осуществляются функции государства, решаются стоящие перед ним задачи. Термин "механизм" лежит в основе сравнения государства с машиной, посредством которой правящие силы управляют обществом, порой навязывая ему свою волю с помощью принуждения. Государственный механизм в ходе многовековой истории претерпел существенную эволюцию - от простейших образований, включавших на Древнем Востоке финансовое и военное ведомства, а также ведомство общественных работ, до чрезвычайно сложных и разветвленных структур, насчитывавших многие тысячи человек. Поэтому изучение механизма государства сводится, прежде всего, к изучению его структуры. Традиционно первичным элементом этой структуры считался орган государства. Однако в новейшей отечественной литературе предлагается изучать механизм государства сквозь призму понятия "власть"7. Такое противопоставление не вполне корректно. Ведь механизм государства - это властный механизм. Органы государства обладают властной компетенцией, означающей осуществление властных функций в известной сфере общественной жизни (в этом собственно и состоит их отличительная особенность). С другой стороны, в структурах государства власть осуществляется лишь посредством его органов. Поэтому понятия "государственный орган" и "государственная власть" отражают лишь неодинаковый угол зрения на одну и ту же проблему.
Понятие "механизм государства" раскрывает структуру государства, тогда как термин "государственная власть" призван подчеркнуть разделение ее на:
законодательную ветвь;
исполнительную ветвь;
судебную ветвь.
При этом, важно не само по себе разделение властей, а система сдержек и противовесов, положенная в основу их взаимодействия. Ее цель - не допустить концентрации власти государства в руках лишь одного органа. Порой наряду с термином "механизм государства" совокупность его органов определяют посредством термина "государственный аппарат". Иногда в него включают также вооруженные силы и материальные средства государственной власти. Но чаще под ним понимают систему органов лишь исполнительной власти. 1. Законодательная власть осуществляется представительными органами государства. Это первичные органы в структуре государства, поскольку выражают волю народа в лице его представителей.
Представительные органы подразделяются на:
высшие. К ним относятся органы типа Парламента в Англии, Конгресса в США, Государственной думы в России и т.д. Эти органы издают законы, т.е. акты высшей юридической силы;
местные. Местные представительные органы называются собраниями, советами и т.д. и принимают на основе законов акты, обязательные к исполнению на соответствующих территориях.
В федеративных государствах законодательные органы функционируют на уровне как федерации, так и субъектов федерации. 2. Исполнительная власть. Органы исполнительной власти исполняют законы и в этом смысле являются вторичными, или производными от органов законодательной власти.
Они подразделяются на:
высшие (правительство, министерства и ведомства);
местные, включающие структуры исполнительных органов на местах (местные администрации (правительства), их отделы и управления).
Исполнительную власть осуществляют глава государства, правительство, министерства и ведомства, а также местные органы исполнительной власти. Органы местного самоуправления в систему государственных органов Российской Федерации не входят. По характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции (правительства, администрация тех или иных административно-территориальных единиц) и органы специальной компетенции (министерства и ведомства и их органы на местах). 3. Органы судебной власти осуществляют правосудие и включают в Российской Федерации суды общей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Правосудие осуществляется на основе принципа независимости судей и подчинения их только конституции и законам. В ряде стран важную роль в механизме государства играет система органов прокуратуры, как надзорная инстанция за соблюдением законности всеми организациями, учреждениями, гражданами, государственными органами и должностными лицами.
62
- 8. Принципы права: понятие и виды
- Существуют следующие источники права:
- Юридическая доктрина как источник права:
- 13. Соотношение права и закона. Позитивистский и философский подходы
- 14 Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц
- 16 16. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации
- 17 Юридическая техника - это совокупность приемов, правил, средств разработки и оформления нормативно-правовых и индивидуальных юридических актов, обеспечивающих их совершенство.
- 18 Законотворческий процесс в Российской Федерации
- 21. Понятие и виды систематизации законодательства
- 22 Отрасль права. Характеристика основных отраслей права
- Материальное и процессуальное право
- Частное и публичное право
- 24 Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права.
- Соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права
- 25 Понятие и виды правоотношений
- 25. 5. Понятие, структура и виды правоотношений
- 26 Объекты правоотношения
- 27 27. Субъекты правоотношения
- 28 28. Содержание правоотношения
- 29 9. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав
- 31 31. Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения
- 32 Пробелы в праве. Применение аналогии закона и аналогии права
- 33 33. Понятие, виды и способы разрешения коллизий
- Разрешение коллизий сводится к установлению юридического приоритета, или к выбору одной из норм, положения которых противоречат друг другу.
- 1. Приоритет нормы, обладающей более высокой юридической силой.
- 2. Приоритет специальной нормы перед общей.
- 3. Приоритет нормы, принятой позднее.
- Глава 8. Толкование норм права 495
- 35 35. Виды толкования права по объему и субъектам. Интерпретационные акты
- 39 Виды правонарушений
- 40 Понятие и принципы юридической ответственности
- Принципы юридической ответственности
- 44 44. Законность и правопорядок
- 2. По субъективному составу правосознание можно классифицировать на:
- 3. В зависимости от глубины и всесторонности познания закона и иных правовых явлений правосознание делится на:
- 47 47. Современные правовые системы: общая характеристика
- 49 Романо-германская правовая семья, или
- 50 50. Религиозные правовые системы
- 51. Позитивистский тип правопонимания
- 52. Философский тип правопонимания
- 53. Понятие и признаки государства. Сущность государства
- Политическая система общества
- 58 Формы государственного устройства: понятие, виды
- Механизм государства
- Классификация государственных органов
- Современная концепция правового государства
- 65 56. Правовой статус личности: понятие, структура и виды.