Принципы юридической ответственности
Законность - ответственность должна налагаться в пределах закона соответствующим компетентным органом, с соблюдением предусмотренного законом процессуального порядка и за деяния, которые прямо предусмотрены действующим правом. 2. Гуманизм - забота и внимание к личности, установление законом возможности смягчения наказания или освобождения от него, запрет пыток, наказаний, причиняющих физические страдания, ущемляющих человеческое достоинство. 3. Индивидуализация - наказание должно применяться в зависимости от тяжести правонарушения, с учетом личности нарушителя, обстоятельств дела, целей и мотивов деяния. 4. Справедливость - соответствие мер наказания общепризнанным нормам и принципам общечеловеческой морали, согласие общественного мнения с решением правоохранительного органа. 5. Неотвратимость - ни одно правонарушение не должно оставаться вне внимания правоохранительных органов, без негативных последствий для правонарушителя. Реакция государства в различных формах (осуждение и даже освобождение от наказания) должна быть на любой противоправный поступок. Для эффективной борьбы с правонарушениями важна, в первую очередь, не суровость наказания, а его неотвратимость. 6. Своевременность - действенность, социальный эффект мер ответственности будут тем выше, чем быстрее, оперативнее будет расследовано правонарушение и принято решение по делу. 7. Состязательность процесса и право на защиту лица, привлеченного к ответственности. 8. Презумпция невиновности. Каждое лицо, обвиняемое в совершении правонарушения, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в силу актом правоохранительного органа. 9. Ответственность за деяния, поступки людей, а не за их мысли, идеи, убеждения.
42
Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.
Механизм правового регулирования – система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
Стадии механизма правового регулирования:
1) издание нормы права и ее общее воздействие (регламентация общественных отношений);
2) возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;
3) реализация субъективных прав и юридических обязанностей, воплощение их в конкретном физическом поведении участников общественных отношений;
4) применение права.
В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования последовательно используются, можно выделять:
1) Простое регулирование – процесс, в котором используется один государственный властный акт (НПА), индивидуализацию же прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен;
2) Сложное регулирование – процесс, в котором используются два акта государственно-властного характера, одним из которых является НПА, а другим – акт применения права.
Метод правового регулирования – совокупность способов правового воздействия на общественные отношения в зависимости от их характера.
Виды методов правового регулирования:
1) Авторитарный – централизованное регулирование «сверху до низу» на властно-императивных началах (административное право, УП, УПП и т.п.);
2) Автономный – децентрализованное регулирование, при котором участники общественных отношений выступают как равноправные участники (ГП, СП).
Способы правового регулирования – приемы регулирования общественных отношений:
1) запрещение – возложение обязанностей воздержаться от совершения действий;
2) дозволение – предоставление права на активные действия (управомочивающие нормы);
3) обязывание – возложение обязанности по активному поведению – что-то сделать, передать, уплатить (обязывающие нормы);
4) поощрение – награждение субъектов за определенные заслуги;
5) рекомендации – предложение избрать наиболее целесообразный (оптимальный) вариант поведения.
Тип правового регулирования – общая направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования – дозволение или запрет:
1) разрешительный – выражается в принципе «запрещено все, что прямо не разрешено законом»;
2) общедозволительный – выражается в принципе: «разрешено все, что прямо не запрещено законом».
Элементы механизма правового регулирования:
1) нормы права;
2) юридические факты;
3) акты применения права;
4) правовые отношения;
5) акты реализации прав и обязанностей (соблюдение, исполнение, использование).
Эффективность механизма правового регулирования – соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.
Пути повышения эффективности правового регулирования:
1) совершенствование правотворчества;
2) совершенствование правоприменения;
3) повышение уровня правовой культуры субъектов права.
43
Механизмом правового регулирования называют сложное правовое явление, единую систему правовых средств, с помощью которых реализуется комплексное воздействие на действия субъектов правоотношений для решения общественно полезных задач.
Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:
правовые нормы;
правоприменительные акты;
правовые отношения;
акты осуществления субъективных прав и юридических обязанностей субъектами.
Существуют следующие виды механизма правового регулирования:
простой, который используется для регулирования лишь одного конкретного правового акта;
сложный, такой, который используется для реализации конкретного акта, но с использованием иных вспомогательных актов.
Используются следующие методы правового регулирования:
централизованное регулирование (субординация), при котором регулирование происходит на базе властно-императивных начал;
децентрализованное регулирование (координация), при котором регулирование реализуется под влиянием субъектов правоотношений с помощью односторонних правомерных юридических действий, договоров.
Способами правового регулирования являются:
запрещение – возложение обязанности воздерживаться от совершения поступков определенного характера;
дозволение – предоставление лицам прав совершать активные собственные действия;
позитивное обязывание – возложение обязанности активного поведения (уплатить, передать и др.).
Единой системой правовых установлений и форм юридически значимой деятельности, посредством которых обеспечивается достижение социально полезных целей и удовлетворяются интересы субъектов правоотношений, являются средства правового регулирования.
Процесс правового регулирования имеет различия в зависимости от выполнения лицом правовых обязанностей (в принудительном порядке или добровольно).
Выделяют также виды средств правового регулирования в зависимости:
от категории: средства-инструменты, которые входят в содержание права и представляют собой юридические термины, сведения о должном и запрещенном поведении и т. д.; средства-деяния, которые выражаются в юридически значимых поступках субъектов правоотношений;
юридической значимости: основные; вспомогательные;
функционального назначения: регулятивные; охранительные;
характера права: материальные; процессуальные;
времени действия: однократные; многократные;
формы деятельности: нормативные; индивидуальные;
предмета правового регулирования: уголовно-правовые; гражданско-правовые и др.;
предоставления или ограничения прав: стимулирующие; ограничивающие.
Предметом правового регулирования являются различные правовые отношения, которые могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.
Таким образом, механизм правового регулирования позволяет:
собрать воедино, обжаловать, представить в работающем в системе виде явления правовой действительности, а именно правоотношения, нормы, юридические акты и др.;
определить специфические функции, которые выполняют те или другие юридические явления.
- 8. Принципы права: понятие и виды
- Существуют следующие источники права:
- Юридическая доктрина как источник права:
- 13. Соотношение права и закона. Позитивистский и философский подходы
- 14 Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц
- 16 16. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации
- 17 Юридическая техника - это совокупность приемов, правил, средств разработки и оформления нормативно-правовых и индивидуальных юридических актов, обеспечивающих их совершенство.
- 18 Законотворческий процесс в Российской Федерации
- 21. Понятие и виды систематизации законодательства
- 22 Отрасль права. Характеристика основных отраслей права
- Материальное и процессуальное право
- Частное и публичное право
- 24 Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права.
- Соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права
- 25 Понятие и виды правоотношений
- 25. 5. Понятие, структура и виды правоотношений
- 26 Объекты правоотношения
- 27 27. Субъекты правоотношения
- 28 28. Содержание правоотношения
- 29 9. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав
- 31 31. Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения
- 32 Пробелы в праве. Применение аналогии закона и аналогии права
- 33 33. Понятие, виды и способы разрешения коллизий
- Разрешение коллизий сводится к установлению юридического приоритета, или к выбору одной из норм, положения которых противоречат друг другу.
- 1. Приоритет нормы, обладающей более высокой юридической силой.
- 2. Приоритет специальной нормы перед общей.
- 3. Приоритет нормы, принятой позднее.
- Глава 8. Толкование норм права 495
- 35 35. Виды толкования права по объему и субъектам. Интерпретационные акты
- 39 Виды правонарушений
- 40 Понятие и принципы юридической ответственности
- Принципы юридической ответственности
- 44 44. Законность и правопорядок
- 2. По субъективному составу правосознание можно классифицировать на:
- 3. В зависимости от глубины и всесторонности познания закона и иных правовых явлений правосознание делится на:
- 47 47. Современные правовые системы: общая характеристика
- 49 Романо-германская правовая семья, или
- 50 50. Религиозные правовые системы
- 51. Позитивистский тип правопонимания
- 52. Философский тип правопонимания
- 53. Понятие и признаки государства. Сущность государства
- Политическая система общества
- 58 Формы государственного устройства: понятие, виды
- Механизм государства
- Классификация государственных органов
- Современная концепция правового государства
- 65 56. Правовой статус личности: понятие, структура и виды.