8. Принципы права: понятие и виды
Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права.
Существует несколько свойств принципов права:
наличие основополагающего характера;
отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;
отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;
системность;
устойчивость;
фиксирование в законодательстве;
отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;
наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.
Существует несколько видов принципов права:
общие (общеправовые) принципы;
отраслевые принципы;
межотраслевые принципы.
Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:
на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;
принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;
принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;
принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;
принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;
принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.
Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.
Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:
принцип гласности;
принцип состязательности;
принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.
Например, противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. В основе права лежит мораль и при отсутствии между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким.
Функции права – основные направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни. Виды функций: 1) общесоциальные – функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни: а) экономическая – функция, направленная на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений; б) политическая – функция, направленная на правовое регулирование между субъектами политической власти; в) культурно-историческая – функция, направленная на собрание и развитие культурно-духовных ценностей; г) воспитательная – функция, посредством которой формируются убежденность в справедливом и целесообразном порядке правового регулирования; д) функция социального контроля – функция, которая заключается в осуществлении воздействия права на поведение субъектов с помощью стимулирования, поощрения, удержания от неправомерных действий и т.д.; 2) специально-юридические функции – функции, с помощью которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений: а) регулятивная – функция, направленная на осуществление правового воздействия, которое нацелено на организацию социально значимых отношений с помощью формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене: – регулятивная статическая – функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения посредством закрепления их состояния в институтах права; – регулятивная динамическая – функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения посредством их оформления и стимулирования; б) охранительная – функция, которая заключается в охране положительных, правомерных и вытеснении негативных явлений общественной жизни, а также предупреждении, пресечении и восстановлении нарушенных прав: – восстановительная – функция, направленная на восстановление нарушенного права либо положения; – компенсационная – функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред либо нанесенный ущерб; – ограничительная – функция, направленная на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения; – карательная – функция, которая заключается в назначении наказания за совершенные правонарушения.
10. Норма права — это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Норма права - это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.
Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»). Правоприменительность норм права достигается при условиях наличия взаимосвязи:норм фиксирующих наличие юридического факта; норм, фиксирующих разнообразие процесса применения; норм права фиксирующих процессы исполнения и исполнения наказания.
Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.
В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:
Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.
Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.
В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:
Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала.
Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.
Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.
По характеру предписания диспозиции подразделяются на:
управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;
обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;
запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.
По способу выражения в нормативно-правовых актах диспозиции делятся на:
абсолютно-определенные
относительно-определенные
Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные дляправонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).
По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).
Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.
В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).
Структурное видение нормы права создаёт условия для её соотнесения со статьями нормативных правовых актов и нормативными предписаниями, т.е. соотношение системы права и системы законодательства переносится на уровень первичных клеточек первого и второго.
В первую очередь следует установить связь нормы права и статьи нормативного правового акта, а затем нормативного предписания.
А. Различают три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного правового акта.
I. Норма права и статья нормативного правового акта совпадают, например, ст. 14.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Незаконное получение кредита». Здесь совпадение связывается с наличием в приведённой ст. 14.11 гипотезы, диспозиции и санкции, с композиционной завершенностью статьи.
II. Норма права шире, чем статья нормативного правового акта. Так в большинстве статьей ГК РФ? Семейного кодекса РФ и др. обнаруживается один или два элемента нормы права.
III. Норма права может быть уже, чем статья нормативного правового акта. Ст. 213 УК РФ, например, содержит три самостоятельных состава, т.е. три кормы права.
Б. Норма права и статьи нормативного правового акта соотносятся по способам изложения. Различают прямой, отсылочный и бланкетный способы изложения.
Прямой - обнаруживается тогда, когда норма права прямо закрепляется в статье нормативного правового акта, например, ст. 122 Жилищного кодекса РФ «Реорганизация жилищного кооператива».
Отсылочный - характеризуется закреплением в статье нормативного правового акта одного из элементов нормы права при ссылке на другие статьи того же нормативного правового акта по недостающим компонентам этой нормы. Так? в п. 1 ст. 109 Конституции РФ закрепляется право Президента РФ распустить Государственную Думу в случаях, предусмотренных ст. 111 и 1.17 Конституции РФ.
Бланкетный - предполагает закрепление части нормы права в статье нормативного правового акта, а по недостающей части (частям) делается отсылка к статьям другого нормативного правового акта., Бланкетные нормы изобилуют в Уголовном кодексе РФ (нарушение правил дорожного движения, производства строительных работ и др.).
Предложенные варианты соотношения норм права и статей нормативных правовых актов не исчерпывают всех граней проблемы. Дело в том, что статья акта правотворчества не является микроуровнем системы законодательства. Норме права корреспондирует в плане соотношения предписание законодательства - нормативное предписание. Если нормативное предписание - это логически завершенное государственно-властное веление (установление), непосредственно выраженное в тексте нормативного правового акта (С. С. Алексеев), то нормы права соотносятся с нормативными предписаниями по следующим позициям.
1. Норма права характеризует содержание права (правила поведения), а нормативное предписание форму его внешнего выражения и закрепления.
2. Норма права - явление всеобщее и универсальное для права, а нормативное предписание конкретизированное правовое требование (дозволение, запрет, ограничение, поощрение, рекомендация).
3. Норма права - категория науки, а нормативное предписание ~ юридическое выражение и закрепление правового требования.
11
Полная норма права – это норма, содержащая все три структурных элемента, а именно гипотезу, диспозицию и санкцию. Например, норма об уклонении от постановки на учет в налоговом органе (статья 117 Налогового кодекса РФ) может быть представлена следующим образом:
если организация или индивидуальный предприниматель собираются осуществлять какую-либо деятельность (гипотеза);
то они обязаны встать на учет в налоговом органе (диспозиция);
иначе с правонарушителя взыскивается штраф в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей (санкция). Полные нормы встречаются сравнительно редко. Обычно в одной статье или даже в одном нормативном акте не содержатся одновременно и гипотеза, и диспозиция, и санкция нормы.
Логическая норма права – это норма, отдельные структурные элементы которой «разбросаны» по одному или нескольким источникам права. Чтобы сформулировать целостную конструкцию логической нормы, необходим логико-лингвистический поиск и толкование законодательства с использованием знаний основных правил юридической техники.
Регулятивные и охранительные нормы права.
Регулятивные нормы устанавливают правовой статус субъектов, условия возникновения и действия субъективных прав и обязанностей. Охранительные нормы закрепляют условия применения к субъекту мер государственного принуждения, характер и содержание этих мер.
Дозволяющие, обязывающие, запрещающие нормы права.
Дозволяющие нормы права содержат дозволение, то есть предоставляют лицу правомочие использовать, реализовывать некоторые предусмотренные правом возможности. Дозволяющие нормы дают право самому адресату определить - реализовать или нет предоставленные правомочия в конкретной ситуации. Субъективное право, в отличие от обязанностей и запретов, - это то, от чего субъект может отказаться без угрозы каких-либо санкций со стороны государства. Принуждение к использованию субъективных прав недопустимо, в противном случае право немедленно превращается в обязанность, то есть в свою противоположность.
Обязывающие нормы права возлагают на субъекта обязанность совершить активные действия независимо от его воли и желания, не предоставляя ему свободы выбора. В случае неисполнения обязанности в добровольном порядке к лицу применяются различные меры государственного принуждения.
Запрещающие нормы права устанавливают обязанность субъекта воздержаться от действий определенного рода под угрозой применения санкций негативного характера. Они в категорической форме предусматривают модели поведения, запрещенного государством. От участника правоотношения здесь требуется пассивное поведение, то есть отказ от активных действий.
Помимо трех вышеуказанных типов существуют и специализированные правовые нормы, к которым относятся:
· нормы-дефиниции - содержат определение какой-либо юридической категории;
· оперативные нормы - определяют вступление в силу, пролонгацию, отмену, действие в пространстве и по кругу лиц правовых норм (нормы о нормах);
· нормы-принципы, устанавливающие правовые основы тех или иных отраслей, институтов, права в целом;
· нормы-рекомендации - не обеспечены санкциями и являются своеобразными предложениями к субъектам права действовать наиболее целесообразным с точки зрения государства образом. Несмотря на официально ненормативный характер таких норм, повсеместное, массовое, регулярное использование рекомендательных норм придает им фактически нормативный характер.
Императивные и диспозитивные нормы права.
Императивные нормы выражаются в категорических предписаниях, действующих независимо от воли, желания, усмотрения субъектов права. Они четко, однозначно определяют их поведение, не позволяя участникам правоотношений самостоятельно, по своему усмотрению изменить или отступить от предписанного правила.
Диспозитивные нормы действуют постольку, поскольку субъекты самостоятельно не установили иные условия своих взаимоотношений. Они предоставляют субъекту свободу по своему усмотрению выбрать или установить любой вариант своего поведения, иногда с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Таким образом, отличие диспозитивной нормы от императивной не в восполнении пробелов волеизъявлением сторон, а в разрешении сторонам отступать в своих договорах от этой нормы.
Нормы материального и процессуального права.
Нормы материального права регулируют содержание правовых отношений - юридические факты, правовой статус субъектов, их права и обязанности, принципы, структуру правовых отраслей и институтов.
Нормы процессуального права устанавливают правовые формы различных видов деятельности - процедуры, порядок применения и действия норм, сроки, юрисдикцию, применение правовых санкций.
Общие, конкретные, специальные нормы права.
Общие нормы устанавливают исходные начала, принципы, основные категории для целой группы общественных отношений. Конкретные нормы детализируют общие нормы для непосредственного применения. Специальные нормы предусматривают исключения из общего правила для особых случаев.
По предмету правового регулирования выделяют нормы международного, конституционного, административного, уголовного, гражданского и других отраслей права.
12
- 8. Принципы права: понятие и виды
- Существуют следующие источники права:
- Юридическая доктрина как источник права:
- 13. Соотношение права и закона. Позитивистский и философский подходы
- 14 Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц
- 16 16. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации
- 17 Юридическая техника - это совокупность приемов, правил, средств разработки и оформления нормативно-правовых и индивидуальных юридических актов, обеспечивающих их совершенство.
- 18 Законотворческий процесс в Российской Федерации
- 21. Понятие и виды систематизации законодательства
- 22 Отрасль права. Характеристика основных отраслей права
- Материальное и процессуальное право
- Частное и публичное право
- 24 Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права.
- Соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права
- 25 Понятие и виды правоотношений
- 25. 5. Понятие, структура и виды правоотношений
- 26 Объекты правоотношения
- 27 27. Субъекты правоотношения
- 28 28. Содержание правоотношения
- 29 9. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав
- 31 31. Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения
- 32 Пробелы в праве. Применение аналогии закона и аналогии права
- 33 33. Понятие, виды и способы разрешения коллизий
- Разрешение коллизий сводится к установлению юридического приоритета, или к выбору одной из норм, положения которых противоречат друг другу.
- 1. Приоритет нормы, обладающей более высокой юридической силой.
- 2. Приоритет специальной нормы перед общей.
- 3. Приоритет нормы, принятой позднее.
- Глава 8. Толкование норм права 495
- 35 35. Виды толкования права по объему и субъектам. Интерпретационные акты
- 39 Виды правонарушений
- 40 Понятие и принципы юридической ответственности
- Принципы юридической ответственности
- 44 44. Законность и правопорядок
- 2. По субъективному составу правосознание можно классифицировать на:
- 3. В зависимости от глубины и всесторонности познания закона и иных правовых явлений правосознание делится на:
- 47 47. Современные правовые системы: общая характеристика
- 49 Романо-германская правовая семья, или
- 50 50. Религиозные правовые системы
- 51. Позитивистский тип правопонимания
- 52. Философский тип правопонимания
- 53. Понятие и признаки государства. Сущность государства
- Политическая система общества
- 58 Формы государственного устройства: понятие, виды
- Механизм государства
- Классификация государственных органов
- Современная концепция правового государства
- 65 56. Правовой статус личности: понятие, структура и виды.