Классификация государственных органов
Представительные органы государственной власти. Представительными государственными органами являются законодательные органы и местные органы власти. Они формируются путем избрания населением, действуют от его имени и ответственны перед ним. Законодательный орган занимает главенствующее положение в механизме государства: он устанавливает предписания, обязательные для исполнительной власти и составляющие законодательную основу деятельности судебной власти.
При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент, известный в ряде стран под другими названиями: Сейм — в Польше, Фолькетинг — в Дании, Конгресс — в США. Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат — нижней и верхней. Подобная структура обеспечивает более устойчивое равновесие сил между исполнительной и законодательной властями, поскольку власть одной палаты сдерживается деятельностью другой палаты (Палата общин и Палата лордов в Англии). Нижняя палата парламента состоит из депутатов, избранных населением, а верхняя - из представителей субъектов федерации. Однопалатные парламенты существуют в большинстве своем в государствах с однородным национальным составом населения или небольших по территории (Дания, Финляндия, Польша). При парламентах образуются и действуют постоянные и временные комитеты и комиссии. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента.
Исполнительно-распорядительные органы государственной власти. Центральными органами исполнительно-распорядительной власти являются глава государства, правительство, министерства, ведомства и другие центральные учреждения органа. В республиках главой государства является выборный президент, а в монархических государствах — монарх. Правительство - это высший исполнительный и распорядительный орган власти, который осуществляет функцию управления государством. Правительство может иметь ряд названий: Совет министров, Кабинет министров и тому подобное. В зависимости от государственного устройства правительство может быть единым (в унитарном государстве) либо федеральным. Правительство по своему составу может быть коалиционным либо однопартийным. Министерства, ведомства и другие центральные учреждения призваны обеспечивать должное управление основными и наиболее важными сторонами общественной жизни: экономикой и социальным строительством. Количество министерств и других центральных учреждений в различных государствах может быть неодинаковым. К числу специальных (силовых) органов исполнительной власти следует отнести органы охраны правопорядка, органы государственной безопасности и вооруженные силы. Для решения задач по охране правопорядка, обеспечения безопасности государства и его обороны от нападения эти государственные органы могут применять меры силового воздействия, в том числе с использованием боевой техники и оружия.
Судебные и правоохранительные органы государственной власти. Суд — это орган государства, который в процессуальном порядке осуществляет правосудие по гражданским, административным и уголовным делам. Суд как независимый орган власти опирается на закон и подчиняется только закону. Вступившие в законную силу решения суда обязательны для всех субъектов права и подлежат безусловному исполнению. Судебная система возглавляется верховными судебными органами, которые во многих государствах выполняют функции Конституционного суда. В соответствии с правовой сферой, на которую распространяются полномочия, различают суды общей, специальной и административной юрисдикции. Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые, имущественные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела. Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику, например, арбитражный суд. Административные суды в основном рассматривают жалобы граждан на превышение государственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в России таких судов нет). Их главная задача - обеспечить законность в государственном управлении. Вместе с тем в систему специализированных правоохранительных органов принято включать органы правосудия, юстиции, нотариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и адвокатуры.
63
- 8. Принципы права: понятие и виды
- Существуют следующие источники права:
- Юридическая доктрина как источник права:
- 13. Соотношение права и закона. Позитивистский и философский подходы
- 14 Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц
- 16 16. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации
- 17 Юридическая техника - это совокупность приемов, правил, средств разработки и оформления нормативно-правовых и индивидуальных юридических актов, обеспечивающих их совершенство.
- 18 Законотворческий процесс в Российской Федерации
- 21. Понятие и виды систематизации законодательства
- 22 Отрасль права. Характеристика основных отраслей права
- Материальное и процессуальное право
- Частное и публичное право
- 24 Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права.
- Соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права
- 25 Понятие и виды правоотношений
- 25. 5. Понятие, структура и виды правоотношений
- 26 Объекты правоотношения
- 27 27. Субъекты правоотношения
- 28 28. Содержание правоотношения
- 29 9. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав
- 31 31. Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения
- 32 Пробелы в праве. Применение аналогии закона и аналогии права
- 33 33. Понятие, виды и способы разрешения коллизий
- Разрешение коллизий сводится к установлению юридического приоритета, или к выбору одной из норм, положения которых противоречат друг другу.
- 1. Приоритет нормы, обладающей более высокой юридической силой.
- 2. Приоритет специальной нормы перед общей.
- 3. Приоритет нормы, принятой позднее.
- Глава 8. Толкование норм права 495
- 35 35. Виды толкования права по объему и субъектам. Интерпретационные акты
- 39 Виды правонарушений
- 40 Понятие и принципы юридической ответственности
- Принципы юридической ответственности
- 44 44. Законность и правопорядок
- 2. По субъективному составу правосознание можно классифицировать на:
- 3. В зависимости от глубины и всесторонности познания закона и иных правовых явлений правосознание делится на:
- 47 47. Современные правовые системы: общая характеристика
- 49 Романо-германская правовая семья, или
- 50 50. Религиозные правовые системы
- 51. Позитивистский тип правопонимания
- 52. Философский тип правопонимания
- 53. Понятие и признаки государства. Сущность государства
- Политическая система общества
- 58 Формы государственного устройства: понятие, виды
- Механизм государства
- Классификация государственных органов
- Современная концепция правового государства
- 65 56. Правовой статус личности: понятие, структура и виды.