Демократические режимы
Демократический политический режим основывается на демократических методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений.
Характеризуется следующими чертами:
Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей;
Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества - "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти - только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами";
Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга;
Правом народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами;
Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его;
Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.
Принцип большинства и принцип меньшенства.
Демократия может осуществляться посредством двух форм:
прямой (непосредственной)
представительной.
Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.
К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.
Недостатки прямой демократии - это отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д.
Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.
Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.
К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.
Основные виды демократических режимов:
Либерально демократический (характеризуется приоритетом личности и ее прав и свобод а роль государства сводится к защите этих прав и свобод)
Консервативно-демократический (опирается на политические традиции)
Условия формирования и функционирования демократического политического режима:
Политические, которые характеризуются развитостью гражданского общества, стабильностью политической власти, существованием и функционированием политических партий и движений как мощных рычагов влияния на общественно-политические и социальные процессы, наличием политического плюрализма;
Экономические условия предполагают наличие: высокого уровня индустриального и экономического развития в целом, высокой степени урбанизации, развитости массовых коммуникаций, а также существование рыночной конкурентной экономики и, наконец, плюрализм форм собственности;
Внешнеполитические условия обусловлены: прямым военным, политическим, экономическим, культурно-информационным воздействием, влиянием примера демократических государств, а также стабильными дружественными отношениями с другими государствами и отсутствием военной угрозы.
Социальные условия заключаются в относительно высоком уровне благосостояния граждан, в сглаживание социального неравенства, в рассредоточение в обществе различных социальных благ (декомпозиция социального неравенства), в социальном плюрализме и в наличие многочисленного и влиятельного среднего класса, предпринимателей.
Культурные условия предполагают: грамотность населения (его образованность в целом), гражданскую политическую культуру и демократические традиции.
6)Религиозные условия предполагают наличие религии с установками на индивидуальную свободу, равенство, трудолюбие, отрицание церковной иерархии (протестантизм).
Гарантии функционирования:
Система контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата.
Ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью.
Своевременное полное политическое информирование граждан.
Ограничение срока пребывания в представительных органах власти.
Упрощение отзыва депутатов и смены чиновников.
Любой политический режим, в том числе и демократия, - благо лишь тогда, когда он соответствует политической культуре и менталитету народа, когда демократические правила игры признаются и принимаются подавляющим большинством граждан, когда можно говорить о самодисциплине, об уважении к закону.
Демократия неприемлема в экстремальных ситуациях, например в периоды войн, острых кризисов, когда нужно основываться скорее не на добровольных побуждениях гражданка на требованиях времени.
Переход к демократии требует длительного промежутка времени и целесообразен лишь тогда, когда общество испытывает в ней необходимость. Насаждение демократии «сверху» неспособно не только построить демократию, но и подрывает имеющийся порядок в обществе, когда демократические реформы превращаются в ширму для безнравственной деятельности, растаскивания государственного достояния и разрушения самого государства.
- Понятие и функции государства Теории возникновения государства
- Понятие и признаки государства
- Понятие и признаки государственной власти
- Функции государства
- Основные формы государства
- Форма государственного устройства
- Политический режим
- Демократические режимы
- Антидемократические режимы
- Тоталитарный политический режим
- Принципы государственного управления
- Потребности - интересы - цели - решение (воля) - действия - результаты
- Основные идеи античной мысли
- Государственно-управленческая мысль в средние века
- Государственно-управленческая мысль и наука об организации
- Виды функций государственного управления
- Методы государственного управления.
- Теория разделения властей
- Аппарат (органы) государства
- Модели построения государственного аппарата
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Формы деятельности государственного аппарата
- Государственный орган
- Общая характеристика и признаки государственных органов
- Основания формирования государственных органов
- Виды государственных органов
- Конституционные основы публичной власти в рф
- Народовластие как основа конституционного строя России. Формы народовластия
- Понятие и виды референдумов.
- Понятие избирательного права
- Понятие избирательной системы
- Стадии избирательного процесса
- 1 Стадия
- 2 Стадия
- 3 Стадия
- 4 Стадия
- 5 Стадия
- 6 Стадия
- 7 Стадия
- Федеральные органы законодательной (представительной) власти рф
- Понятие и функции парламента.
- Порядок формирования палат Федерального Собрания:
- Порядок формирования Совета Федерации
- Судебная власть
- Разработка государственной политики
- Модели разработки государственной политики.
- Государственное регулирование экономики
- Сущность государственного регулирования экономики
- Объекты и субъекты государственного регулирования экономики
- Функции государства в современной экономике
- Методы государственного регулирования экономики
- Модели государственного регулирования экономики
- Классификация
- Принципы государственной гражданской службы
- Государственный служащий: понятие, виды
- Административно-правовой статус госслужащего
- Региональная государственная политика
- Управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях
- Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Социальная политика
- Концептуальные основы государственной социальной политики
- Государственное регулирование уровня и качества жизни
- Социальная защита населения,
- Государственное регулирование доходов и потребления.
- Государственное регулирование рынка труда и занятости