logo search
Лекции по ГП (особенная часть)

Особенности прав покупателей по договору розничной к-п. Права потребителя.

Действующее законодательство исходит из того, что покупателю необходимо предоставлять дополнительные гарантии и права.

Прежде всего, для покупателя установлен ряд дополнительных позитивных прав (они не связанны с нарушениями со стороны продавца):

  1. Право на получение информации о товаре и о продавце

Сказано выше

  1. Право на обмен товара надлежащего качества

Данное право регулируется статьей 502 ГК РФ и статьей 25 закона о защите прав потребителей. Покупатель, при определенных обстоятельствах вправе требовать обмена товара надлежащего качества на другой такой же товар надлежащего качества.

Данное правило действует:

  1. обмен такого товара может быть осуществлен в течение 14 дней с момента покупки. Продлению или изменению данный срок не подлежит

  2. обмен возможен только товара, который не был в употреблении, т.е. сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, имеется товарный или кассовый чек, либо иной документ, подтверждающий оплату товара (хотя статья 18 устанавливает, когда данный документ может быть заменен привлечением свидетелей)

  3. товар может быть заменен на другой аналогичный товар у того же продавца, у которого он был приобретен, т.е. следует обязанность покупателя доказать, что товар был приобретен у конкретного продавца (чек, показания).

  4. существует перечень непродовольственных товаров, которые не подлежат обмену

Данный перечень утвержден постановлением Правительства № 55 от 19 января 1998 года (например, швейные трикотажные изделия, бытовая химия, мебель, изделия из драгоценных металлов, товары технически сложные, товары личного использования и пр.)

  1. обмен возможен только в том случае, если товар не подошел покупателю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации

Если аналогичный товар отсутствует у продавца в день продажи, то покупатель может отказаться от исполнения договора, вернуть товар и потребовать возврата уплаченной суммы, которая должна быть возвращена в течение 3 дней со дня возвращения товара; никакие убытки и иные расходы покупатель не может требовать. Покупатель может в такой ситуации дождаться поступления аналогичного товара и обменять товар по соглашению с покупателем. Покупатель не может потребовать обмена качественного товара на другой товар, который продается у этого же продавца, но с согласия продавца такие обмены все же допускаются.

Особенности прав покупателя при продаже ему товара ненадлежащего качества

  1. Объем требований покупателя по обмене товара зависит от недостатков товара. По общему правилу. Независимо от характера недостатков, покупатель может по своему выбору:

    • предъявить требования о замене некачественного товара

    • либо об уменьшении покупной цены

    • либо об устранении недостатков

    • либо об устранении своих затрат на устранение недостатков

    • либо отказаться от исполнения договора, потребовав возврат денег. ( ст. 503 ГК РФ и ст. 18 закона о «защите прав потребителей»)

В отношении технически сложных товаров, потребитель при обнаружении недостатков вправе отказаться от исполнения договора либо вправе требовать замены товара в течение 15 дней со дня передачи данного товара. По истечению 15 дней данные требования могут быть предъявлены только: