logo search
право интеллектуальной собственности

Исключительное право на фирменное наименование

Юридическому лицу принадлежит исключительное право на фирменное наименование — с момента государственной регистрации. Прекращается это право в момент исключения фирменного наименования из единого го­сударственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юриди­ческого лица либо изменением его фирменного наименования.

Исключительное право на фирменное наименование в соответствии со ст. 2474 ГК РФ представляет собой исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указа­ния на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

Содержание права на фирменное наименование состоит:

1) в возможности организации выступать в обороте под собственным на­именованием, в частности:

а) возможности совершать под этим наименованием сделки и иные

юридические действия;

б) возможности осуществлять под ним свои права;

в) возможности оповещать других субъектов о себе посредством этого на­именования (помещать его на вывеске, на бланках, указывать в публикациях рекламного и иного характера, размещать на товарах и т. д.);

2) возможности требовать от всех третьих лиц воздержания от действий по неправомерному использованию фирменного наименования.

Соотношение прав на фирменное наименование с правами на другие средства индивидуализации

Статьей 1476 ГК РФ установлено соотношение прав на фирменное на­именование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания. В составе коммерческого обозначения, в товарном знаке и знаке обслуживания могут использоваться (правообладателем) фирменное наименование или отдельные его элементы.

Внимание! Являясь составной частью других средств индивидуа­лизации, фирменное наименование охраняется как самостоятель­ное средство индивидуализации юридического лица.

ПРАВО НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК И ПРАВО НА ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ

Товарный знак применяется для того, чтобы товары одних субъектов были легко отличимы от аналогичных товаров других субъектов. Таким образом, товарный знак — обозначение, способствующее различению товаров, или же, по определению, закрепленному в ст. 2477 ГК РФ, товарный знак есть обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Товарный знак используется для индивидуализации строго определенной группы (или нескольких групп) товаров, работ или услуг, в отношении ко­торых он зарегистрирован.

Виды товарных знаков

По объективной форме товарные знаки могут представлять собой словес­ные, изобразительные, звуковые, объемные обозначения или их комбина­ции (самые распространенные — словесно-изобразительные). Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании, а если цвет не имеет принципиального значения, то цветовая гамма может официально не устанавливаться.

Товарный знак может быть сложным, а может быть самым простым, напри­мер, состоящим из одного слова. Причем слово это может быть сочетани­ем букв, придуманным специально для обозначения товаров, а может быть и обычным словом, но только не тем, которое все используют для обозначе­ния товара соответствующего класса (например, товарным знаком, исполь­зуемым для колбас, не может быть слово «колбаса»).

К какой части речи относится используемое слово — значения не имеет, чаще всего это имена существительные, но известны товарные знаки, пред­ставляющие собой прилагательные и местоимения (например, «Твое»).

Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юриди­ческое лицо или индивидуальный предприниматель.

По количеству субъектов, использующих товарный знак, товарные знаки подразделяются на:

- индивидуальные;

- коллективные.

Коллективный товарный знак может быть зарегистрирован по заявлению правомерно созданного объединения лиц. В соответствии со ст. 1510 ГК РФ коллективным знаком может пользоваться каждое лицо, входящее в соответствующее объединение.

Гражданский кодекс предусматривает некоторые особенности правовой охраны общеизвестных товарных знаков (ст. 1508 ГК РФ). Товарный знак, который интенсивно использовался и потому стал широко известным в Рос­сии среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя, может быть признан общеизвестным.

Решение об этом принимается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по заявлению яйца, исполь­зующего этот товарный знак. Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.

Внимание! Правовая охрана общеизвестного товарного знака мо­жет распространяться на неоднородные товары.

Знак обслуживания

Средством различения услуг (а также и работ) выступает знак обслужи­вания. Знак обслуживания представляет собой обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индиви­дуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Знак обслуживания, "в отличие от товарного знака, размещается не на товаре (который при оказании услуг и выполнении работ может вообще отсутст­вовать), а в рекламе, на бланках и т. д.

Выдача свидетельства на товарный знак

Товарный знак (так же как и знак обслуживания) является объектом исключительного права, которое удостоверяется свидетельством на товарный знак. Свидетельство на товарный знак удостоверяет, кроме того, приоритет товарного знака, что важно при решении споров, связанных с использованием идентичных (или чаще — похожих до степени смешения) товарных знаков.

Условием выдачи свидетельства, а значит, и условием предоставления то­варному знаку правовой охраны является осуществляемая федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности государственная регистрация товарного знака. Зарегистрированный товарный знак вносится в Государственный реестр товарных знаков.

Для регистрации товарного знака юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны подать заявку в федеральный орган исполни­тельной власти по интеллектуальной собственности. В заявке, помимо са­мого заявляемого обозначения, должен быть обязательно указан перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистра­ция товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, а также другие необходимые сведения. Правила о содержании заявки на товарный знак и приложений к ней содержатся в ст. 1492 ГК РФ.

Внимание! Регистрация товарного знака носит публичный ха­рактер. С заявкой на товарный знак вправе ознакомиться любое лицо, проявившее к этому интерес.

В соответствии с заявкой проводится экспертиза, по результатам которой принимается решение о регистрации товарного знака.

Внимание! Решение о государственной регистрации товарно­го знака может быть пересмотрено, например, при выявлении в дальнейшем заявки на тождественный товарный знак, но с более ранней датой приоритета.

Отказ в выдаче свидетельства на товарный знак

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собст­венности может отказать заявителю в выдаче свидетельства на товарный знак. Такой отказ должен быть обоснованным и возможен в случаях нару­шения требований, предъявляемых к товарным знакам:

1) в регистрации товарного знака должно быть отказано, если он не об­ладает различительной способностью, то есть тождественен или имеет сходство до степени смешения с зарегистрированным товарным зна­ком другого лица. Не допускается значительное сходство товарного знака:

- с уже существующими товарными знаками;

- с фирменным наименованием или коммерческим обозначением (и даже отдельными элементами таких наименований или обозна­чений);

- с наименованиями мест происхождения товаров (об этом см. также комментарий к гл. 77 ГК РФ);

- с наименованием зарегистрированного селекционного достижения;

2) товарный знак не может быть зарегистрирован, если он состоит топькс из следующих элементов:

- вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида, например» товарным знаком для обуви не может быть слово «сапожок»;

- являющихся общепринятыми символами и терминами;

- характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на вре­мя, место и способ их производства или сбыта;

- представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Такие элементы могут быть включены в товарный знак, но только при усло­вии, что они не являются основной его частью:

1) без согласия компетентного органа соответствующего государства не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих из государственных гербов, флагов и других государственных символов и знаков, наград, знаков отличия и т. п.;

2) не допускается государственная регистрация в качестве товарных зна­ков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, способные ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя; а также элементы, противоречащие обществен­ным интересам, принципам гуманности и морали;

3) товарными знаками не могут стать обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия (дан­ное ограничение может быть снято согласием собственника на регист­рацию таких обозначений в качестве товарных знаков);

4) не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозна­чения, тождественные другим объектам интеллектуальной собствен­ности:

- названию известного в России произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произве­дению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя;

- имени или псевдониму, портрету или факсимиле известного в Рос­сии лица, без согласия этого лица или его наследника;

- промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемо­го товарного знака.

Дополнительные ограничения, нарушение которых влечет отказ в регист­рации товарного знака, устанавливаются для вин и спиртных напитков.

Исключительное право на товарный знак

Исключительное право на товарный знак предоставляет правообладателю (лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак) три основные воз­можности:

1) возможность пользоваться товарным знаком (то есть исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим зако­ну способом);

2) возможность распоряжаться им (в том числе путем заключения догово­ров, о которых речь пойдет ниже);

3) возможность запрещать другим лицам пользоваться этим или похожим товарным знаком, а также и сходным с его товарным знаком обозначени­ем в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров. То есть, если постороннее лицо использует для своих товаров обозначение, похожее на зарегист­рированный товарный знак, то правообладатель вправе запретить такое использование, при условии, что классы товаров совпадают.

Внимание! При реализации третьей возможности следует пом­нить, что товарный знак имеет целью именно индивидуализацию товара. Поэтому, если товары были введены е гражданский обо­рот непосредственно правообладателем или с его согласия, то запретить использование товарного знака в отношении этих товаров нельзя (происходит так называемое исчерпание прав).

В соответствии со ст. 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено, в частности, путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые произво­дятся, продаются, демонстрируются на выставках, на документации и т. д., то есть во всех случаях, когда в интересах оборота важно различение това­ров (работ, услуг).

Внимание! Именно правообладателю принадлежит право разме­щения товарного знака в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.