logo
право интеллектуальной собственности

Знак охраны

Правообладатель вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком. Знак охраны состоит из латинской буквы «К» или латинской буквы «К» в окружности — ® — либо словесного обозна­чения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак». Этот знак служит для оповещения об исключительном праве на товарный знак и указывает на то, что применяемое обозначение является охраняемым то­варным знаком. Используемый в некоторых странах знак «ТМ» означает, что права в отношении товарного знака оформляются (а значит, нарушать их также не следует).

Срок действия исключительного права на товарный знак

В отличие от права на фирменное наименование исключительное право на товарный знак действует не бессрочно. Оно устанавливается на десять лет и впоследствии может быть продлено (ст. 1491 ГК РФ). Продление может осуществляться неограниченное число раз (каждый раз на десять лет).

Установление возможности продления срока действия исключительного права на товарный знак продиктовано логикой оборота (чем дольше су­ществует товарный знак, тем лучше для всех участников — от изготовите­ля до потребителя). Именно эта возможность коренным образом отличает срок действия исключительного права на товарный знак от сроков дейст­вия исключительных прав на произведения, изобретения и т. д.

Внимание! Исключительное право на товарный знак может прекратиться и досрочно, что предусмотрено ст. 1486 ГК РФ.

Если товарный знак не используется правообладателем в течение трех лет непрерывно (неважно, использовался ли он ранее) — право на него прекращается по заявлению заинтересованного лица. Заинтересованным лицом может быть, в частности, производитель товара того же класса, же­лающий использовать похожий товарный знак.

Предоставление товарному знаку правовой охраны может быть оспорено. Перечень оснований для такого действия и сроки оспаривания предусмот­рены ст. 1512 ГК РФ. Так, если товарный знак не обладает различительной способностью, то решение о его регистрации может быть оспорено в течение всего срока действия исключительных прав на этот товарный знак. А если товарный знак сходен с товарным знаком другого лица в отношении одно­родного товара (имеющим более ранний приоритет) — в течение пяти лет со дня публикации сведений о государственной регистрации товарного знака.

Если федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности признает заявление обоснованным, то принимается решение о признании недействительным предоставления правовой охраны товарно­му знаку (в ином случае решение будет — об отказе в таком признании). И в первом, и во втором случае решение может быть оспорено в суде.

В случае признания предоставления правовой охраны товарному знаку полностью недействительным свидетельство на товарный знак и запись в Государственном реестре товарных знаков аннулируются.

Правообладатель может и сам отказаться от права на товарный знак. Кроме того, целый ряд оснований прекращения правовой охраны товарного знака предусмотрен ст. 1514 ГК РФ.

Договоры о распоряжении исключительными правами на товарный знак

Гражданский кодекс РФ предусматривает два вида договоров о распоряже­нии исключительными правами на товарный знак:

- договор об отчуждении исключительного права на товарный знак (ст. 1488 ГК РФ);

- лицензионный договор о предоставлении права использования товар­ного знака (ст. 1489 ГК РФ).

Внимание! Указанные договоры не могут заключаться в отноше­нии коллективных товарных знаков. Ограничение связано с тем, что коллективный товарный знак в соответствии со ст. 1510 ГК РФ могут пользовать только члены соответствующего объ­единения.

Договоры о распоряжении исключительным правом на товарный знак должны быть заключены в письменной форме. Кроме того, они должны быть зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ст. 1490 ГК РФ), и без регистрации не­ействительны.

По договору об отчуждении исключительного права на товарный знак одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать в полном объ­еме принадлежащее ей исключительное право на соответствующий товар­ный знак другой стороне — приобретателю исключительного права.

Договором может предусматриваться передача права на использование то­варного знака в отношении всех товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован, или же в отношении только определенной части таких товаров. Во втором случае права на использование товарного знака в отно­шении остальных товаров остаются у правообладателя.

Внимание! Установлено ограничение для заключения таких дого­воров: они недопустимы, если могут явиться причиной введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изго­товителя.

По лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар) предоставляет или обязуется предо­ставить другой стороне (лицензиату) право использования товарного зна­ка в определенных договором пределах.

Важной особенностью таких договоров является то, что права, получен­ные по ним, могут осуществляться только в определенной договором сфере предпринимательской деятельности.

Лицензиар обязан предоставить право на использование товарного знака (оформив для этого соответствующие документы). Обязанности лицензиа­та более разнообразны:

1) обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству, устанавливаемым лицензиаром.

Внимание! При различном качестве товаров лицензиара и лицен­зиата использование в отношении их товаров одного товарного знака может ввести в заблуждение потребителей, что прямо за­прещено законом.

2) обеспечить лицензиару возможность осуществления контроля качества товаров, на которых лицензиат помещает товарный знак; для лицензи­ара осуществление такого контроля просто необходимо, так как по тре­бованиям, предъявляемым к лицензиату как изготовителю товаров, он (лицензиар) также несет ответственность;

3) выплатить лицензиару вознаграждение, если в договоре не предусмот­рена его безвозмездность.