logo
право интеллектуальной собственности

Виды произведений

Гражданский кодекс предусматривает следующие виды охраняемых про­изведений:

1) литературные произведения;

2) драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

3) хореографические произведения и пантомимы;

4) музыкальные произведения с текстом или без текста;

5) аудиовизуальные произведения;

6) произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

7) произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

8) произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового ис­кусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

9) фотографические произведения и произведения, полученные способа­ми, аналогичными фотографии;

10) географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и плас­тические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам.

Помимо перечисленных десяти видов закон допускает существования и других произведений.

Новое. К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются аналогично литературным произ­ведениям, но, в отличие от прежнего законодательства, к числу литературных произведений не отнесены.

Помимо перечисленных оригинальных (самостоятельных) произведений к объектам авторского права также относятся:

- производные произведения: переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и др., то есть произведения, представляющие собой результат переработки другого произведения;

- сборники (энциклопедии, антологии) и другие составные произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов;

- часть произведения, если она может использоваться самостоятельно.

Новое. Новым является включение в перечень объектов авто­рского права персонажа произведения.

В Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» (далее — ФЗ «06 авторском праве») в явном виде такой нормы не существовало, персонаж охранялся как часть произведения. Сложность применения нормы о персонаже обусловлена, в частности, тем, что персонаж, рассматриваемый как объект авторского права, должен быть выражен в объективной форме.

И если объективированность рисованного персонажа или персонажа, зафиксированного на видеокадре, несомненна (что сделало возможным широкое распространение споров и достаточно успешно осуществляемую защиту прав авторов и других правообладателей в отношении этих объектов), то с литературным персонажем дела обстоят значительно сложнее. Объективность словесной формы никем не оспаривается, но эта форма обычно не существует как нечто единое и неразрывное; в очень редких случаях автор литературного произведения описывает персонаж полно­стью в одном месте.

Внимание! Пока открытым остается и вопрос о том, как будет определяться идентичность персонажей разных авторов. Крите­риями могут являться: имя персонажа; его пол; описание внешнего облика персонажа; описание его характера и привычек; описание его поведения и поступков; речь персонажа. И если по перечислен­ным критериям персонажи произведений двух различных авторов идентичны (мелкие детали при этом могут и не совпадать), сле­дует говорить уже о заимствовании.