Исключительное право на фирменное наименование
Юридическому лицу принадлежит исключительное право на фирменное наименование — с момента государственной регистрации. Прекращается это право в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.
Исключительное право на фирменное наименование в соответствии со ст. 2474 ГК РФ представляет собой исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
Содержание права на фирменное наименование состоит:
1) в возможности организации выступать в обороте под собственным наименованием, в частности:
а) возможности совершать под этим наименованием сделки и иные
юридические действия;
б) возможности осуществлять под ним свои права;
в) возможности оповещать других субъектов о себе посредством этого наименования (помещать его на вывеске, на бланках, указывать в публикациях рекламного и иного характера, размещать на товарах и т. д.);
2) возможности требовать от всех третьих лиц воздержания от действий по неправомерному использованию фирменного наименования.
Соотношение прав на фирменное наименование с правами на другие средства индивидуализации
Статьей 1476 ГК РФ установлено соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания. В составе коммерческого обозначения, в товарном знаке и знаке обслуживания могут использоваться (правообладателем) фирменное наименование или отдельные его элементы.
Внимание! Являясь составной частью других средств индивидуализации, фирменное наименование охраняется как самостоятельное средство индивидуализации юридического лица.
ПРАВО НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК И ПРАВО НА ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ
Товарный знак применяется для того, чтобы товары одних субъектов были легко отличимы от аналогичных товаров других субъектов. Таким образом, товарный знак — обозначение, способствующее различению товаров, или же, по определению, закрепленному в ст. 2477 ГК РФ, товарный знак есть обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Товарный знак используется для индивидуализации строго определенной группы (или нескольких групп) товаров, работ или услуг, в отношении которых он зарегистрирован.
Виды товарных знаков
По объективной форме товарные знаки могут представлять собой словесные, изобразительные, звуковые, объемные обозначения или их комбинации (самые распространенные — словесно-изобразительные). Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании, а если цвет не имеет принципиального значения, то цветовая гамма может официально не устанавливаться.
Товарный знак может быть сложным, а может быть самым простым, например, состоящим из одного слова. Причем слово это может быть сочетанием букв, придуманным специально для обозначения товаров, а может быть и обычным словом, но только не тем, которое все используют для обозначения товара соответствующего класса (например, товарным знаком, используемым для колбас, не может быть слово «колбаса»).
К какой части речи относится используемое слово — значения не имеет, чаще всего это имена существительные, но известны товарные знаки, представляющие собой прилагательные и местоимения (например, «Твое»).
Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
По количеству субъектов, использующих товарный знак, товарные знаки подразделяются на:
- индивидуальные;
- коллективные.
Коллективный товарный знак может быть зарегистрирован по заявлению правомерно созданного объединения лиц. В соответствии со ст. 1510 ГК РФ коллективным знаком может пользоваться каждое лицо, входящее в соответствующее объединение.
Гражданский кодекс предусматривает некоторые особенности правовой охраны общеизвестных товарных знаков (ст. 1508 ГК РФ). Товарный знак, который интенсивно использовался и потому стал широко известным в России среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя, может быть признан общеизвестным.
Решение об этом принимается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по заявлению яйца, использующего этот товарный знак. Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.
Внимание! Правовая охрана общеизвестного товарного знака может распространяться на неоднородные товары.
Знак обслуживания
Средством различения услуг (а также и работ) выступает знак обслуживания. Знак обслуживания представляет собой обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Знак обслуживания, "в отличие от товарного знака, размещается не на товаре (который при оказании услуг и выполнении работ может вообще отсутствовать), а в рекламе, на бланках и т. д.
Выдача свидетельства на товарный знак
Товарный знак (так же как и знак обслуживания) является объектом исключительного права, которое удостоверяется свидетельством на товарный знак. Свидетельство на товарный знак удостоверяет, кроме того, приоритет товарного знака, что важно при решении споров, связанных с использованием идентичных (или чаще — похожих до степени смешения) товарных знаков.
Условием выдачи свидетельства, а значит, и условием предоставления товарному знаку правовой охраны является осуществляемая федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности государственная регистрация товарного знака. Зарегистрированный товарный знак вносится в Государственный реестр товарных знаков.
Для регистрации товарного знака юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны подать заявку в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В заявке, помимо самого заявляемого обозначения, должен быть обязательно указан перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, а также другие необходимые сведения. Правила о содержании заявки на товарный знак и приложений к ней содержатся в ст. 1492 ГК РФ.
Внимание! Регистрация товарного знака носит публичный характер. С заявкой на товарный знак вправе ознакомиться любое лицо, проявившее к этому интерес.
В соответствии с заявкой проводится экспертиза, по результатам которой принимается решение о регистрации товарного знака.
Внимание! Решение о государственной регистрации товарного знака может быть пересмотрено, например, при выявлении в дальнейшем заявки на тождественный товарный знак, но с более ранней датой приоритета.
Отказ в выдаче свидетельства на товарный знак
Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности может отказать заявителю в выдаче свидетельства на товарный знак. Такой отказ должен быть обоснованным и возможен в случаях нарушения требований, предъявляемых к товарным знакам:
1) в регистрации товарного знака должно быть отказано, если он не обладает различительной способностью, то есть тождественен или имеет сходство до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком другого лица. Не допускается значительное сходство товарного знака:
- с уже существующими товарными знаками;
- с фирменным наименованием или коммерческим обозначением (и даже отдельными элементами таких наименований или обозначений);
- с наименованиями мест происхождения товаров (об этом см. также комментарий к гл. 77 ГК РФ);
- с наименованием зарегистрированного селекционного достижения;
2) товарный знак не может быть зарегистрирован, если он состоит топькс из следующих элементов:
- вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида, например» товарным знаком для обуви не может быть слово «сапожок»;
- являющихся общепринятыми символами и терминами;
- характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
- представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Такие элементы могут быть включены в товарный знак, но только при условии, что они не являются основной его частью:
1) без согласия компетентного органа соответствующего государства не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих из государственных гербов, флагов и других государственных символов и знаков, наград, знаков отличия и т. п.;
2) не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, способные ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя; а также элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали;
3) товарными знаками не могут стать обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия (данное ограничение может быть снято согласием собственника на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков);
4) не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные другим объектам интеллектуальной собственности:
- названию известного в России произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя;
- имени или псевдониму, портрету или факсимиле известного в России лица, без согласия этого лица или его наследника;
- промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
Дополнительные ограничения, нарушение которых влечет отказ в регистрации товарного знака, устанавливаются для вин и спиртных напитков.
Исключительное право на товарный знак
Исключительное право на товарный знак предоставляет правообладателю (лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак) три основные возможности:
1) возможность пользоваться товарным знаком (то есть исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом);
2) возможность распоряжаться им (в том числе путем заключения договоров, о которых речь пойдет ниже);
3) возможность запрещать другим лицам пользоваться этим или похожим товарным знаком, а также и сходным с его товарным знаком обозначением в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров. То есть, если постороннее лицо использует для своих товаров обозначение, похожее на зарегистрированный товарный знак, то правообладатель вправе запретить такое использование, при условии, что классы товаров совпадают.
Внимание! При реализации третьей возможности следует помнить, что товарный знак имеет целью именно индивидуализацию товара. Поэтому, если товары были введены е гражданский оборот непосредственно правообладателем или с его согласия, то запретить использование товарного знака в отношении этих товаров нельзя (происходит так называемое исчерпание прав).
В соответствии со ст. 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено, в частности, путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, продаются, демонстрируются на выставках, на документации и т. д., то есть во всех случаях, когда в интересах оборота важно различение товаров (работ, услуг).
Внимание! Именно правообладателю принадлежит право размещения товарного знака в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
- Общие положения
- Управление интеллектуальными правами, их осуществление и защита
- Авторское право
- Авторские права
- Исключительное право на произведение
- Личные неимущественные права автора
- Другие права автора
- Территория и срок действия авторских прав
- Автор произведения, соавторы
- Объекты авторских прав
- Условия предоставления правовой охраны
- Виды произведений
- Что не является объектом авторского права
- Использование произведения в культурных целях
- Другие случаи свободного использования произведений
- Договоры о передаче и предоставлении авторских прав
- Договор об отчуждении исключительного права
- Лицензионный договор
- Договор авторского заказа
- Охрана и защита прав и законных интересов авторов и других обладателей авторских прав Защита интересов авторов произведений
- Защита прав авторов и других правообладателей
- Формы и способы защиты прав
- Знак охраны авторского права
- Права, смежные с авторскими смежные права: понятие и виды
- Право на исполнение
- Перечень прав исполнителя
- Смежные права на совместное исполнение
- Срок действия права на исполнение
- Права исполнителя и авторские права
- Право на фонограмму Субъект и объект права на фонограмму
- Использование фонограммы иными лицами
- Право организаций эфирного и кабельного вещания
- Основные способы использования передач
- Срок и территория действия исключительного права на передачи
- Право изготовителя базы данных
- Объект и субъект права изготовителя базы данных
- Исключительное право изготовителя базы данных
- Использование базы данных иными лицами
- Срок и территория действия права изготовителя базы данных
- Публикатор. Условия признания прав публикатора
- Права публикатора
- Действие права публикатора
- Патентное право
- Объекты
- Изобретение
- Полезная модель
- Промышленный образец
- Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности
- Получение патента
- Содержание заявки
- Внесение дополнительных материалов
- Проведение экспертиз
- Патент на секретное изобретение
- Регистрация объектов патентного права и опубликование сведений о них
- Патентные права
- Право авторства
- Право на получение патента
- Право на получение вознаграждение за служебное изобретение, полезную модель или промышленный образец
- Исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец
- Сроки действия исключительных прав на изобретение, полезную модель и промышленный образец
- Прекращение и восстановление действия патента
- Распоряжение исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец
- Случаи обязательного заключения договоров о распоряжении исключительным правом
- Принудительная лицензия
- Право на селекционное достижение
- Автор селекционного достижения
- Действие исключительного права на селекционное достижение
- Охранные документы
- Интеллектуальные права на селекционные достижения Право авторства
- Право на получение патента
- Исключительное право
- Использование селекционного достижения
- Обязанности патентообладателя
- Срок и прекращение действия исключительного права
- Права на топологию, созданную в связи с договорными отношениями разных видов
- Срок действия исключительного права на топологию интегральной микросхемы
- Право на секрет производства (ноу-хау)
- Секрет производства, полученный или созданный в связи с договорными отношениями
- Срок действия права
- Ответственность за нарушение исключительного права на секрет производства
- Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
- Фирменное наименование
- Исключительное право на фирменное наименование
- Знак охраны
- Защита права на товарный знак
- Право на наименование места происхождения товара
- Условия предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товаров
- Исключительное право на использование наименования места происхождения товаров
- Государственная регистрация наименования места происхождения товаров
- Знак охраны
- Ответственность за незаконное использование наименования места происхождения товаров
- Срок и прекращение правовой охраны наименования места происхождения товара
- Право на коммерческое обозначение
- Содержание права на коммерческое обозначение
- Передача исключительного права на коммерческое обозначение
- Действие исключительного права
- Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии
- Понятие единой технологии
- Составляющие единой технологии
- Право на технологию
- Принадлежность права на технологию
- Регулирование отношений, связанных с созданием и использованием единой технологии для государственных целей
- Осуществление права на технологию