logo search

30. Квазисудебные органы специализированного конституционного надзора

Как правило, вместе со специализированными органами конституционного контроля в литературе принято упоминать и специализированные квазисудебные органы.

Причиной для такого смешения понятий является наличие определенного сходства квазисудебных органов с судебными органами конституционного контроля (они осуществляют свою деятельность на постоянной основе, их члены именуются судьями, разбирательство дел осуществляется ими в соответствии с формальной процедурой, схожей с конституционным судопроизводством и т.д.).

Зачастую в нормативных актах своих стран или научной литературе квазисудебные органы могут именоваться конституционными судами или высшими конституционными судами. Это может ввести в заблуждение относительно их статуса. Но на самом деле они «квази» (т.е. «как бы») суды, поскольку обладают родовыми квазисудебными качествами, существенно отличающими их от судов.

Так, они, в отличие от органов конституционного правосудия, не наделены полноценными полномочиями признавать законы неконституционными, а значит, лишать их юридической силы. То есть, по сути, квазисудебные органы являются экспертными, консультативными структурами, к тому же создаваемыми и действующими, как правило, при парламенте, то есть они не имеют организационной самостоятельности. Свои заключения они тоже направляют на рассмотрение парламента или иного лица, принявшего подвергнутый проверке акт. При рассмотрении квазисудами дел судебная процедура используется лишь частично и зачастую является упрощенной. Персональный состав этих органов может формироваться на основе нетрадиционных принципов33. Например, Конституционный Совет Франции включает в свой состав бывших президентов страны, а Законодательный Совет Швеции формируется из нескольких членов Верховного суда и Высшего административного суда, не юристами может быть треть Совета.

Квазисудебные органы конституционного контроля еще нередко называют органами конституционного надзора, ведь их решения носят практически всегда лишь рекомендательный характер, а этот признак является характерной чертой надзора (в отличие от контроля, предусматривающего обязательность решений контролирующего органа).

К подобным квазисудебным органам можно отнести бывший Комитет конституционного надзора СССР (действовавший в период с 1990 по 1991 год) и аналогичные ему комитеты союзных советских республик. Помимо названных квазисудебных органов можно назвать Конституционный Совет Казахстана (учрежден Конституцией 1995 г.), Совет конституционных расследований, предусмотренный Конституцией Эфиопии 1984 г., а также органы конституционного надзора в государствах, копирующих французскую модель государственного строя, – в Алжире, Сенегале, Марокко, Тунисе.

Квазисудебный тип специализированного конституционного контроля в планетарном масштабе не снискал массового применения. Характерные для него органы (комитеты, советы, надзоры) в современных государствах встречаются относительно редко.