34. Автономная модель местного самоуправления в зарубежных странах
Для удобства изучения зарубежного опыта, эффективного применения его в практике осуществления местного самоуправления целесообразно осуществлять обобщение, классификацию этих форм. Важную роль в этой деятельности играет типология местного самоуправления, его обобщающее моделирование (выявление характерных моделей).
Модель местного самоуправления — это форма организации местной власти, воплощающая в себе все наиболее существенные характеристики различных муниципальных систем и выступающая в качестве их типичного представителя.
Модель автономного местного самоуправления наиболее последовательно внедрена в таких странах, как США, Канада, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия. Она базируется на положениях «общественной» муниципальной доктрины и поэтому предполагает отделение местного самоуправления от системы государственной власти, исключает всякое прямое подчинение муниципальных органов органам вышестоящего уровня. Характерная черта данной модели — отсутствие на местах полномочных представителей центрального правительства, контролирующих выборные муниципальные органы. Контроль центра за деятельностью органов местного самоуправления в данном случае носит периодический характер и осуществляется путем финансовых ревизий (особенно в отношении расходования целевых субсидий из вышестоящих бюджетов), министерских инспекций (проверку проводят уполномоченные министра по делам местного самоуправления), судебного контроля (центральные органы могут обращаться в суд с исками против органов местного самоуправления) и т.п.
В зависимости от способа выборов главы исполнительной власти и формы взаимодействия представительных и исполнительно-распорядительных органов можно выделить несколько различных типов модели автономного местного самоуправления. Практика показывает, что наиболее распространенные из них, следующие:
глава исполнительной власти непосредственно избирается населением и одновременно совмещает функции председателя (руководителя) представительного органа местного самоуправления. Подобная модель, условно обозначаемая как «совет — сильный мэр», представлена более чем в половине городов США, используется она и в южных землях Германии;
глава исполнительной власти избирается на должность из числа депутатов представительного органа и одновременно совмещает функции его руководителя. Данная модель соответствует, например, системе «сильный совет — мэр», применяемой в США, Канаде и Великобритании, а также бургомистерской форме организации местного самоуправления в Германии;
глава исполнительной власти избирается на должность непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления, однако при этом он не становится главой данного представительного органа. Подобная форма организации местной власти получила распространение в некоторых провинциях Канады, на территории земель Гессен и Бремен в Германии;
глава исполнительной власти назначается на должность соответствующим представительным органом по результатам конкурса по контракту. При этой муниципальной модели населением территориального образования избираются и депутаты представительного органа, и высшее должностное лицо местного самоуправления (мэр). Однако сфера их деятельности ограничивается решением вопросов исключительно политического характера. Повседневной же административной работой руководит назначаемый и контролируемый представительным органом местного самоуправления управляющий (менеджер). Институт «муниципальных менеджеров» получил распространение в США (40 % всех городов), в Канаде (около 150 небольших и средних городов), Германии, Норвегии, Швеции Финляндии и ряде других стран;
глава исполнительной власти не избирается, а все полномочия представительного и исполнительно-распорядительного характера реализуются комиссией — органом, состоящим из выборных должностных лиц, возглавляющих основные подразделения аппарата муниципального управления. Данная форма организации местной власти применяется во многих малых городах США;
местным сообществом избирается единственное должностное лицо местного самоуправления — глава муниципального образования (мэр, староста), в компетенцию которого входит реализация всех полномочий органов местного самоуправления, за исключением утверждения местного бюджета, отчета о его исполнении и контрольных полномочий, осуществляемых непосредственно населением данного муниципального образования. Подобная модель применяется сегодня многими странами Западной Европы при организации системы местного самоуправления на территории, небольших, преимущественно сельских, поселений.
- Конституционное право (часть 2) Автор – составитель к.Ю.Н, доц. Петренко д.С. 2013 г.
- Понятие и роль главы государства в жизни общества
- Монархи и их статус
- Президенты в зарубежных странах
- Импичмент президента в зарубежных странах
- Становление института президентства в отечественной политико-правовой истории
- Полномочия Президента рф
- Требования к кандидату на выборах Президента рф
- Система и порядок проведения выборов Президента рф
- Прекращение полномочий Президента рф.
- Гарантии бывшему Президенту рф
- Парламент: понятие, компетенция и структура
- Формирование и роспуск парламентов зарубежных стран
- 13. Выборы депутатов Государственной Думы рф
- 14. Порядок формирования Совета Федерации
- 15. Федеральное Собрание рф и полномочия его палат
- 16. Прекращение полномочий Государственной Думы
- 17. Статус члена парламента (Федерального Собрания рф)
- 18. Парламентские иммунитет и индемнитет. Лоббизм
- 19. Общая парламентская процедура в зарубежных странах
- 20. Законодательный процесс в современных парламентах (общая процедура)
- 21. Принятие закона
- 22. Промульгация закона
- 23. Понятие и состав правительства
- 24. Порядок формирования правительства
- 25. Полномочия и акты правительства
- 26. Перечень полномочий Правительства рф
- 27. Другие органы исполнительной власти. Ведомства
- 28. Ответственность Правительства
- 29. Судебные органы специализированного конституционного контроля
- 30. Квазисудебные органы специализированного конституционного надзора
- 31. Полномочия и состав Конституционного Суда Российской Федерации
- 32. Понятие и сущность местного самоуправления
- 33. Система местного самоуправления в рф
- 34. Автономная модель местного самоуправления в зарубежных странах
- 35. Наблюдаемая модель местного самоуправления в зарубежных странах
- 36. Муниципальная реформа в рф 2000-х годов
- 37. Основные модели организации муниципальной власти в современной России
- 38. Администрация Президента рф
- 39. Совет Безопасности рф
- 40. Государственный Совет рф
- 41. Полномочные представители Президента рф в федеральных округах