16. Прекращение полномочий Государственной Думы
Любой парламент может быть распущен досрочно. При этом, очень редко главой государства распускаются обе палаты (например, Италия). Обычно роспуску подлежат лишь нижняя палата и однопалатный парламент, а верхняя палата лишь прекращает свои полномочия на время роспуска нижней палаты (например, в Польше). Если верхняя палата избрана на более длительный срок, чем нижняя, то после избрания новой нижней палаты верхняя возобновляет свою деятельность. Бывает и так (хотя редко), что верхняя палата вправе осуществлять свои полномочия в отсутствие нижней и даже в какой-то мере замещать ее, давая (или не давая) согласие на издание президентом временных актов с силой закона.
Роспуск однопалатного парламента или нижней палаты ограничен рядом условий. Парламент (палата) не может быть распущен в условиях военного или чрезвычайного положения, в течение нескольких месяцев до окончания срока его полномочий или после начала заседаний вновь избранного парламента, а также не может быть распущен президентов за несколько месяцев (как правило, за шесть) до окончания срока полномочий президента. Ограничивается число роспусков (например, в Румынии парламент может быть распущен в течение года лишь один раз).
Роспуск парламента осуществляется по различным основаниям:
-при выражении недоверия правительству по инициативе парламента;
-при отказе в доверии, когда этот вопрос ставится правительством; если парламент не может сформировать правительство в определенный срок
-если парламент не принимает государственный бюджет в течение определенного срока;
-если он неоднократно лишал доверия правительство в течение установленного срока (в Венгрии — четыре раза в течение года).
В перечисленных случаях глава государства может распустить парламент, но не обязан делать это. Он может, например, уволить в отставка правительство или при неутверждении бюджета ввести в действие бюджет прошлого года.
Если парламент не функционирует (парламентские каникулы, межсессионный период, роспуск), его могут замещать, хотя и не полностью некоторые другие высшие органы государства. В странах тоталитарного социализма ими являются государственные советы, постоянные комитеты, президиумы, избираемые парламентом. В Испании для этой цели члены парламента избирают особый орган — постоянную депутацию, в Мексике — постоянную комиссию, в Германии (правда, только в чрезвычайных обстоятельствах) — совместный комитет.
Россия вполне воспринят зарубежный опыт в данном вопросе.
Так, роспуск Совета Федерации (часто именуемого верхней палатой российского парламента) КонституциейРФ не предусмотрен ни при каких обстоятельствах.
Что же касается нижней палаты, то Государственная Дума, конституционный срок которой с 2011 года 5 лет, может быть досрочно распущена. Это полномочие предоставлено главе государства, что характерно для президентской республики. Президент РФ может распустить Государственную Думу в трех случаях:
1) после трехкратного отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства России, предложенной Президентом РФ (ст. 111Конституции РФ);
2) если Государственная Дума дважды в течение трех месяцев по собственной инициативе примет постановление о недоверии Правительству РФ. В этом случае Президент России либо отправляет Правительство в отставку, либо распускает Государственную Думу (дабы преодолеть конфликт);
3) если вопрос о доверии Правительству РФ инициирует не Государственная Дума, а само Правительство, но Государственная Дума отказывает Правительству РФ в доверии, решение вопроса по существу остается за Президентом РФ. Он либо соглашается с Думой и отправляет Правительство в отставку, либо оставляет Правительство и распускает Государственную Думу.
Во всех случаях досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Президент РФ обязан сразу же назначить новые выборы, чтобы страна не оставалась без парламента.
Государственная Дума не может быть распущена:
1) в течение года после ее избрания (Дума должна раскрыться перед народом, продемонстрировать свой потенциал);
2) с момента выдвижения обвинения против Президента РФ по процедуре импичмента до принятия решения Советом Федерации (иное в этой ситуации может быть оценено как месть, расправа с парламентом);
3) в период действия на территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения (в этой ситуации выборы могут стать причиной политической дестабилизации);
4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ (в противном случае страна может остаться и без Президента, и без парламента, что создает ситуацию угрозы безвластия, национальной безопасности).
В случае роспуска Государственной Думы она продолжает осуществлять конституционные полномочия, касающиеся принятия федеральных законов, постановлений палат до дня назначения досрочных выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва.
- Конституционное право (часть 2) Автор – составитель к.Ю.Н, доц. Петренко д.С. 2013 г.
- Понятие и роль главы государства в жизни общества
- Монархи и их статус
- Президенты в зарубежных странах
- Импичмент президента в зарубежных странах
- Становление института президентства в отечественной политико-правовой истории
- Полномочия Президента рф
- Требования к кандидату на выборах Президента рф
- Система и порядок проведения выборов Президента рф
- Прекращение полномочий Президента рф.
- Гарантии бывшему Президенту рф
- Парламент: понятие, компетенция и структура
- Формирование и роспуск парламентов зарубежных стран
- 13. Выборы депутатов Государственной Думы рф
- 14. Порядок формирования Совета Федерации
- 15. Федеральное Собрание рф и полномочия его палат
- 16. Прекращение полномочий Государственной Думы
- 17. Статус члена парламента (Федерального Собрания рф)
- 18. Парламентские иммунитет и индемнитет. Лоббизм
- 19. Общая парламентская процедура в зарубежных странах
- 20. Законодательный процесс в современных парламентах (общая процедура)
- 21. Принятие закона
- 22. Промульгация закона
- 23. Понятие и состав правительства
- 24. Порядок формирования правительства
- 25. Полномочия и акты правительства
- 26. Перечень полномочий Правительства рф
- 27. Другие органы исполнительной власти. Ведомства
- 28. Ответственность Правительства
- 29. Судебные органы специализированного конституционного контроля
- 30. Квазисудебные органы специализированного конституционного надзора
- 31. Полномочия и состав Конституционного Суда Российской Федерации
- 32. Понятие и сущность местного самоуправления
- 33. Система местного самоуправления в рф
- 34. Автономная модель местного самоуправления в зарубежных странах
- 35. Наблюдаемая модель местного самоуправления в зарубежных странах
- 36. Муниципальная реформа в рф 2000-х годов
- 37. Основные модели организации муниципальной власти в современной России
- 38. Администрация Президента рф
- 39. Совет Безопасности рф
- 40. Государственный Совет рф
- 41. Полномочные представители Президента рф в федеральных округах