logo

41. Полномочные представители Президента рф в федеральных округах

Правовой статус полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах определяется УказомПрезидента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 "О Полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" (с изм.)44.

Полномочный представитель:

1) организует работу по реализации органами государственной власти соответствующих регионов основных направлений внутренней и внешней политики государства, определенных Президентом РФ;

2) контролирует исполнение в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

3) обеспечивает реализацию в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;

4) представляет Президенту РФ регулярные доклады и соответствующие предложения по обеспечению национальной безопасности в федеральном округе.

В целях реализации поставленных перед ним задач Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе:

- обеспечивает координацию деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти;

- анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов, вносит предложения Президенту РФ по обеспечению регионов судебно-прокурорскими кадрами;

- содействует налаживанию контактов региональных органов государственной власти с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, органами местного самоуправления;

- разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Федерации программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;

- организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, реализацией федеральных программ и общенациональных проектов в федеральных округах;

- согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы субъектов РФ, входящих в состав федерального округа;

- по поручению Президента РФ вручает государственные награды России, а также объявляет благодарность Президента РФ;

- принимает участие в работе органов государственной и муниципальной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа;

- выполняет ряд других полномочий.

Полномочный представитель Президента РФ непосредственно подчиняется Президенту РФ и входит в состав Администрации Президента РФ. Он имеет право пользоваться банками данных Администрации Президента РФ и других федеральных органов государственной власти; правительственной связью; беспрепятственного доступа в любые организации, учреждения и предприятия, находящиеся в пределах соответствующего федерального округа.

В РФ создано восемь федеральных округов, объединяющих различные субъекты:

- Центральный федеральный округ: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области; г. Москва;

- Северо-Западный федеральный округ: республики Карелия, Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская области; г. Санкт-Петербург; Ненецкий автономный округ;

- Южный федеральный округ: республики Адыгея, Калмыкия; Краснодарский край; Астраханская, Волгоградская и Ростовская области;

- Северо-Кавказский федеральный округ: республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия - Алания, Чеченская; Ставропольский край;

- Приволжский федеральный округ: республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашская; Пермский край; Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области;

- Уральский федеральный округ: Курганская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области; Ханты-Мансийский - Югра и Ямало-Ненецкий автономные округа;

- Сибирский федеральный округ: республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; Алтайский, Забайкальский и Красноярский края; Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области;

- Дальневосточный федеральный округ: Республика Саха (Якутия); Камчатский, Приморский и Хабаровский края; Амурская, Магаданская и Сахалинская области; Еврейская автономная область; Чукотский автономный округ.

При полномочных представителях Президента РФ в федеральных округах создаются контрольно-совещательные органы45.

В настоящее время в России дебатируется вопрос о целесообразности сохранения института полномочных представителей Президента РФ.

1 С 1963 — главой государства Западное Самоа является вождь Малиетоа Танумафили II. Но согласно конституции после его смерти глава государства будет уже избираться Законодательным собранием на 5 лет

2 28 октября 2011 года в Великобритания был изменен закон о престолонаследии от 1701 года, уравняв в правах наследников обоих полов, то есть введя шведскую систему. До этого там применялась кастильская (английская) система, однако официально изменение линии наследования ещё не вступило в силу.

3 В Польше на выборах 1980 г. на пост президента баллотировалось лицо, имевшее кроме поль­ского еще два гражданства: канадское и перуанское

4 Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. N 12. Ст. 189.

5 Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 17. Ст. 510, 512.

6 Важно не допускать ошибки, согласно которой многие полагают Россию президентской республикой. Обычно, под президентской республикой понимают такую форму правления, когда президент возглавляет правительство и управляет внутренней и внешней политики. В России это не так – есть должность председателя правительства, а Президент РФ может распустить нижнюю палату парламента (в президентских республиках это невозможно).

7 Согласно конституционному принципу разделения властей в РФ действуют: власти исполнительная, законодательная и судебная. По логике конституции: Главе 6 соответствует исполнительная власть (осуществляет Правительство РФ), Главе 5 – законодательная власть (осуществляет Федеральное собрание), Главе 7 - судебная власть (осуществляется только судебными органами). Отсюда делается вывод - из текста Конституции косвенно следует, что Президент не принадлежит ни к одной ветви власти и что Конституция РФ хотя и не называет, но подразумевает 4 ветвь власти, стоящую над другими, – президентскую. Но здесь скорее надо говорить о нечеткости конституции, принятой в спешке.

8 Срок полномочий Президента, после поправок, внесенных в Конституцию РФ в 2008 году – 6 лет (ранее он составлял 4 года). Такие поправки обосновываются ссылками на то, что Президент Франции избирался на 7 лет. Но после 2000 года во Франции этот срок снижен до 5 лет. Сторонники этих поправок полагают, что нынешняя политическая система России слаба в плане преемственности политической власти и 6 - летний срок президентства – некий шаг в пользу стабильности политической системы.

9 Президент РФ в своем ПосланииФедеральному Собранию от 22 декабря 2011 г. предложил сократить количество подписей для участия в выборах Президента РФ до 300 тыс., а для кандидатов от непарламентских партий до 100 тыс.

10 Явка на выборах Президента России 4 марта 2012 года на территории страны составила 65,34 %, при общем списочном составе избирателей 109 860 331 чел. (См.: Новости ЦИК России // http://www.cikrf.ru/news/cec/2012/03/05/chyrov_1.html).

11 СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 617; 2007. N 31. Ст. 4041; 2011. N 1. Ст. 16.

12 Орган с названием «парламент» был образован в Англии ещё в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Но этот парламент ещё не им л полноценных независимых от короля законодательных функция, являлся органом законосовещательным

13 Так, например, произошло с самыми древними на сегодняшний день парламентами в мире - Острова Мэн (Тинвальд) и Исландии, (Альтинг), созданными в X веке. Тинвальд, созданный в 979 году, на протяжении своей истории действовал непрерывно, альтинг же, возникший около 930 года, официально не работал в 1801—1845 годах (хотя неофициальные собрания были).

14 См.: Конституционное (государственноеправо зарубежных странОбщая часть: Рук. авт. кол. и отв. ред. Б.АСтрашун.- 4-е изд. – М.: Норма - Инфра-М2010.

16 Президент РФ в своем ПосланииФедеральному Собранию от 22 декабря 2011 г. предложил отменить сбор подписей при выборах в Государственную Думу и региональные законодательные органы.

17 До 2006 года выборы считались состоявшимися только в том случае, если в них участвовали на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ не менее 25% от общего числа зарегистрированных избирателей.

18 До 2005 года избирательный барьер для партийных списков устанавливался 5%.

19 См.: http://www.garant.ru/news/460125

20 Аналогичный способ назначения членов верхней палаты парламента предлагает Основной Закон Германии. В соответствии со ст. 51 Бундесрат состоит из членов правительств немецких земель, которые их назначают и отзывают при необходимости.

21 СУ РСФСР. 1917. N 3. Ст. 49

22 СЗ РФ. 2009. N 18. Ст. 2180.

23 СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801; 1995. N 43. Ст. 5124; 1999. N 43. Ст. 5124; 2011. N 43. Ст. 5977.

24 САПП РСФСР. 1994. N 15. Ст. 1173; СЗ РФ. 1994. N 16. Ст. 1881; 1995. N 4. Ст. 4777; 2011. N 47. Ст. 6620.

25 СЗ РФ. 1996. N 18. Ст. 2253.

26 Количество заместителей Председателя Правительства РФ законодательно не определено, оно устанавливается главой государства исходя из конъюнктуры управления. В Правительстве России сформированном в 2012 г. насчитываются один первый заместитель и шесть заместителей Председателя Правительства. При этом должность первого заместителя Председателя Правительства в Конституциии ФКЗ О Правительстве Российской Федерации" не выделена, в то же время она традиционно фигурирует в указах Президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Ввиду этого было бы нелишним предусмотреть категорию первых заместителей в ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

27 К особенностям состава Правительства России можно отнести появление в нем должности так называемого министра без портфеля, не имеющего статуса руководителя федерального органа исполнительной власти. Им стал М.А. Абызов, на которого возложена организация работы Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства. Должность "министров без портфеля" учреждалась и в прошлом, преимущественно это были крупные интеллектуалы - В.Ю. Зорин, А.Я. Лившиц, К.Д. Лубенченко, Е.Г. Ясин, участие которых в Правительстве повышало его интеллектуальный потенциал.

28 Например, С.А. Авакьян предлагает в контексте этой проблемы дополнить ФКЗ"О Правительстве Российской Федерации" положениями, согласно которым Президент РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы для получения ее согласия кандидатуру Председателя Правительства РФ с учетом мнений об этой кандидатуре фракции Государственной Думы, объединяющей более половины установленного числа депутатов Государственной Думы. При формировании Правительства РФ, системы федеральных органов исполнительной власти и их руководящего состава Президент РФ, Правительство РФ учитывают предложения фракции Государственной Думы, объединяющей более половины установленного числа депутатов Государственной Думы // Авакьян С.А.О возможных и конституционно легитимных путяхизменения баланса властей в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 3. С. 4.

29 В отечественной научной литературе модели судебного конституционного контроля также именуют его типами или организационными формами (см.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., 2010. С. 50-53).

30 См.: Мавчич А. Конституционные суды: модели работы в соответствии с федеральными государственными системами // Сб. материалов международной научн. – практ. конф. конституционных судов России, Германии, Словении. – Петрозаводск, 1998.С. 9-13.

31 Данную модель еще называют австрийской, в связи с тем, что впервые она была законодательно оформлена в Австрии в 1919 г. По аналогии эту модель иногда именуют кельзеновской, по имени выдающегося австрийского теоретика и практика государствоведения Ганса (Ханса) Кельзена, детально разработавшего и воплотившего в австрийскую реальность идею института специализированного конституционного суда. Реже в литературе можно встретить и иные названия этой модели – «чехословацкая» (формально первый национальный Конституционный суд был учрежден в Конституционной хартии Чехословакии раньше (февраль1920 г.), чем в Конституции Австрии (октябрь 1920 г.)), «саксонская» (специализированное конституционное судебное учреждение впервые появилось в Саксонии и Ольденбурге (в 1831 г.)), «петрункевичская» (отдельные теоретические обоснования института специализированного конституционного судебного органа были сделаны И. Петрункевичем еще в 1902 – 1905г.).

32 В настоящий момент органы конституционного правосудия созданы в 15 субъектах ФРГ из 16 (за исключением земли Шлезвиг-Гольштейн). Таким образом, немецкая конституционная юстиция отличается целостностью и завершенностью, чего нельзя сказать о России, где конституционные (уставные) суды функционируют лишь примерно в одной пятой части всех субъектов Федерации (в 16 субъектах из 83).

33 При формировании органов конституционного правосудия привлечение в состав судей непрофессиональных юристов тоже встречается, но скорее как исключение из общего правила. Например, в Конституционный суд Турции могут избираться как юристы, так и люди, имеющие опыт определенной административно-государственной работы.

34 Проект нового закона был подготовлен комиссией под руководством Д.Н. Козака.

35 Во многих субъектах Федерации местное самоуправление в поселениях ранее не создавалось, а только в районах. Закон 2003 года устранил эту практику.

36 ФЗ № 131 – один из наиболее часто изменяемых законов в России. Например, только в 2010 г. поправки в него вносились – 9 раз, 2011 г. 16 раз а в 2012 г. – 9 раз.

37 См.: Шутова Т. Псковский эксперимент: самоуправление как езда в незнаемое // Российская газета. 1996. 24 окт.

38 Овчинников И.И. Гражданин и местная власть // Гражданин и право. 2002. №7,8

39 СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1395; N 24. Ст. 2392; 2005. N 32. Ст. 3272; 2007. N 13. Ст. 1530; 2008. N 43. Ст. 4919; 2010. N 3. Ст. 274; 2011. N 4. Ст. 572.

40 Федеральный законот 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2;Положениео Совете Безопасности РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 6 мая 2011 г. N 590 // СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2721.

41 См.: Положениео Государственном Совете Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. N 1602 (с изм.) // СЗ РФ. 2000. N 36. Ст. 3633; 2005. N 28. Ст. 2865; 2010. N 11. Ст. 1195.

42 См.: Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 946 «Вопросы Государственного совета Российской Федерации»

43 Указ президента Российской Федерации от 10 августа 2012 года № 1153 «О внесении изменения в Положение о Государственном совете Российской Федерации, утвержденное Указом президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. № 1602, и о признании утратившим силу пункта 3 Указа президента Российской Федерации от 23 июня 2008 г. № 992»

44 СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 2112; N 26. Ст. 2748; N 38. Ст. 3781; 2001. N 6. Ст. 551; 2004. N 15. Ст. 1395; N 41. Ст. 4021; 2005. N 13. Ст. 1135; 2008. N 16. Ст. 1673; 2009. N 18 (ч. II). Ст. 2222; 2010. N 3. Ст. 274; N 4. Ст. 369; 2010. N 37. Ст. 4643; 2011. N 1. Ст. 1.

45 УказПрезидента РФ от 24 марта 2005 г. "О советах при полномочных представителях Президента РФ в федеральных округах" // СЗ РФ. 2005. N 13. Ст. 1139.