25. Полномочия и акты правительства
Полномочия правительства как высшего органа исполнительной власти общей компетенции достаточно широки. Они охватывают важынейшие вопросы государственной жизни, традиционно относящиеся к полномочиям исполнительной власти, исходя из границ между исполнительной, законодательной и судебной властями.
Полномочия:
формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью (направление и координация деятельности аппарата через министерства, департаменты и другие ведомства);
участие в законодательной деятельности (использование делегированного законодательства, проявление законодательной инициативы);
исполнение законов (активные действия правительства по претворению обязывающих предписаний законов, самостоятельная нормотворческая деятельность);
составление и исполнение бюджета (здесь инициатива и полномочия всецело принадлежат правительству);
осуществление внешней политики (контролирует и направляет деятельность всех органов, осуществляющих внешнеполитические функции, комплектует дипломатический и консульский аппарат, определяет контингенты вооруженных сил, руководит деятельностью органов внешней разведки, ведет международные переговоры, заключает международные договоры и соглашения);
полномочия в условиях чрезвычайного положения (во многих странах действует специальное законодательство (Великобритания, США, ФРГ и т.д.).
В Конституция РФ (ст.114) также дается перечень только основных полномочий этого органа, с оговоркой, что "иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ" (п. "ж" ч. 1 ст. 114).
Надо отметить, что закрепление в нормах конституций компетенции исполнительной власти в самом общем виде характерно для многих государств, в то время как полномочия законодательного органа как правило четко определены (США, Франция и др.). Неоднозначность формулировок, определяющих полномочия органов исполнительной власти, связана прежде всего с тем, что конституционный текст не может предусмотреть все многообразие отношений, которые могут потребовать принятия решения в рамках компетенции органа исполнительной власти, который, являясь органом оперативного управления, должен быть адекватен быстро меняющейся обстановке в стране.
Законом РФ от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ о поправке к Конституции РФ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации" была установлена отчетность Правительства РФ о своей деятельности перед Думой. Такое контрольное полномочие парламента в отношении Правительства было включено в Конституцию по инициативе Президента, посчитавшего необходимым дать дополнительный ресурс для стабильного функционирования обоих органов государственной власти без существенного изменения их правовой сущности.
Отчет о работе Правительства РФ представляет его Председатель в период весенней сессии. Депутаты вправе задавать вопросы Председателю Правительства РФ и высказывать свое мнение о деятельности Правительства. По результатам отчета принимается постановление палаты. Конституцией предусмотрено, что представляемый Правительством отчет включает и ответы на вопросы, поставленные ГД ФС РФ в отношении деятельности Правительства.
Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Подготовка и проведение заседаний Правительства осуществляются в соответствии с процедурными нормами, закрепленными в Регламенте Правительства РФ. На заседаниях Правительства РФ рассматриваются наиболее важные вопросы, при этом ряд вопросов, связанных с реализацией компетенции Правительства, рассматривается исключительно на правительственных заседаниях (о внесении в Государственную Думу законопроектов, в том числе о федеральном бюджете, установление объема выпуска государственных ценных бумаг, рассмотрение программ приватизации федеральной государственной собственности, рассмотрение вопросов заключения подлежащих ратификации международных договоров РФ и др.).
По предложению Председателя Правительства РФ, для решения оперативных вопросов может образовываться Президиум Правительства РФ, заседания которого проводятся по мере необходимости, а его решения могут быть отменены Правительством РФ. Кроме того, из своего состава Правительство РФ формирует различные комиссии и советы (по информационной политике, по защите интеллектуальной собственности, по координации внешней политики, по подготовке к различным датам и т. п.).
Реализацию своих полномочий Правительство РФ осуществляет посредством издания актов: постановлений (нормативного характера) и распоряжений (не имеющих нормативного характера, издаваемых по оперативным и другим текущим вопросам). В отличие от актов Президента РФ правительственные акты однозначно определены как подзаконные акты: постановления и распоряжения Правительства РФ издаются «на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ», тогда как указы и распоряжения Президента РФ «не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам».
Кроме постановлений и распоряжений Правительство РФ может принимать и иные акты, не имеющие правового характера (обращения, заявления и пр.).
Правительство РФ осуществляет общее руководство федеральными органами исполнительной власти, за исключением органов, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Правительство РФ лишь координирует деятельность указанных министерств и ведомств.
- Конституционное право (часть 2) Автор – составитель к.Ю.Н, доц. Петренко д.С. 2013 г.
- Понятие и роль главы государства в жизни общества
- Монархи и их статус
- Президенты в зарубежных странах
- Импичмент президента в зарубежных странах
- Становление института президентства в отечественной политико-правовой истории
- Полномочия Президента рф
- Требования к кандидату на выборах Президента рф
- Система и порядок проведения выборов Президента рф
- Прекращение полномочий Президента рф.
- Гарантии бывшему Президенту рф
- Парламент: понятие, компетенция и структура
- Формирование и роспуск парламентов зарубежных стран
- 13. Выборы депутатов Государственной Думы рф
- 14. Порядок формирования Совета Федерации
- 15. Федеральное Собрание рф и полномочия его палат
- 16. Прекращение полномочий Государственной Думы
- 17. Статус члена парламента (Федерального Собрания рф)
- 18. Парламентские иммунитет и индемнитет. Лоббизм
- 19. Общая парламентская процедура в зарубежных странах
- 20. Законодательный процесс в современных парламентах (общая процедура)
- 21. Принятие закона
- 22. Промульгация закона
- 23. Понятие и состав правительства
- 24. Порядок формирования правительства
- 25. Полномочия и акты правительства
- 26. Перечень полномочий Правительства рф
- 27. Другие органы исполнительной власти. Ведомства
- 28. Ответственность Правительства
- 29. Судебные органы специализированного конституционного контроля
- 30. Квазисудебные органы специализированного конституционного надзора
- 31. Полномочия и состав Конституционного Суда Российской Федерации
- 32. Понятие и сущность местного самоуправления
- 33. Система местного самоуправления в рф
- 34. Автономная модель местного самоуправления в зарубежных странах
- 35. Наблюдаемая модель местного самоуправления в зарубежных странах
- 36. Муниципальная реформа в рф 2000-х годов
- 37. Основные модели организации муниципальной власти в современной России
- 38. Администрация Президента рф
- 39. Совет Безопасности рф
- 40. Государственный Совет рф
- 41. Полномочные представители Президента рф в федеральных округах