13. Выборы депутатов Государственной Думы рф
Строгое соблюдение периодичности выборов обусловливает сменяемость депутатского корпуса и одновременно непрерывность деятельности представительных учреждений. Отсрочка выборов может быть связана только с введением в стране военного или чрезвычайного положения.
Действующее законодательство запрещает совмещать президентские и парламентские выборы.
Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ согласно п. 2 ст. 96Конституции РФ избираются сроком на 5 лет (до 2008 года - на 4 года). Следовательно, очередные выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ будут проводиться через каждые 5 лет (депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва - 1993 - 1995 гг. - избирались на два года; II - V созывов - на 4 года).
Начиная с первого созыва (1993 года) и до 2007 года Государственная Дума формировалась по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе. Это означало, что половина ее депутатского корпуса (225 депутатов) избирались на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (по мажоритарной избирательной системе, т.е. по территориальным одномандатным избирательным округам), а вторая половина - остальные 225 депутатов - на основе пропорционального представительства от избирательных объединений по единому общефедеральному избирательному округу. Этот порядок в последствии был изменен, и Государственная Дума РФ 5-го (избрана в 2007 г.) и 6-го (избрана в 2011 г.) созывов формировались исключительно по пропорциональной системе представительства, т.е. по партийным спискам.
Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ назначает Президент РФ (п. "а" ст. 84Конституции РФ).
Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный и предшествующий ему день; на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое по решению Правительства РФ объявлено рабочим днем.
После подписания указа Президента России о назначении парламентских выборов, обновление избирательного законодательства автоматически откладывается до завершения электорального цикла.
Днем выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок полномочий Государственной Думы предыдущего созыва - п. 2 ст. 6Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" (с изм.). Так как выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 5-го созыва проводились 2 декабря 2007 г., очередные были назначены на 4 декабря 2011 г.
Действующее избирательное законодательство (по состоянию на 01.04.2013 г.) предусматривает, те позиции, на основании которых была избрана в 2011 году Государственная Дума последнего, 6-го созыва.
Согласно этим нормам, списки кандидатов в депутаты Государственной Думы выдвигается исключительно политическими партиями. При этом правом выдвижения списка кандидатов в депутаты Государственной Думы обладают партии:
зарегистрированные не менее чем за год до назначения выборов.
При этом такие партии в поддержку федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы 6-го созыва собралось 150 (ранее 200) тыс. подписей избирателей (при этом на один субъект РФ должно было приходиться не более 5 (ранее 10) тыс. подписей). Если подписи собираются среди граждан России, проживающих за рубежом, общее число подписей не должно превышать 5 тыс.
Сбор подписей не может быть заменен избирательным залогом (до 2008 года это разрешалось на парламентских выборах).
На выборах депутатов Государственной Думы 7-го и следующих созывов сбор подписей избирателей в поддержку партийных списков кандидатов будет отменен16.
2) имеющие фракции в Государственной Думе текущего созыва. Такие партии подписей в поддержку своих списков собирать не должны, эти списки допускаются к выборам автоматически.
3) также не должны собирать подписи в свою поддержку, начиная с 6-го созыва, малые партии, допущенные к распределению депутатских мандатов в федеральном парламенте и не менее чем в 1/3 субъектов Федерации. Список таких партий составляется Центризбиркомом РФ и размещается на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет и обновляется по результатам выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти.
В выдвижении списков кандидатов в депутаты Государственной Думы участвуют общефедеральные политические партии.
Каждая политическая партия может выдвинуть лишь один федеральный список кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы (максимально 600 кандидатов). Члены федерального списка кандидатов могут быть членами данной партии либо беспартийными.
Ряд норм новых избирательных законов усиливает ответственность партий. Например, партия, которая не получит на выборах поддержку 3% избирателей, должна вернуть деньги за бесплатное рекламное время, которое ей предоставляли государственные СМИ. А это немалые деньги (где-то 30 млн. руб. с одной политической партии).
Минимальный порог явки на выборах в Государственную Думу отсутствует17.
С 1 января 2013 г. вступил в силу закон, в соответствии с которым проходной барьер на выборах в Госдуму снижен с 7 до 5 процентов. Изменения касаются выборов депутатов Госдумы 7-го (выборы состоятся в 2016 г.) и последующих созывов.
На предшествующих же выборах (декабрь 2011 г. в Государственную Думу 6-го созыва), для прохождения в Государственную Думу, список политической партии необходимо было набрать в свою поддержку не менее 7% голосов избирателей18. Партиям, получившим от 5% до 6% голосов избирателей, предоставлялся 1 депутатский мандат, от 6% до 7% - 2.
"Заградительный барьер" известен избирательным системам многих стран (1% в Израиле; 3% в Испании, Молдове, Румынии; 4% в Болгарии, Швеции; 5% в ФРГ; 7% в Казахстане; 8% в Лихтенштейне; 10% в Турции; 17% в Греции). В то же время ряд государств запрещает законодателю устанавливать любые требования в отношении минимального процента голосов в национальном масштабе (ст. 155 Конституции Португалии).
Партии, прошедшие в Государственную Думу, должны иметь поддержку не менее 60% избирателей. Если только одна партия наберет 7% голосов избирателей, то к распределению депутатских мандатов допускается еще одна или две партии, в поддержку которых в совокупности подано 60% голосов избирателей.
1 марта 2013 г.Президент РФ В.В. Путин внес в Госдуму проект федерального закона, определяющего новый порядок ее формирования. Законопроектом предусматривается, что выборы депутатов Госдумы проводятся на основе смешанной избирательной системы. Половина депутатов избирается по одномандатным избирательным округам (один депутат – один округ), другая половина – по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов19. 15 апреля 2013 г. этот законопроект уже прошел 1 чтение в Государственной думе РФ.
Досрочные выборы всего состава Государственной Думы проводятся в случае ее роспуска по решению Президента РФ (ст. ст. 111и117Конституции РФ). В этой ситуации Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей.
Конституцией РФ не предусмотрена добровольная отставка Государственной Думы, как, например, Президента РФ (ч. 2 ст. 92Конституции РФ) или Правительства РФ (ч. 1 ст. 117Конституции РФ). Однако исходя из того, что допускается отставка каждого депутата в отдельности, гипотетически можно предположить возможность реализации этого права всеми депутатами одновременно, что фактически и будет рассматриваться как добровольная отставка Государственной Думы. Хотя в реальной жизни трудно представить себе подобную ситуацию.
До 2007 года досрочные выборы депутатов Государственной Думы в одномандатных территориальных избирательных округах проводились в случае их добровольной отставки, перехода на работу в аппарат управления, утраты гражданства, вынесения обвинительного приговора суда и иных случаях, установленных законом. Однако при формировании Государственной Думы по партийным спискам выборы депутата в случае утраты им мандата не проводятся. Место выбывшего депутата по решению фракции занимает кандидат от той политической партии, членом которой был выбывший.
- Конституционное право (часть 2) Автор – составитель к.Ю.Н, доц. Петренко д.С. 2013 г.
- Понятие и роль главы государства в жизни общества
- Монархи и их статус
- Президенты в зарубежных странах
- Импичмент президента в зарубежных странах
- Становление института президентства в отечественной политико-правовой истории
- Полномочия Президента рф
- Требования к кандидату на выборах Президента рф
- Система и порядок проведения выборов Президента рф
- Прекращение полномочий Президента рф.
- Гарантии бывшему Президенту рф
- Парламент: понятие, компетенция и структура
- Формирование и роспуск парламентов зарубежных стран
- 13. Выборы депутатов Государственной Думы рф
- 14. Порядок формирования Совета Федерации
- 15. Федеральное Собрание рф и полномочия его палат
- 16. Прекращение полномочий Государственной Думы
- 17. Статус члена парламента (Федерального Собрания рф)
- 18. Парламентские иммунитет и индемнитет. Лоббизм
- 19. Общая парламентская процедура в зарубежных странах
- 20. Законодательный процесс в современных парламентах (общая процедура)
- 21. Принятие закона
- 22. Промульгация закона
- 23. Понятие и состав правительства
- 24. Порядок формирования правительства
- 25. Полномочия и акты правительства
- 26. Перечень полномочий Правительства рф
- 27. Другие органы исполнительной власти. Ведомства
- 28. Ответственность Правительства
- 29. Судебные органы специализированного конституционного контроля
- 30. Квазисудебные органы специализированного конституционного надзора
- 31. Полномочия и состав Конституционного Суда Российской Федерации
- 32. Понятие и сущность местного самоуправления
- 33. Система местного самоуправления в рф
- 34. Автономная модель местного самоуправления в зарубежных странах
- 35. Наблюдаемая модель местного самоуправления в зарубежных странах
- 36. Муниципальная реформа в рф 2000-х годов
- 37. Основные модели организации муниципальной власти в современной России
- 38. Администрация Президента рф
- 39. Совет Безопасности рф
- 40. Государственный Совет рф
- 41. Полномочные представители Президента рф в федеральных округах