37. Основные модели организации муниципальной власти в современной России
Ныне вопросам организации местного самоуправления в Российской Федерации уделяется достаточно много внимания, что объясняется той ролью, которую оно играет в жизнеобеспечении нашего населения. Так, по данным ученых, более 85 % всех социальных потребностей люди удовлетворяют в системе соответствующего муниципального образования. В связи с этим очень важно найти оптимальную модель местного самоуправления, пригодную как для России в целом, так и для соответствующего ее региона, и в конечном счете для конкретного населенного пункта. Естественно, что должны учитываться как обстоятельства глобального политического, экономического и иного характера, которые проявляются на федеральном государственном уровне, так и обстоятельства регионального и местного значения.
Разнообразие природно-климатических, социально-экономических, политических, культурных и других условий местной жизни в России делает невозможным введение единого стандарта структуры органов местного самоуправления, что предполагает возможность выбора разными местными сообществами несовпадающих моделей организации аппарата местной власти. Интересно, что в 1917 г. в стране насчитывалось 26 моделей земского самоуправления37. Приведем классификацию моделей, применение которых возможно в условиях действия норм Закона от 6 октября 2003 г.№ 131-ФЗ.
Первая модель. Предусматривает, что глава муниципального образования и представительный орган местного самоуправления избираются непосредственно населением. Глава выступает одновременно и высшим должностным лицом своего муниципального образования, его официальным представителем, и главой местной администрации. Эта модель, воспроизводит сложившуюся на общефедеральном уровне форму полупрезидентского правления с доминирующим положением в ней Президента РФ. Эта модель наиболее распространена в России.
Вторая модель. Так же, как и в первой модели, представительный орган местного самоуправления и глава муниципального образования избираются непосредственно населением. Однако глава такого образования соединяет в своем статусе полномочия высшего должностного лица муниципального образования и председателя представительного органа. Глава муниципального образования как его высшее должностное лицо, представляет муниципальное образование в целом, подотчетен в первую очередь избравшему его населению. Функции главы администрации исполняет иное лицо, замещающее свою должность по контракту.
Здесь глава в определенном смысле противопоставляется исполнительному аппарату местной власти - он взаимодействует с администрацией как официальный представитель жителей и представительного органа.
Таким образом, здесь налицо «три центра силы»: представительный орган, глава муниципального образования, глава администрации (муниципальный менеджер).
Данная схема может иметь вариацию, когда глава муниципального образования избирается не населением, а представительным органом муниципального образования из своего состава, являясь его председателем. В этом случае он находится под сильным влиянием представительного органа. Так как его полномочия производны от него.
Эта модель центральными властями полагается наиболее перспективной для муниципальных районов и городских округов.
Третья модель. Представительный орган избирается непосредственно населением. Глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно является председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации. Глава муниципального образования здесь выступает одновременно в трех лицах: как высшее должностное лицо своего муниципального образования; как глава местной администрации; как руководитель представительного органа, в состав которого он входит по должности. Во всей полноте своих полномочий он подотчетен населению. Представительному органу он подотчетен и как глава администрации и как его, представительного органа, руководитель.
Важно отметить, что изложенная модель допускается только в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек.
Четвертая модель принципиально отличается от других моделей тем, что представительный орган муниципального образования в ней отсутствует. Его полномочия осуществляются сходом граждан. Глава местного самоуправления (староста, председатель сельсовета) избирается населением (на сходе), ему подотчетен, формирует администрацию, руководит ею и олицетворяет все местное самоуправление своего небольшого населенного пункта. Ведь такая модель предусмотрена для поселений, в которых численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. К концу 1999 г. только в 4,26 проц. муниципальных образований (534 в 15 субъектах РФ) полномочия представительных органов осуществляли сходы (собрания).38
Пятая модель. Представительный орган муниципального образования формируется в ходе непрямых выборов. Этот вариант предусмотрен для муниципальных районов. Представительный орган может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений. Глава муниципального района входит в состав представительного органа, являясь его председателем.
- Конституционное право (часть 2) Автор – составитель к.Ю.Н, доц. Петренко д.С. 2013 г.
- Понятие и роль главы государства в жизни общества
- Монархи и их статус
- Президенты в зарубежных странах
- Импичмент президента в зарубежных странах
- Становление института президентства в отечественной политико-правовой истории
- Полномочия Президента рф
- Требования к кандидату на выборах Президента рф
- Система и порядок проведения выборов Президента рф
- Прекращение полномочий Президента рф.
- Гарантии бывшему Президенту рф
- Парламент: понятие, компетенция и структура
- Формирование и роспуск парламентов зарубежных стран
- 13. Выборы депутатов Государственной Думы рф
- 14. Порядок формирования Совета Федерации
- 15. Федеральное Собрание рф и полномочия его палат
- 16. Прекращение полномочий Государственной Думы
- 17. Статус члена парламента (Федерального Собрания рф)
- 18. Парламентские иммунитет и индемнитет. Лоббизм
- 19. Общая парламентская процедура в зарубежных странах
- 20. Законодательный процесс в современных парламентах (общая процедура)
- 21. Принятие закона
- 22. Промульгация закона
- 23. Понятие и состав правительства
- 24. Порядок формирования правительства
- 25. Полномочия и акты правительства
- 26. Перечень полномочий Правительства рф
- 27. Другие органы исполнительной власти. Ведомства
- 28. Ответственность Правительства
- 29. Судебные органы специализированного конституционного контроля
- 30. Квазисудебные органы специализированного конституционного надзора
- 31. Полномочия и состав Конституционного Суда Российской Федерации
- 32. Понятие и сущность местного самоуправления
- 33. Система местного самоуправления в рф
- 34. Автономная модель местного самоуправления в зарубежных странах
- 35. Наблюдаемая модель местного самоуправления в зарубежных странах
- 36. Муниципальная реформа в рф 2000-х годов
- 37. Основные модели организации муниципальной власти в современной России
- 38. Администрация Президента рф
- 39. Совет Безопасности рф
- 40. Государственный Совет рф
- 41. Полномочные представители Президента рф в федеральных округах