logo search
Правоведение Петергова

3. Общая характеристика законодательства об охране природы и рациональное использование природных ресурсов.

Современными нормативно-правовыми актами, регулирующими основы организации охраны окружающей природной среды, являются законы Украины "Об охране окружающей природной среды" от 25 июня 1991 г., "Об охране атмосферного воздуха" от 16 октября 1992 г., "О природно-заповедном фонде Украины" от 16 июня 1992 г., "О животном мире" от 3 марта 1993 г., "О карантине растений" от 30 июня 1993 г и. др. Некоторые отноше­ния в сфере использования и охраны окружающей природ­ной среды урегулированы кодексами (земельным, водным, лесным, о недрах), а также законами Украины "Об плате за землю" от 3 июля 1992 г. и "О ветеринарной медицине" от 25 июня 1992 г. Важное значение в решении этого вопроса имеет утвержденный постановлением Верховного Совета Украины Порядок ограничения, временного запрета (остановки) или прекращения деятельности предприятий, учреж­дений, организаций и объектов в случае нарушения ими за­конодательства об охране окружающей природной среды от 29 октября 1992 г.

Основу правовой охра­ны окружающей природной среды составляют нормы земель­ного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и т. д.

Наиболее полно экологические права и обязанности закреплены в Законе Украины "Об охране окружающей природной среды" (статьи 9—12). Согласно этому Закону гражданин Украины имеет право на: безопасную для жизни и здоровья окружаю­щую природную среду; объединение в общественные приро­доохранные формирования; получение в установленном порядке полной и достоверной экологической информации и т. п.

Все экологические права граждан защищаются и восстанав­ливаются в судебном порядке.

Наряду с правами Закон Украины "Об охране окружаю­щей природной среды" предусматривает относительно граж­дан и некоторые обязанности. Так, граждане обязаны: бе­речь, охранять и рационально использовать природные богат­ства; не нарушать экологические права других субъектов; компенсировать причиненный ими вред и т. п.

Признанными разновидностями права природопользова­ния являются: право землепользования, право водопользова­ния, право лесопользования, право пользоваться недрами, право пользоваться животным миром, право пользования природно-заповедным фондом и т. д.

Право природопользованияэто процесс рационального использования человеком природных ресурсов для удовлет­ворения различных потребностей и интересов.

Важнейшими принципами природопользования являются его целевой характер, плановость и длительность, лицензиро­вание, учет чрезвычайного значения в жизни общества и т. д. При этом выделяются такие группы природопользования как право общего и специального использования земли, вод, лесов, недр, животного мира и других природных ресурсов. Субъектами права общего пользования природными ресурсами могут быть все граждане для удовлетворения разнообразных потребностей и интересов. Оно осуществляется гражданами бесплатно и безлицензионно, то есть для этого не требуется соответствующее разрешение уполномоченных органов и лиц. Общим является, например, право использо­вания парков, скверов, водохранилищ, лесов, сбор дикорас­тущих ягод, грибов, орехов и т. п. Право общего природо­пользования закреплено и в Конституции Украины: "Каж­дый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с зако­ном" (ст. 13).

Специальное использование природных ресурсов - это использование конкретных природных ресурсов осуществляется гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в случаях, когда соответствующая, опреде­ленная в законодательстве, часть природных ресурсов пере­дается им в пользование. Обычно такая передача является ценной и определенной во времени. Предоставление природ­ных ресурсов происходит на основе специальных разрешений — государственных актов на право постоянного пользования, например, землей, договоров аренды земли, лесорубных би­летов и ордеров, лицензий, охотничьих карточек и т. д. Цели специального использования могут быть разными, но они всегда обусловливаются. Так, земли используются для потре­бностей сельскохозяйственного производства, развития рас­тениеводства и животноводства и их инфраструктуры; недра — для добычи полезных ископаемых; вода — для физиологиче­ских и бытовых потребностей человека, а также для произ­водства.

На субъектов специального использо­вания природных ресурсов возлагаются специальные обязанности. Плата за специальное природопользование устанавливается на основе нормативов платы и лимитов использования природ­ных ресурсов. Указанные нормативы определяются с учетом количества и качества природных ресурсов, возможности использования, местонахождения, возможности переработки и хранения отходов. К тому же субъекты специального природопользования обязаны вносить плату за загрязнение окру­жающей природной среды, которая устанавливается за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, сбрасывание загрязняющих веществ в территориальные и морские воды, а также под землю и т. д.

Контроль в сфере природопользования и охраны окру­жающей природной среды осуществляется посредством про­верки, надзора, обследования, инвентаризации и экспертизы. Он может осуществляться как уполномоченными государ­ственными органами, так и общественными формированиями. Государственный контроль возлагается на исполнительные комитеты местных советов, государственные администрации, Министерство экологии и природных ресурсов Украины, его органы на местах.

Общественный контроль осуществляется общественными инспекторами охраны окружающей природной среды, поря­док деятельности которых определен Положением, утвер­жденным Министерством экологии и природных ресурсов Украины.