logo search
Lektsii_TTP

1. Особенности государств и правовых систем переходного типа.

Критерий, в соответствии с которым тип государства и права определяется только принадлежностью их к той или иной общественно-экономической формации, нуждается в серьезных уточнениях. Ведь в мире всегда существовало и существует множество переходных типов государств и правовых систем, которые "не вмещаются" в рамки той или иной формации.

Проблема соотношения государства и права на определенном этапе развития общества не только сохраняется, но и периодически, особенно в переходные, сопровождаемые усилением социальной напряженности в обществе периоды, значительно обостряется. Причина заключается в том, что эта на первый взгляд сугубо "кабинетная", академическая проблема имеет не только и даже не столько теоретическое, сколько прикладное, практическое значение.

Примеров государств переходного типа существовало и существует множество. Например, по мысли Ф.Энгельса, между государством и негосудар­ственной формой организации общества имеется переходный период военной демократии.

Военная демократия возникает на стадии разложения ро­дового строя, когда появляются союзы племен. Этот период характеризуется постоянными грабительскими войнами, ко­торые дают возможность быстрого обогащения, прежде всего военной верхушке.

В этот период на первое место выдвигается фигура воен­ного вождя, окруженного приближенными, он опирается на постоянную военную дружину, которая постепенно превра­щается в привилегированную группу. В необходимых случаях собирается ополчение. Военачальник избирается. Важные ре­шения принимаются собранием вооруженных людей. Посте­пенно роль собрания снижается, и оно лишь одобряет реше­ния военной верхушки. Постепенно складывается обычай из­брания военачальника и других общественных должностей из аристократических семей (местни­чество на Руси).

Наконец это избрание превращается в пустую формаль­ность, и должность становится наследственной. Всякая на­следственная власть по сути дела — это власть королевская, государственная.

Дружина — это уже зачаток постоянного войска, харак­терного для государства. Наряду с этим наблюдается сужение круга лиц, имевших доступ к военным акциям и оружию, в конечном счете, народ был лишен оружия, что укрепляло на­рождающуюся политическую власть.

Одни из современных авторов считают военную демокра­тию универсальной для всех народов. Другие же рассматри­вают ее лишь как один из вариантов формирования предгосударственных структур. В качестве иных вариантов выступа­ют аристократический (институциализация наследственной власти родоплеменной верхушки), плутократический (ненас­ледственное лидерство богачей — «больших людей» в Юго-Восточной Азии).