logo search
Ответы ПН по лекциям

Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти.

Органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе РФ. Осуществляя надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, прокуратура распространяет свою компетенцию на все ветви государственной власти и на органы местного самоуправления, которые согласно Консти-. туции не входят в систему органов государственной власти. Характеристика отношений прокуратуры с органами исполнительной власти связана с особенностями ее отношений с иными правоохранительными, а также контролирующими органами. Прокуроры осуществляют надзор за соблюдением и исполнением законов, за соответствием принимаемых актов и решений правоохранительными и контролирующими органами. Согласно закону правоохранительные органы обязаны выполнять указания прокурора по вопросам расследования преступлений. Порядок расследования преступлений, совершенных работниками органов прокуратуры, предполагает гарантии независимости прокуроров. В частности, проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, решение вопроса о возбуждении уголовного дела относятся к компетенции органов прокуратуры. На деятельность Правительства надзорная компетенция прокуратуры не распространяется. Законом только предусмотрено, что в случае несоответствия постановлений Правительства Конституции и законам РФ Генеральный прокурор информирует об этом Президента (п. 3 ст. 24 Закона о прокуратуре). Отношения прокуратуры с Президентом проявляются в том, что Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента (п. 1 ст. 12 Закона о прокуратуре). Исходя из Конституции акт о временном отстранении Генерального прокурора от должности, необходимость которого обусловлена возбуждением в отношении него уголовного дела, обязан издать Президент. Положение о том, что это входит в компетенцию Совета Федерации признано не соответствующим Конституции и компетенции Совета Федерации постановлением Конституционного суда от 1 декабря 1999 г. Органы прокуратуры и судебная власть. Конституция содержит положения, касающиеся органов прокуратуры (ст. 129), в главе 7 «Судебная власть». Однако прокуратура является самостоятельной, независимой структурой, выполняющей функции одного из элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей, и не принадлежит к судебной ветви власти. Прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение (п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре). Прокурор в судах выступает в качестве стороны или субъекта соответствующего судебного разбирательства. Осуществляя уголовное преследование, в суде по уголовным делам прокурор выступает в качестве государственного обвинителя (п. 2 ст. 35 Закона о прокуратуре). Прокурор вносит представление на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда в вышестоящий суд и приносит апелляционное, кассационное, надзорное представление, а в арбитражных судах — жалобу. Генеральный прокурор вправе обращаться в Пленум Верховного суда, Пленум Высшего Арбитражного суда с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам (ст. 39 Закона о прокуратуре). Взаимоотношения Федерального Собрания и органов прокуратуры как федеральных органов государственной власти определяются положением Федерального Собрания как представительного и законодательного органа. Государственная Дума Федерального Собрания принимает законы, составляющие основное содержание предмета прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания и Президенту доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению. Органы прокуратуры по запросам и обращениям депутатов проводят проверки фактов нарушений законов, принимают меры к их выявлению, устранению и предупреждению.

  1. Нормативное регулирование деятельности органов прокуратуры.

Нормативная основа ПН: (ст. 3 фз о прокуратуре)

- Конституция ст.71 п.О, ст.129. (общие моменты)

- ФЗ «О Прокуратуре РФ» 1992.

- УПК РФ. ГПК РФ. АПК РФ. КОАП.

- Закон «Об ОРД». 1995

- ФЗ о содержании под стражей

- ФЗ о полиции 2011

- Указы Президента: от 30 июля 2007 «О классных чинах», от 18 апреля 1996 «Положение о координационной деятельности по борьбе с преступностью».

- Приказы Генеральной прокуратуры.

  1. Система органов прокуратуры РФ.

Система органов прокуратуры. СОП – это совокупность органов и учреждений прокуратуры во главе с Генеральным прокурором РФ. Раздел 2 ФЗ

Ст.11 Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Генеральная прокуратура

Территориальная прокуратура:

Специализированные прокуратуры:

Научные и образовательные прокуратуры

Прокуратуры субъектов

Военные прокуратуры (Главная военная прокуратура; прокуратуры военных округов и флотов, ракетных войск стратегического назначения) по принципы дислокации

Прокуратуры городов, районов

Транспортные прокуратуры (водный, воздушный, ж/д транспорт) с 70х годов. Линейный принцип.

Природоохранные прокуратуры. Исполнение экологического законодательства. Географический принцип организации. Субъектов и городов/районов.

Прокуратуры в ЗАТО и РО. Городов/районов

Прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях. В 80гг.