logo search
Гражданское право / Гражданское право Суханов / Гражданское право Суханов Том 2 полутом 2

3. Транспортное законодательство

Особенностью транспортного законодательства является то, что в новом Г£ закреплены основные положения о регулировании перевозок, а детальная регламентация их содержится, как и прежде, в транспортных уставах и кодексах, принимаемых ныне на уровне федерального закона (п. 2 ст. 784 ГК).

Становление и развитие транспортного законодательства прошло как бы три этапа: административно%равовой, планово-договорный и продолжающийся ныне договорно-правовой. Первый этап охватывает период до принятия Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. В этот период нормативное регулирование транспортных отношений осуществлялось преимущественно постановлениями правительства и административно-партийных органов. Второй этап занимает период до начала приватизации государственных и муниципальных предприятий. В эти годы возросла роль государственного планирования перевозок. В январе 1970 г. были утверждены Основные положения о годовом и квартальном планировании перевозок. В транспортные уставы и кодексы были включены самостоятельные разделы о планировании перевозок. На третьем этапе развития транспортного законодательства происходит смена приоритетов: императивное транспортное законодательство перестает быть звеном первой величины, поскольку приоритетное значение приобретает договорное право.

1Подробнее об этом см.:Савичев Г. П. Транспортное право в условиях перехода к рынку//Гражданское право России при переходе к рынку. Сборник научных статей//Под ред.Е. А. Суханова. М, 1995. С. 209-228.

2См.: п. 1 ст. 4 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транс-порте»//СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3505. Здесь уместно напомнить, что еще в начале XX в. профессор Г. Ф. Шершеневич указывал на роль государства, которое «накладывает свою властную руку на деятельность железных дорог» (Учебник торгового права. М., 1994. С. 213).

3См.: Федеральный закон от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях» // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.

К числу основных актов транспортного законодательства относятся1:

• ГК;

• Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г.2;

• Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г.3;

• Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г.4;

• Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г.;

• Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. Естественно, что внедрение рыночных отношений в систему

оказания транспортных услуг, развитие частного предпринимательства на транспорте создало необходимые предпосылки для разработки и принятия ряда специальных нормативных актов, регулирующих вопросы лицензирования перевозочной деятельности, ее коммерческую направленность. Для воздушного транспорта утверждены Федеральные авиационные правила лицензионной деятельности в области гражданской авиации5. Для морского транспорта Положение о лицензировании утверждено постановлением Правительства РФ от 24 июня 1998 г.6