logo
Гражданское право / Гражданское право Суханов / Гражданское право Суханов Том 2 полутом 2

6. Туристско-экскурсионные услуги

Этот вид возмездного оказания услуг урегулирован наряду с общими нормами гл. 39 ГК также нормами специального закона [Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об основах туристской деятельности)]1. Согласно ст. 9 Закона об основах туристской деятельности формированиетуристского продукта2 осуществляется на основе конкретного заказа туриста или лица, уполномоченного представлять группу туристов, представляемого туроператору, который оформляется в письменной форме как соглашение, имеющее характерпредварительного договора. Продвижение же туристского продукта осуществляют туроператор и тур-агент. При этом, если письменная информация о туристском продукте содержит все существенные условия договора, предусмотренные ГК, а также рассматриваемым Законом, и оформлена как предложение, из которого усматривается воля туроператора или турагента заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, такое предложение признаетсяофертой (публичная оферта). В соответствии со ст. 10 Закона об основах туристской деятельности реализация туристского продукта осуществляется на основании договора. Договор заключается в письмен-

'СЗ РФ. 1996. №49. Ст. 5491.

2В соответствии со ст. 1 Закона об основах туристской деятельности туристский продукт – это право на тур, предназначенное для реализации туристу.

ной форме и должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей.

При этом конкретные условия путешествия, розничная цена туристского продукта указываются в туристской путевке, выдаваемой туристу туроператором или турагентом. Туристская путевка являетсяписьменным акцептом оферты туроператора или турагента на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора. Вместе с тем согласно ст. 1 этого же Закона туристская путевка является документом, подтверждающим факт передачи туристского продукта.

Таким образом, по тексту данного Закона туристский продукт реализуется туристу по договору розничной купли-продажи на основе конкретного заказа туриста или лица, уполномоченного представлять группу туристов, предоставляемого туроператору, который оформляется в письменной форме как соглашение, имеющее характерпредварительного договора. Такой договор должен заключаться в письменной форме и содержать все существенные условия, перечисленные в ст. 10 Закона об основах туристской деятельности. Кроме того, турист должен иметь еще итуристский ваучер, представляющий собой документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и одновременно подтверждающий факт их оказания. Рассмотренные положения вряд ли поддаются сколько-нибудь серьезному анализу из-за их полной невразумительности и несуразицы. Они находятся в противоречии с положениями как общих норм гражданского права об обязательствах и договорах, так и гл. 39 ГК. В связи с этим статьи Закона об основах туристской деятельности, регулирующие договорные отношения об оказании туристско-экскурсионных услуг, не подлежат применению (п. 2 ст. 3 ГК)1.