logo
Гражданское право / Гражданское право Суханов / Гражданское право Суханов Том 2 полутом 2

1. Система транспортных договоров

Транспорт, сохраняя приоритетное положение в хозяйствующих системах России, в условиях перехода к рынку постепенно освобождается от прямого государственного регулирования своей деятельности. Рынок транспортных услуг все активнее заполняет-

1Наличие у каждого вида транспорта транспортного устава или кодекса свидетельствует о сохранении структуры транспортного законодательства бывшего СССР. В литературе уже высказывалось негативное отношение к такому решению (см.: Вестник МГУ. Сер. «Право». 1993. № 2). Сохранение пяти транспортных уставов и кодексов приведет к неизбежному дублированию при регулировании однотипных для любого вида транспорта вопросов. Для современной структуры государственного управления транспортом, когда под юрисдикцию одного министерства – Министерства транспорта РФ – отнесены морской, воздушный, речной и автомобильный транспорт, более оптимальной системой транспортного законодательства была бы следующая система: единый Транспортный кодекс РФ и Правила перевозок для каждого вида транспорта.

2СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 218.

3СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1382; 1999. № 28. Ст. 3484.

4СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.5РГ. 1998.24янв.

6РГ. 1998. 9 июля.

ся коммерческими, частнопредпринимательскими структурами, становящимися постоянными субъектами транспортных отношений. Естественно, что в этих условиях особое значение приобретает система транспортных договоров, позволяющих свободно выбирать контрагента и определять условия договора по соглашению с ним1. Система транспортных договоров корреспондирует самой транспортной системе России2, поскольку способствует нормальному функционированию последней, обеспечению народного хозяйства, юридических и физических лиц услугами по перевозке грузов, пассажиров и багажа.