Практические задания
-
Дополните схему.
Какие из источников права не указаны в данной схеме?
-
Выделите источники права в материальном, идеологическом и в специально юридическом смыслах на примере 2–3-х нормативных правовых актов Республики Беларусь.
-
Изобразите модель формирования судебного прецедента.
-
Является ли указанное правовыми обычаями и почему?
– «Встать – суд идет!»;
– «Именем Республики Беларусь…»;
– «…разумные сроки и разумная цена…»;
– «обычно предъявляемые требования»;
– «на усмотрение сторон».
-
Что необходимо для возможности использовать правовой обычай как источник права?
– доказательство существования такого обычая;
– отражение обычая в договоре;
– наличие отсылок в договоре к обычаю;
– знание сторонами норм обычая;
– доказанность намерения сторон руководствоваться нормами обычая.
6. Запишите определения таких понятий, как «акты законодательства», «законодательные акты», «законодательство», «право» и изобразите графически их соотношение (в соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).
7. Какие из нижеприведенных актов относятся к нормативным правовым актам?
– международный договор;
– правоприменительные акты;
– акты толкования;
– распоряжение премьер-министра;
– научные труды юристов;
– закон о ратификации международного договора;
– правила дорожного движения;
– постановления пленума верховного суда;
– закон о бюджете?
Можно ли применять акты местных органов власти в судебном разбирательстве в другой местности в пределах одного государства, если спор касается правоотношений, имевших место там, где был принят нормативный правовой акт? И почему?
8. Разместите структурные элементы нормативного акта от меньшего к большему:
– глава;
– статья;
– часть;
– раздел.
9. Найдите в действующем законодательстве и выпишите названия законов Республики Беларусь, различных:
– по юридической силе;
– по времени действия;
– по кругу лиц;
– по сфере действия;
– по названию;
– по отраслевой принадлежности.
10. Запишите название акта о ратификации международного договора между Республикой Беларусь и другим государством.
11. Сформулируйте название нормативных правовых актов, которыми можно внести изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Будут ли отличаться эти нормативные правовые акты по видам?
12. В каких случаях нормативный правовой акт утрачивает юридическую силу в Республике Беларусь?
– вынесения акта Конституционного Суда о признании его неконституционным;
– противоречия нормам Конституции государства;
– его отмены вышестоящим органом;
– его отмены органом, принявшим этот акт.
13. Выберите правильный вариант: «Закон … от 10.01. 2008 г. …» означает дату:
– официального опубликования;
– вступления в силу;
– принятия нижней палатой парламента;
– утверждения верхней палатой парламента;
– подписания президентом.
14. Вставьте пропущенные виды действия нормативных правовых актов:
Действие нормативного правового акта – порождение юридических последствий, предусмотренных в нем:
…– общественные отношения, которые регулируются конкретным актом …– момент, с которого и по который нормативный правовой акт имеет юридическую силу …– определенная территория, на которую он распространяет свое действие действие по кругу лиц – установление конкретных адресатов
15. Охарактеризуйте по Вашему выбору 3 нормативных акта с точки зрения пределов их действия. Составьте схему.
Название нормативного правового акта | Предмет действия | Действие во времени | Действие в пространстве | Действие по кругу лиц |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
16. В схеме указаны основные моменты вступления нормативного правового акта согласно законодательству Республики Беларусь в юридическую силу и моменты ее прекращения. Дополните их.
до от
- обычный порядок вступления закона в юридическую силу (через десять дней после опубликования); - момент указан в самом нормативном акте (момент подписания, момент принятия, момент опубликования, конкретно указанная дата); - момент регистрации или утверждения; - момент фактического получения акта исполнителями, если он не публикуется, а доводится до сведения; - … - прямая отмена; - истечение срока действия временного акта; - фактическая отмена при принятии нового нормативного правового акта по тому же вопросу без отмены предыдущего; - ...
На векторе времени обозначьте моменты вступления нормативных правовых актов в силу.
17. Какое действие нормативных правовых актов во времени обозначено на представленных ниже схемах? На какой из них представлен принцип обратной силы нормативного правового акта, и что это означает?
Ю t
На векторе времени отразите содержание терминов «переживание нормативного правового акта», «экстерриториальное действие закона».
18. Привлекут ли к юридической ответственности субъект права, если он не исполняет требования нормативного правового акта, формально не отмененного, но: а) обладающего признаками ничтожного правового акта; б) обладающего признаками оспоримого нормативного правового акта?
19. Каким образом будет решена коллизия между решением трудового коллектива предприятия М. и решением местного органа власти? К какому виду источников права относятся указанные решения? Как разрешается коллизия между корпоративными нормами и правовыми? Можно ли решение трудового коллектива предприятия отнести к корпоративным нормам?
20. Дисциплинарная комиссия при федерации футбола рассматривает случай о нарушении устава федерации футбола одним из игроков. Может ли этот игрок оспорить решение дисциплинарной комиссии в общем суде? Почему?
- Содержание
- 1. Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям
- 2. Планы семинарских занятий
- Тема 1. Предмет и методология теории права
- I. Вопросы для устного обсуждения
- Практические задания
- Всеобщие
- (Правовые)
- Литература
- Тема 2. Происхождение государства
- Практические задания
- Литература
- Тема 3. Понятие и сущность государства как института социального управления
- I. Вопросы для устного обсуждения
- II. Практические задания
- III. Литература
- Тема 4. Форма государства
- I. Вопросы для устного обсуждения
- Практические задания
- III. Литература
- Тема 5. Понятие и сущность права,
- Литература
- Тема 6. Право в системе социального регулирования
- I. Вопросы для устного обсуждения
- Практические задания
- Виды социальных норм и их характеристика
- Литература
- Тема 7. Нормы права
- I. Вопросы для устного обсуждения
- II. Практические задания
- Признаки нормы права
- Структура правовой нормы
- III. Литература
- Тема 8. Источники (формы) права
- I. Вопросы для устного обсуждения
- Практические задания
- Литература
- Тема 9. Правотворчество
- Совет Республики
- Палата представителей
- II. Практические задания
- Литература
- Тема 10. Система права, система законодательства. Систематизация законодательства
- I. Вопросы для устного обсуждения
- II. Практические задания
- Цели систематизации нормативных правовых актов
- Литература
- Тема 11. Правовые отношения
- I. Вопросы для устного обсуждения
- II. Практические задания
- Юридическое содержание правоотношений
- Литература
- Тема 12. Правоприменительный процесс
- Ролевая игра на тему «Правоприменительный процесс в деятельности административной комиссии»
- Методика подготовки и проведения ролевой игры Общие требования
- II. Практические задания
- Формы реализации права
- Формы реализации права исполнительными и распорядительными органами в процессе правотворчества:
- 1. Определение круга юридически значимых фактов
- Устранение пробелов
- Нормативный правовой акт:
- Правоприменительный акт:
- Виды юридических документов в зависимости от характера правовой информации
- III. Литература
- Тема 13. Понятие и виды толкования права
- Виды толкования по субъекту
- Виды официального толкования
- III. Литература
- Тема 14. Правонарушение и юридическая ответственность
- I. Вопросы для устного обсуждения
- II. Практические задания
- Формы вины
- III. Литература
- Тема 15. Правовое сознание и правовая культура
- I. Миниконференция на тему: «Правосознание белорусского общества: состояние и пути повышения уровня»
- II. Практические задания
- Подходы к пониманию правосознания
- Виды правосознания
- Типы правовой культуры человека
- Литература
- Тема 18. Основные правовые системы современности
- I. Вопросы для устного обсуждения
- II. Практические задания
- III. Литература
- Тема 17. Правовое государство и гражданское общество
- Вопросы для устного обсуждения
- II. Практические задания
- Этапы развития гражданского общества
- II. Государство – для гражданского общества:
- III. Государство – для гражданского общества, гражданское общество – для государства
- III. Литература
- 3. Краткая энциклопедия «общей теории права» Предмет теории права
- Взаимосвязь теории права с другими гуманитарными науками
- Теория права в системе юридических наук
- Методология теории права
- Происхождение государства
- Понятие и признаки государства
- Государственный аппарат
- Связь права и государства
- Форма государства
- Форма правления
- Форма государственного устройства
- Политический режим
- Многообразие методологических подходов к пониманию права
- Типы правопонимания
- Понятие, признаки и виды социальных норм
- Понятие и признаки нормы права
- Виды норм права
- Структура нормы права
- Способы изложения нормы права
- Источники (формы) права
- Понятие и виды правотворчества
- Законотворчество
- Система права
- Система законодательства
- Систематизация законодательства
- Понятие и признаки правовых отношений
- Состав правоотношения
- Юридический факт
- Виды правоотношений
- Реализация права
- Формы реализации права
- Правоприменение как особая форма реализации права
- Правоприменительный акт
- Толкование юридических текстов
- Способы толкования
- Виды толкования
- Объем толкования
- Понятие и признаки правонарушения
- Виды правонарушений
- Состав правонарушения
- Понятие юридической ответственности
- Виды юридической ответственности в зависимости от отраслей права
- Правопорядок
- Правовое сознание
- Правовая культура
- Правовые системы современности
- Правовое государство
- Гражданское общество