Форма правления
Форма правления – элемент формы государства, демонстрирующий порядок организации высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования и функции.
Видами формы правления являются монархия и республика.
Монархия – государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, как правило, по наследству (династически). Виды монархий – абсолютные, ограниченные (конституционные) и парламентские (парламентарные).
Абсолютные монархии – государства, в которых монарх (государь, король, фараон, шах, князь, император, базилевс и др.) – лицо, не несущее ответственности за недостатки при правлении (т. е. как государственный орган не отвечает перед своими гражданами); он не может быть отстранен от власти. В государствах с такой формой правления не реализуется принцип разделения властей, а функции и законодательной, и исполнительной, и судебной властей сосредоточены в руках монарха (сейчас – Оман, Катар, Бахрейн, Кувейт).
Ограниченная монархия – такая форма правления, при которой власть монарха ограничивается каким-либо высшим государственным органом.
Дуалистическая монархия – власть ограничивается деятельностью парламента, монарх делегирует законотворческие функции парламенту, однако сохраняет контроль над правительством (Бутан, Бруней, Иордания, Марокко).
Парламентская монархия – сильна позиция парламента, который наделен широкими властными полномочиями, как правило, правительство назначается парламентом и ответственно перед ним, монарх также согласует свои действия с правительством, и юридическую силу его решения приобретают лишь при одобрении их правительством. Монарх чаще выполняет функции церемониальные, представляет страну во внешних сношениях (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция, Япония и др.).
Республика – форма правления, при которой власть осуществляется представительными органами, избранными на определенный срок, вся полнота власти принадлежит народу. Глава государства избирается или назначается; обладает обычным юридическим статусом, несет юридическую ответственность за свои действия, срок действия его полномочий ограничен. Республики делятся на парламентские и президентские.
В парламентской республике правительство занимает главенствующую роль в системе высших органов государственной власти, обладает наиболее широкими полномочиями. Положение президента схоже с положением в парламентской монархии, т. е. он выполняет представительные функции, все действия согласовывает с правительством, однако разница в том, что монарх занимает трон по наследству, а президент избирается народом или назначается правительством (Болгария, Венгрия, Германия, Индия, Италия, Польша).
Президентская республика – форма правления, при которой президент обладает наиболее широкими полномочиями среди высших органов государственной власти; избирается народом, как правило, является главой правительства, которое сам назначает и которое ответственно перед ним за свои действия; осуществляется при разделении властей (США, Бразилия, Зимбабве, Мексика, Филиппины).
В настоящее время существуют государства, которые в чистом виде нельзя отнести ни к одной из обозначенных ранее форм правления, поскольку они сочетают в себе разные элементы той или иной формы. В науке такие формы правления называются смешанными. Связано это, в основном, со стремлениями государств, с одной стороны, сохранить свою идентичность посредством следования традициям в этом государстве, с другой – отвечать уровню развития общественных отношений, мировым тенденциям, которые подталкивают (даже если сами правители того не желают) к искоренению недостатков той или иной «чистой» формы правления, например, склонность к авторитаризму в президентской республике, и нестабильности правительства – в парламентской. Так, Малайзия совмещает в себе элементы монархии и республики, монарх избирается на 5 лет особым советом (выборная монархия).
Существуют так называемые «республиканские монархии» или «суперпрезидентские республики» (пожизненными объявили себя президенты Уганды, Туниса, Экваториальной Гвинеи, Таджикистана).
В научной литературе встречается обоснование необходимости выделения еще одной формы правления – идеократической (например, Ватикан), когда де-юре государство является или монархией или республикой, а де-факто таковым не является в связи с возникновением сильных идеологий, подчиняющих себе и формирование и функционирование всех органов государства.
Республика Беларусь, по мнению большинства ученых, – президентская республика. Некоторые ученые говорят о смешанной республике – за право роспуска парламента в случае непреодолимого конфликта между органами исполнительской власти и парламентом и др.
- Содержание
- 1. Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям
- 2. Планы семинарских занятий
- Тема 1. Предмет и методология теории права
- I. Вопросы для устного обсуждения
- Практические задания
- Всеобщие
- (Правовые)
- Литература
- Тема 2. Происхождение государства
- Практические задания
- Литература
- Тема 3. Понятие и сущность государства как института социального управления
- I. Вопросы для устного обсуждения
- II. Практические задания
- III. Литература
- Тема 4. Форма государства
- I. Вопросы для устного обсуждения
- Практические задания
- III. Литература
- Тема 5. Понятие и сущность права,
- Литература
- Тема 6. Право в системе социального регулирования
- I. Вопросы для устного обсуждения
- Практические задания
- Виды социальных норм и их характеристика
- Литература
- Тема 7. Нормы права
- I. Вопросы для устного обсуждения
- II. Практические задания
- Признаки нормы права
- Структура правовой нормы
- III. Литература
- Тема 8. Источники (формы) права
- I. Вопросы для устного обсуждения
- Практические задания
- Литература
- Тема 9. Правотворчество
- Совет Республики
- Палата представителей
- II. Практические задания
- Литература
- Тема 10. Система права, система законодательства. Систематизация законодательства
- I. Вопросы для устного обсуждения
- II. Практические задания
- Цели систематизации нормативных правовых актов
- Литература
- Тема 11. Правовые отношения
- I. Вопросы для устного обсуждения
- II. Практические задания
- Юридическое содержание правоотношений
- Литература
- Тема 12. Правоприменительный процесс
- Ролевая игра на тему «Правоприменительный процесс в деятельности административной комиссии»
- Методика подготовки и проведения ролевой игры Общие требования
- II. Практические задания
- Формы реализации права
- Формы реализации права исполнительными и распорядительными органами в процессе правотворчества:
- 1. Определение круга юридически значимых фактов
- Устранение пробелов
- Нормативный правовой акт:
- Правоприменительный акт:
- Виды юридических документов в зависимости от характера правовой информации
- III. Литература
- Тема 13. Понятие и виды толкования права
- Виды толкования по субъекту
- Виды официального толкования
- III. Литература
- Тема 14. Правонарушение и юридическая ответственность
- I. Вопросы для устного обсуждения
- II. Практические задания
- Формы вины
- III. Литература
- Тема 15. Правовое сознание и правовая культура
- I. Миниконференция на тему: «Правосознание белорусского общества: состояние и пути повышения уровня»
- II. Практические задания
- Подходы к пониманию правосознания
- Виды правосознания
- Типы правовой культуры человека
- Литература
- Тема 18. Основные правовые системы современности
- I. Вопросы для устного обсуждения
- II. Практические задания
- III. Литература
- Тема 17. Правовое государство и гражданское общество
- Вопросы для устного обсуждения
- II. Практические задания
- Этапы развития гражданского общества
- II. Государство – для гражданского общества:
- III. Государство – для гражданского общества, гражданское общество – для государства
- III. Литература
- 3. Краткая энциклопедия «общей теории права» Предмет теории права
- Взаимосвязь теории права с другими гуманитарными науками
- Теория права в системе юридических наук
- Методология теории права
- Происхождение государства
- Понятие и признаки государства
- Государственный аппарат
- Связь права и государства
- Форма государства
- Форма правления
- Форма государственного устройства
- Политический режим
- Многообразие методологических подходов к пониманию права
- Типы правопонимания
- Понятие, признаки и виды социальных норм
- Понятие и признаки нормы права
- Виды норм права
- Структура нормы права
- Способы изложения нормы права
- Источники (формы) права
- Понятие и виды правотворчества
- Законотворчество
- Система права
- Система законодательства
- Систематизация законодательства
- Понятие и признаки правовых отношений
- Состав правоотношения
- Юридический факт
- Виды правоотношений
- Реализация права
- Формы реализации права
- Правоприменение как особая форма реализации права
- Правоприменительный акт
- Толкование юридических текстов
- Способы толкования
- Виды толкования
- Объем толкования
- Понятие и признаки правонарушения
- Виды правонарушений
- Состав правонарушения
- Понятие юридической ответственности
- Виды юридической ответственности в зависимости от отраслей права
- Правопорядок
- Правовое сознание
- Правовая культура
- Правовые системы современности
- Правовое государство
- Гражданское общество