logo
Posobie_po_OTP_Praktika

Систематизация законодательства

Систематизация законодательства – деятельность по совершенствованию и приведению действующих нормативных правовых актов в единую, упорядоченную, внутренне согласованную систему, т. е. это своего рода «генеральная уборка» в системе огромного множества нормативных актов.

Выделяют четыре основные формы систематизации: кодификацию, инкорпорацию, консолидацию и учет.

Кодификация – такая форма систематизации, при которой происходит коренная, внутренняя переработка нормативного материала и создается один новый нормативный правовой акт. Кодификация носит только официальный характер, т. е. осуществляется государственными органами правотворчества. К кодифицированным актам относят: прежде всего, кодексы – всеобъемлюще регулирующие определенную группу общественных отношений, объемные внутренне систематизированные нормативные правовые акты; уставы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, организаций в сфере управления; положения – определяющие порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию системы государственных органов; регламенты, фиксирующие правовой статус государственного органа и порядок его деятельности, и др.

Различают всеобщую кодификацию, состоящую в полной, сплошной кодификации нормативного материала; отраслевую – как кодификацию отдельных отраслей права, специальную – отдельных правовых институтов.

Инкорпорация – только внешняя систематизация, когда содержание нормативных правовых актов не меняется, а они обрабатываются только внешне для объединения в различные сборники.

Различают несколько видов инкорпорации. В частности, в зависимости от субъектов, осуществляющих инкорпорацию, она может быть официальной, т. е. проводиться самими органами, издавшими эти акты (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь); официозной, т. е. осуществляться специально уполномоченными на то государственными органами (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь), и неофициальной – создание сборников нормативных правовых актов в инициативном порядке лицами, специально не уполномоченными («Для начинающих бизнесменов – сборник нормативных актов»). По способу упорядочения инкорпорация может быть предметной, когда нормативные акты объединяются по предмету правового регулирования (Свод законов Республики Беларусь) и хронологической – требующей расположения нормативных правовых актов по времени их издания (Сборник декретов, указов Президента Республики Беларусь и постановлений Правительства).

Консолидация предполагает объединение нормативных правовых актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам, в один укрупненный акт, который заменяет все вошедшие в него акты. При этом виде систематизации не меняется содержание ранее принятых актов, а лишь осуществляется их редакционная правка. Например, один консолидированный акт о праздничных днях объединяет все ранее действующие акты по этому вопросу.

Учет нормативных правовых актов ведется всеми государственными органами, юридическими лицами, практикующими юристами, даже студентами для собственных профессиональных потребностей в нормативной правовой информации или для снабжения правовой информацией других лиц. Учет предполагает сбор, хранение и поддержание в контрольном состоянии действующего законодательства по интересующим субъекта учета вопросам.

Некоторые ученые рассматривают учет нормативных правовых актов не как самостоятельную форму систематизации, а как условие, подготовительный этап проведения систематизации законодательства. Поскольку в результате учета происходит, как и при инкорпорации, внешняя обработка акта, то учет можно считать способом систематизации законодательства. Учет может быть ручным, механизированным, автоматизированным. В настоящее время наиболее эффективным способом учета (в связи с развитием информационных технологий) является автоматизированный, который в «мегамасштабах» выполняется специально созданными органами, например, в Республике Беларусь это Национальный центр правовой информации.