logo
Posobie_po_OTP_Praktika

Понятие и виды правотворчества

В зависимости от двух типов правопонимания – позитивизма и непозитивизма – понятие правотворческой деятельности обусловлено признанием права и закона как совпадающих либо различных явлений. Позитивизм предполагает, что правотворчество – это деятельность государственных органов по «созданию», «творению» норм права и оформлению их в текст нормативного правового акта. С точки зрения непозитивизма в процессе правотворчества осуществляется «поиск» правовой нормы, существующей помимо законодателя, а затем материализация ее в нормативном правовом акте.

Процесс правотворчества включает несколько этапов. Первый – предпроектный – зачастую осуществляется вне правотворческого органа. Второй этап проектный может состоять, например, из таких стадий, как принятие решения о начале подготовки нормативного правового акта; подготовка его текста (создание рабочей группы, подготовка пакета сопроводительных документов); обсуждение текста проекта (совещание, рецензирование, обсуждение в печати); согласование проекта акта, его доработка с учетом замечаний. Третий этап – процесс принятия нормативного правового акта – включает в себя внесение проекта акта на непосредственное рассмотрение правотворческого органа; рассмотрение его в соответствии с регламентом; голосование за проект; подписание нормативного правового акта, опубликование его или доведение до адресата иным способом.

Законодательством каждого государства устанавливается четкая регламентация правотворческого процесса с более детальным количеством стадий. В Республике Беларусь стадии нормотворческого (правотворческого) процесса регламентированы в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Виды правотворчества:

В зависимости от субъектов, наделенных правотворческой компетенцией, – непосредственное правотворчество народа, осуществляемое им в процессе референдума, а также правотворчество государственных органов.

По способу придания юридической силы нормативному акту – непосредственное правотворчество самого государственного органа, делегированное правотворчество, когда государственный орган часть своих правотворческих полномочий передает другому государственному органу, и санкционированное правотворчество, при котором государственный орган утверждает нормы, принятые негосударственными организациями, в частности, в процессе регистрации уставов общественных организаций.

В зависимости от юридической силы нормативного акта, появляющегося в его результате, выделяют законотворчество – правотворчество высшего представительного органа власти (парламента), создающего законы, подзаконное правотворчество – специальная деятельность всех других органов власти, наделенных правотворческими функциями, в результате чего появляются подзаконные нормативные правовые акты.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4