logo search
Lektsii_TTP

4.Форма государственного (государственно-территориального) устройства. Особенности государственного устройства в унитарных, федеративных и конфедеративных государствах.

Под формой государственного устройства понимается внутреннее утроение государства, его деление на составные части - админи­стративно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства, отражает характер соотношения государства в целом и его частей.

В научной литературе и политико-юридической практике различаю: две основные разновидности форм государственного устройства.

Наиболее простая из них - унитарное государство. Это - единое госу­дарственное образование. Государство делится лишь на админист­ративно-территориальные части. Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов законодательной власти, органов управления (органов исполнительной власти), единой су­дебной системы и конституции. Унитарными государствами являются Анг­лия, Франция, Италия, Венгрия, Монголия и др.

Более сложная форма государственного устройства - федерация. Феде­ративное государство состоит из ряда государств или государственных об­разований — членов федерации (штатов, земель, кантонов, республик и др.). Каждое из них имеет свое административно-территориальное деле­ние. Наряду с существованием и деятельностью общих для всей федера­ции высших органов государственной власти на территории каждого из них действуют свои собственные высшие и местные государственные ор­ганы. Аналогично обстоит дело с конституцией и другими федеральными законами, с судебными, прокурорскими и иными органами. Примерами федеративного устройства государства могут служить Австралия, Герма­ния, Россия, США.

Менее распространена, по сравнению с другими формами государст­венного устройства, конфедерация. Она представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедера­цию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собст­венные органы законодательной, органы исполнительной власти и органы правосудия. Для координации совместных действий государства члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных сферах и преследуют строго определенные экономические, политические, военные или иные цели.

Конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к федерации. В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария. Хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются и в Содруже­стве Независимых Государств (СНГ).