26. Значение практики Суда Европейского Союза для формирования европейского права
Суд Европейского сообщества не только формирует концепцию, но и обеспечивает соблюдение общих принципов права всеми институтами Европейских сообществ и государствами-членами, что, с одной стороны, позволяет укрепить легитимность Сообществ и Союза и их правовой системы, а с другой стороны, способствует более динамичной интеграции. Вместе с тем, продолжает вызывать дискуссию вопрос о месте общих принципов права в системе источников права Сообществ. Из положений ст. 6(2) Договора о Европейском Союзе можно сделать вывод о том, что общие принципы права, в том числе принцип защиты прав человека и основных свобод, являются неотъемлемой частью права Сообществ.
Мнения о том, имеют ли общие принципы права, сформулированные Судом ЕС, статус первичного или вторичного права Сообществ, в доктрине не совпадают. В этом отношении интересна точка зрения Л. М. Энтина, который считает, что «фундаментальные общие принципы права Сообществ не устанавливаются, а лишь подтверждаются в качестве таковых учредительными актами и решениями Суда ЕС. В отличие от них принципы, регулирующие взаимодействие европейского права с национальным правом государств-членов и международным правом, — в решающей степени результат правотворчества Суда ЕС, который получил официальное признание и поддержку на уровне учредительного акта лишь с подписанием Амстердамского договора».
Роль Суда ЕС в формулировании общих принципов права ЕС очевидна. Суд ЕС, осуществляя свои полномочия, предоставленные ему учредительными договорами, обеспечивает соблюдение общих принципов права ЕС, которые представляют собой в значительной мере свод неписанных правил. Эти правила в их трактовке и применении Судом ЕС служат соблюдению права ЕС.
Суд ЕС устанавливает и развивает основные принципы права ЕС, во-первых, для того, чтобы заполнить пробелы, существующие в учредительных договорах, а во-вторых, для того, чтобы сблизить право ЕС с правом государств-членов и, тем самым, обеспечить уважение Сообществами основных правовых принципов и ценностей, признаваемых и охраняемых в национальных правовых системах государств-членов. Тем самым Суд ЕС выполняет правотворческую функцию, поскольку, закрепляя основные принципы права и восполняя пробелы учредительных договоров, создает предписания, обязательные для всех субъектов права ЕС. Активная правотворческая деятельность Суда ЕС нередко вызывает нарекания у различных исследователей. Некоторые из них считают, что Суд ЕС устанавливает принципы, которые не всегда соответствуют положениям учредительных договоров.
В этой связи можно отметить, что учредительные договоры не предусматривали принципов, которыми должны были руководствоваться Европейские сообщества при осуществлении возложенных на них целей и задач. Но благодаря активной позиции Суда ЕС ситуация значительным образом изменилась. В частности, Амстердамский договор окончательно признал юрисдикцию Суда ЕС в сфере защиты прав человека и основных свобод в том, что касается деятельности институтов ЕС.
Анализ практики Суда ЕС позволяет сделать вывод о том, что концепция общих принципов права Сообществ, выработанная Судом, выполняет двоякую функцию. С одной стороны, общие принципы права позволяют уточнить содержание и сферу действия права Сообществ: это право было бы неполным, например, без принципа пропорциональности. Во многих своих решениях Суд ЕС указывал на то, что он не мог бы решить определенную проблему без ссылки на общие принципы права в виду того, что сами учредительные договоры содержали пробел на этот счет. С другой стороны, концепция общих принципов права обогащает правовую систему ЕС в том виде, как она была закреплена в учредительных договорах и разработана практикой Суда ЕС.
Все чаще в научной литературе и на различных форумах звучит мнение о том, что общие принципы права Сообществ, выработанные Судом ЕС, имеют конституционный характер. Это позволило сделать вывод о том, что Суд ЕС, формулируя общие принципы права, восполняя пробелы в учредительных договорах и обеспечивая соответствие актов Европейских Сообществ и Союза общим принципам права, выполняет функцию конституционного суда, способствует углублению европейской интеграции и эволюции порожденной ею системы.
- Предпосылки европейской интеграции после 2 мировой войны. Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и их изменение в 60 - 80 - е годы. Общая характеристика
- Этапы западноевропейской интеграции
- Основные даты в развитии ес
- 2. Создание Европейского Союза (Маастрихтский договор 1992 г.). Структура и правосубъектность Европейского Союза до его реформирования Лиссабонским договором
- 3. Реформа Европейского Союза в результате вступления в силу Амстердамского договора 1997 года и Ниццкого договора 2001 года
- Ниццкий договор подписан 26 февраля 2001 г. И действует с 1 февраля 2003 г.
- Политика расширения
- Процесс
- История расширения
- Хронология
- 5. Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества от 13 декабря 2007 года. Предпосылки принятия. Структура. Основные изменения
- Компетенции Союза и национальных правительств
- Политика обороны
- Другие принципиальные изменения
- Важные положительные изменения в результате Лиссабонского договора:
- 6. Правовая природа Европейского Союза. Правосубъектность ес
- 7. Цели, ценности и общие принципы функционирования Европейского Союза
- 8. Институциональная система Европейского Союза. Структура, правовое регулирование
- Институциональные органы
- Неинституциональные органы
- 13. Европейский парламент: состав, порядок формирования и внутренняя организация. Полномочия Европейского парламента
- Функции и полномочия.
- Европейский суд по правам человека
- 16. Европейский совет: состав, полномочия
- 17. Европейский центральный банк: структура, полномочия
- 18. Общая характеристика правотворческого процесса в Европейском Союзе
- 19. Понятие и природа европейского права
- 20. Предмет и содержание права Европейского Союза. Методы правового регулирования, используемые в правовой системе Европейского Союза
- 21. Система права Европейского Союза
- Источники первичного права. Источники вторичного права: понятие, виды. Юридическая форма правовых актов Европейского Союза.
- Источники первичного права ес
- Источники вторичного права ес
- 25. Классификация правовых актов Европейского Союза
- 26. Значение практики Суда Европейского Союза для формирования европейского права
- 27. Принцип верховенства права Европейского Союза
- 28. Принцип прямого действия права Европейского Союза. Общая характеристика
- 29. Прямое действие отдельных источников европейского права
- 30. Концепция косвенного действия права Европейского Союза (принцип «лояльной интерпретации»). Принцип имущественной ответственности государств-членов
- 31. Компетенция Европейского Союза: понятие и характерные черты. Принципы реализации компетенции Европейского Союза: понятие, юридическое закрепление, содержание
- 32. Классификация предметов ведения и сфер деятельности ес. Внутренняя и внешняя компетенции ес, ассоциация с заморскими странами
- 4. Принципы, определяющие соотношение компетенции:
- 33. Уполномочивающие статьи Учредительных договоров: значение и общая характеристика
- 34. Компетенция Европейского Союза в сфере внешней политики и политики безопасности
- 35. Категории компетенции Европейского Союза, выделяемые по критерию соотношения с компетенцией государств-членов
- 36. Понятие, методы построения и принципы внутреннего рынка Европейского Союза
- 37. Свобода перемещения товаров: правовая регламентация, сфера действия, допустимые ограничения. Запрет таможенных пошлин на импорт и экспорт или равнозначных сборов
- 38. Запрет количественных ограничений на импорт и экспорт или любых равнозначных мер
- 39. Свобода передвижения лиц: правовая регламентация, виды. Свобода передвижения работников
- 40. Свобода учреждения: правовая регламентация, виды, субъекты, проблемы реализации
- 41. Свобода оказания услуг: правовое регулирование, сфера применения, формы, содержание, отграничение от иных свобод внутреннего рынка
- 42. Свобода передвижения капиталов и осуществления платежей
- 43. Понятие и содержание экономической и валютной политики Европейского Союза
- 44. Экономический и валютный союз: понятие, компоненты, этапы формирования Экономический и валютный союз
- 45. Понятие, цели антимонопольной политики ес. Система мер, направленных на противодействие антиконкурентной практике
- 46. Антиконкурентные действия, запрещенные ст. 101 дфес
- 47. Запрет злоупотребления доминирующим положением на рынке: понятие и признаки, правовые последствия
- 48. Контроль над слиянием предприятий
- 49. Контроль над предоставлением государственной помощи предприятиям
- 50. Понятие, цели и методы сближения права государств-членов Европейского Союза
- 51. Гармонизация частного права в рамках Европейского Союза
- 52. Объективные предпосылки и современные тенденции формирования договорного права Европейского Союза
- 53. Основные направления развития европейского корпоративного права
- 54. Общая характеристика гармонизации корпоративного права государств-членов на основании директив Европейского Союза
- 55. Общее понятие и цели создания наднациональных организационно-правовых норм в корпоративном праве Европейского Союза
- 56. Европейское объединение с общей экономической целью: правовое регулирование, цели создания, участники, регистрация, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 57. Европейское акционерное общество: правовое регулирование, способы создания, уставный капитал, участники, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 58. Европейский кооператив: правовое регулирование, цели создания, участники, регистрация, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 59. Политика защиты интересов потребителя как основа европейского потребительского права. Гармонизация гражданско-правовых норм, регулирующих отношения с участием потребителей
- 60. Предпосылки и способы регулирования интеллектуальной собственности в праве Европейского Союза