Важные положительные изменения в результате Лиссабонского договора:
Предусматривает более значительную роль национальных парламентов – первый раз в истории ЕС национальные парламенты стран-членов будут непосредственно вовлечены в процесс принятия решений ЕС уже на начальном этапе процесса принятия решений. Национальные парламенты, в том числе Сейм, смогут контролировать, является ли работа ЕС по возможности эффективнее и ближе к гражданам, а также является ли уровень ЕС соответствующим для достижения поставленных целей по конкретному вопросу или же конкретное решение должно приниматься на национальном и местном уровне. Лиссабонский договор предоставляет двум третям национальных парламентов право в случае необходимости отклонить разработанное Европейской Комиссией законодательное предложение.
Предусматривает более значительную роль мнения населения – первый раз в истории ЕС предусмотрено непосредственное участие граждан в процессе принятия решений ЕС. Созданная в рамках Лиссабонского договора гражданская инициатива позволит 1 миллиону граждан ЕС (из почти 500 миллионов граждан ЕС), которые будут представлять значительную часть стран-членов ЕС, требовать у Еврокомиссии разработки новых предложений в любом вопросе, относящемся к компетенции ЕС. Такую инициативу смогут выдвинуть также граждане Латвии вместе с гражданами из других стран ЕС.
Предусматривает более значительную роль Европейского Парламента – Европейский Парламент, непосредственно избираемый гражданами Европы, получит новые полномочия. Следующие выборы в Европейский Парламент состоятся в июне 2009 года. Для Латвии Лиссабонский договор предусматривает 9 депутатских мест в Европейском Парламенте.
Предусматривает более эффективное принятие решений – Совет ЕС сможет более широко использовать процедуру голосования квалифицированным большинством, используя данную процедуру более чем в 40 новых сферах, что повысит эффективность их работы. Если в процессе принятия решений используется принцип единогласия (консенсус), ход работы становится медленнее в связи с тем, что любое государство ЕС сможет остановить принятие решения. Планируется, что с 2014 года в Совете будет введен новый порядок принятия решения – принятие решения в результате голосования двойного большинства, в котором каждая страна ЕС будет иметь один голос. Согласно данной процедуре решение будет принято, если за него отдадут голос, по меньшей мере, 55% стран-членов, представляющих, по меньшей мере, 65% граждан ЕС.
Совершенствует институциональную систему ЕС – на 2,5 года будет избираться постоянный председатель Евросовета, который обеспечит более продолжительный цикл политического курса. С целью более эффективной работы Европейской Комиссии с 2014 года будет сокращено число членов Еврокомиссии и будет введена система равной ротации. Согласно данному принципу, каждые 2 из 3 сроков созыва Еврокомиссии Латвию должен представлять свой комиссар.
Дает юридическую силу Хартии основных прав – Лиссабонский договор предусматривает более значительные гарантии для соблюдения гражданского права, однако это не означает расширение полномочий ЕС.
Предусматривает единый голос ЕС в мире и солидарность между входящими в ЕС государствами – Высший представитель ЕС в сфере внешней политики и политики безопасности, который одновременно будет выполнять также обязанности заместителя председателя Европейской Комиссии, будет работать над вопросом большего влияния, согласованности и видения ЕС во внешней политике Евросоюза. Создание службы внешней деятельности, охватывающей все представительства ЕС в мире, обеспечит также представительство Латвии в регионах, в которых в настоящее время такового не имеется. Также договор предусматривает, что ЕС и входящие в союз государства, действуют вместе и солидарны в случае нападения террористов на какую-либо входящую в союз страну, природных катастроф или катастроф, вызванных деятельностью человека.
В первый раз формулирует возможность странам-членам выйти из ЕС.
- Предпосылки европейской интеграции после 2 мировой войны. Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и их изменение в 60 - 80 - е годы. Общая характеристика
- Этапы западноевропейской интеграции
- Основные даты в развитии ес
- 2. Создание Европейского Союза (Маастрихтский договор 1992 г.). Структура и правосубъектность Европейского Союза до его реформирования Лиссабонским договором
- 3. Реформа Европейского Союза в результате вступления в силу Амстердамского договора 1997 года и Ниццкого договора 2001 года
- Ниццкий договор подписан 26 февраля 2001 г. И действует с 1 февраля 2003 г.
- Политика расширения
- Процесс
- История расширения
- Хронология
- 5. Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества от 13 декабря 2007 года. Предпосылки принятия. Структура. Основные изменения
- Компетенции Союза и национальных правительств
- Политика обороны
- Другие принципиальные изменения
- Важные положительные изменения в результате Лиссабонского договора:
- 6. Правовая природа Европейского Союза. Правосубъектность ес
- 7. Цели, ценности и общие принципы функционирования Европейского Союза
- 8. Институциональная система Европейского Союза. Структура, правовое регулирование
- Институциональные органы
- Неинституциональные органы
- 13. Европейский парламент: состав, порядок формирования и внутренняя организация. Полномочия Европейского парламента
- Функции и полномочия.
- Европейский суд по правам человека
- 16. Европейский совет: состав, полномочия
- 17. Европейский центральный банк: структура, полномочия
- 18. Общая характеристика правотворческого процесса в Европейском Союзе
- 19. Понятие и природа европейского права
- 20. Предмет и содержание права Европейского Союза. Методы правового регулирования, используемые в правовой системе Европейского Союза
- 21. Система права Европейского Союза
- Источники первичного права. Источники вторичного права: понятие, виды. Юридическая форма правовых актов Европейского Союза.
- Источники первичного права ес
- Источники вторичного права ес
- 25. Классификация правовых актов Европейского Союза
- 26. Значение практики Суда Европейского Союза для формирования европейского права
- 27. Принцип верховенства права Европейского Союза
- 28. Принцип прямого действия права Европейского Союза. Общая характеристика
- 29. Прямое действие отдельных источников европейского права
- 30. Концепция косвенного действия права Европейского Союза (принцип «лояльной интерпретации»). Принцип имущественной ответственности государств-членов
- 31. Компетенция Европейского Союза: понятие и характерные черты. Принципы реализации компетенции Европейского Союза: понятие, юридическое закрепление, содержание
- 32. Классификация предметов ведения и сфер деятельности ес. Внутренняя и внешняя компетенции ес, ассоциация с заморскими странами
- 4. Принципы, определяющие соотношение компетенции:
- 33. Уполномочивающие статьи Учредительных договоров: значение и общая характеристика
- 34. Компетенция Европейского Союза в сфере внешней политики и политики безопасности
- 35. Категории компетенции Европейского Союза, выделяемые по критерию соотношения с компетенцией государств-членов
- 36. Понятие, методы построения и принципы внутреннего рынка Европейского Союза
- 37. Свобода перемещения товаров: правовая регламентация, сфера действия, допустимые ограничения. Запрет таможенных пошлин на импорт и экспорт или равнозначных сборов
- 38. Запрет количественных ограничений на импорт и экспорт или любых равнозначных мер
- 39. Свобода передвижения лиц: правовая регламентация, виды. Свобода передвижения работников
- 40. Свобода учреждения: правовая регламентация, виды, субъекты, проблемы реализации
- 41. Свобода оказания услуг: правовое регулирование, сфера применения, формы, содержание, отграничение от иных свобод внутреннего рынка
- 42. Свобода передвижения капиталов и осуществления платежей
- 43. Понятие и содержание экономической и валютной политики Европейского Союза
- 44. Экономический и валютный союз: понятие, компоненты, этапы формирования Экономический и валютный союз
- 45. Понятие, цели антимонопольной политики ес. Система мер, направленных на противодействие антиконкурентной практике
- 46. Антиконкурентные действия, запрещенные ст. 101 дфес
- 47. Запрет злоупотребления доминирующим положением на рынке: понятие и признаки, правовые последствия
- 48. Контроль над слиянием предприятий
- 49. Контроль над предоставлением государственной помощи предприятиям
- 50. Понятие, цели и методы сближения права государств-членов Европейского Союза
- 51. Гармонизация частного права в рамках Европейского Союза
- 52. Объективные предпосылки и современные тенденции формирования договорного права Европейского Союза
- 53. Основные направления развития европейского корпоративного права
- 54. Общая характеристика гармонизации корпоративного права государств-членов на основании директив Европейского Союза
- 55. Общее понятие и цели создания наднациональных организационно-правовых норм в корпоративном праве Европейского Союза
- 56. Европейское объединение с общей экономической целью: правовое регулирование, цели создания, участники, регистрация, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 57. Европейское акционерное общество: правовое регулирование, способы создания, уставный капитал, участники, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 58. Европейский кооператив: правовое регулирование, цели создания, участники, регистрация, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 59. Политика защиты интересов потребителя как основа европейского потребительского права. Гармонизация гражданско-правовых норм, регулирующих отношения с участием потребителей
- 60. Предпосылки и способы регулирования интеллектуальной собственности в праве Европейского Союза