60. Предпосылки и способы регулирования интеллектуальной собственности в праве Европейского Союза
Правовое регулирование авторского и смежных с ним прав в Европейском Союзе направлено на обеспечение высокого уровня охраны этих прав, поскольку они являются правовой основой для защиты результатов творческой деятельности. Эффективная правовая регламентация авторского и смежных прав гарантирует развитие творческого потенциала и интересов авторов, способствует инновационному развитию общества, улучшает конкурентоспособность экономики ЕС. Сближение законодательств государств-членов в данной области также способствует реализации принципов внутреннего рынка и его развитию.
Основы регулирования отношений в сфере авторского права, оказавшие большое влияние на его формирование в Европейском Союзе и внутригосударственное регулирование таких отношений в государствах-членах, закреплены во Всемирной конвенции об авторском праве и Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1967 г. Главным источником регулирования смежных прав является Международная конвенция "Об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций", подписанная в Риме в 1961 г.
Важные положения правового регулирования авторского права содержатся и в Соглашении об относящихся к торговле аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Во вступившем в силу с 1 января 1995 г. Соглашении о Европейском экономическом пространстве содержится обязанность государств - членов Европейского Союза, а также Исландии, Норвегии и Лихтенштейна по ратификации основополагающих договоров в области авторского права.
Первые шаги по унификации и гармонизации законодательства в области авторского права в Европейском Союзе были предприняты в 1988 г., когда Европейская комиссия опубликовала "Зеленую книгу по авторскому праву и развитию технологии". В ЕС приняты и имплементированы в национальное законодательство несколько директив, посвященных вопросам охраны авторских и смежных прав. Целью этого законотворчества является не только урегулирование противоречий, но и создание авторского права Европейского Союза. Особую роль в правовом регулировании вопросов авторского права приобрел Суд ЕС, поскольку большинство принятых директив базируется на его решениях.
Усилия Европейского Союза по сближению национального законодательства в области авторского права и смежных прав не только содействуют созданию внутреннего рынка, но и обеспечивают защиту авторских и смежных прав, которая хотя и по-прежнему основана на принципах Бернской конвенции, но представляет собой более высокий уровень правовой охраны литературной и художественной собственности. Гармонизация норм авторского права создает климат, способствующий развитию творческого потенциала. Она укрепляет европейское единство в гуманитарной сфере и содействует формированию европейской идентичности.
Авторское право Европейского Союза начало формироваться на основе директив Совета с конца 1980-х годов и быстро развивается. Так, в 2001 г. были изданы Директива о действии авторского права в информационном обществе, а также Директива о праве автора на вознаграждение при перепродаже произведения искусства. Последняя содержит обязанность государств-членов предусмотреть в своем законодательстве выплату минимальных гарантированных платежей - роялти - в пользу автора при каждой перепродаже оригинала его произведения (за исключением сделок непредпринимательского характера между физическими лицами).
Роялти, минимальный размер которых установлен на уровне 2-4% от цены произведения, должен уплачивать продавец оригинала произведения в пользу автора и его наследников. По общему правилу Директива распространяется только на граждан Европейского Союза, но государства-члены вправе предоставить аналогичные права иностранцам в соответствии с режимом взаимности. Таким образом, чтобы авторы произведений искусства из России могли рассчитывать на получение минимальных гарантированных роялти при каждой перепродаже их произведений на территории ЕС, нормы, равнозначные положениям Директивы, должны быть закреплены в российском законодательстве.
Важным решением, послужившим основанием для принятия Директивы 2006/116/EC о согласовании сроков защиты авторских и смежных прав, явилось решение Суда ЕС по делу "EMI v. Electrola". В решении по этому делу Суд высказал принципиальную точку зрения: объект авторского права, не обремененный лицензией владельца авторских прав, может свободно распространяться в другом государстве-члене только по истечении периода его правовой охраны в государстве распространения.
До издания Директивы о сроках в национальных законодательствах государств-членов устанавливались различные сроки действия авторского права. Директива же предусмотрела унификацию таких сроков защиты, установив, что произведение пользуется правовой охраной на протяжении жизни автора и в течение 70 лет после его смерти. Срок действия авторского права начинает течь одновременно во всех государствах-членах, с 1 января года, следующего за датой создания (обнародования) произведения.
В случае соавторства начало течения 70-летнего срока защиты авторских прав исчисляется со дня смерти последнего из соавторов. Произведения, написанные под псевдонимом (когда настоящий автор действительно неизвестен) или анонимно, защищены в течение 70 лет с момента, когда произведение впервые было опубликовано на законных основаниях.
Отдельно урегулированы Директивой сроки защиты кинематографических и аудиовизуальных произведений. Такие сроки истекают через 70 лет после смерти последнего из соавторов произведения. К соавторам аудиовизуального произведения Директивой о сроках отнесены главный режиссер, автор сценария, автор диалогов, а также композитор оригинальных музыкальных произведений. Директива также установила 50-летний срок правовой охраны смежных прав, который начинается с момента публикации произведения: его исполнения, либо сообщения о записи, либо передачи в эфир или по кабелю. В 2001 г. это положение было дополнено в связи с развитием новых средств коммуникации: публикацией произведения считается любое его сообщение публике, в частности размещение в сети общего пользования.
- Предпосылки европейской интеграции после 2 мировой войны. Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и их изменение в 60 - 80 - е годы. Общая характеристика
- Этапы западноевропейской интеграции
- Основные даты в развитии ес
- 2. Создание Европейского Союза (Маастрихтский договор 1992 г.). Структура и правосубъектность Европейского Союза до его реформирования Лиссабонским договором
- 3. Реформа Европейского Союза в результате вступления в силу Амстердамского договора 1997 года и Ниццкого договора 2001 года
- Ниццкий договор подписан 26 февраля 2001 г. И действует с 1 февраля 2003 г.
- Политика расширения
- Процесс
- История расширения
- Хронология
- 5. Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества от 13 декабря 2007 года. Предпосылки принятия. Структура. Основные изменения
- Компетенции Союза и национальных правительств
- Политика обороны
- Другие принципиальные изменения
- Важные положительные изменения в результате Лиссабонского договора:
- 6. Правовая природа Европейского Союза. Правосубъектность ес
- 7. Цели, ценности и общие принципы функционирования Европейского Союза
- 8. Институциональная система Европейского Союза. Структура, правовое регулирование
- Институциональные органы
- Неинституциональные органы
- 13. Европейский парламент: состав, порядок формирования и внутренняя организация. Полномочия Европейского парламента
- Функции и полномочия.
- Европейский суд по правам человека
- 16. Европейский совет: состав, полномочия
- 17. Европейский центральный банк: структура, полномочия
- 18. Общая характеристика правотворческого процесса в Европейском Союзе
- 19. Понятие и природа европейского права
- 20. Предмет и содержание права Европейского Союза. Методы правового регулирования, используемые в правовой системе Европейского Союза
- 21. Система права Европейского Союза
- Источники первичного права. Источники вторичного права: понятие, виды. Юридическая форма правовых актов Европейского Союза.
- Источники первичного права ес
- Источники вторичного права ес
- 25. Классификация правовых актов Европейского Союза
- 26. Значение практики Суда Европейского Союза для формирования европейского права
- 27. Принцип верховенства права Европейского Союза
- 28. Принцип прямого действия права Европейского Союза. Общая характеристика
- 29. Прямое действие отдельных источников европейского права
- 30. Концепция косвенного действия права Европейского Союза (принцип «лояльной интерпретации»). Принцип имущественной ответственности государств-членов
- 31. Компетенция Европейского Союза: понятие и характерные черты. Принципы реализации компетенции Европейского Союза: понятие, юридическое закрепление, содержание
- 32. Классификация предметов ведения и сфер деятельности ес. Внутренняя и внешняя компетенции ес, ассоциация с заморскими странами
- 4. Принципы, определяющие соотношение компетенции:
- 33. Уполномочивающие статьи Учредительных договоров: значение и общая характеристика
- 34. Компетенция Европейского Союза в сфере внешней политики и политики безопасности
- 35. Категории компетенции Европейского Союза, выделяемые по критерию соотношения с компетенцией государств-членов
- 36. Понятие, методы построения и принципы внутреннего рынка Европейского Союза
- 37. Свобода перемещения товаров: правовая регламентация, сфера действия, допустимые ограничения. Запрет таможенных пошлин на импорт и экспорт или равнозначных сборов
- 38. Запрет количественных ограничений на импорт и экспорт или любых равнозначных мер
- 39. Свобода передвижения лиц: правовая регламентация, виды. Свобода передвижения работников
- 40. Свобода учреждения: правовая регламентация, виды, субъекты, проблемы реализации
- 41. Свобода оказания услуг: правовое регулирование, сфера применения, формы, содержание, отграничение от иных свобод внутреннего рынка
- 42. Свобода передвижения капиталов и осуществления платежей
- 43. Понятие и содержание экономической и валютной политики Европейского Союза
- 44. Экономический и валютный союз: понятие, компоненты, этапы формирования Экономический и валютный союз
- 45. Понятие, цели антимонопольной политики ес. Система мер, направленных на противодействие антиконкурентной практике
- 46. Антиконкурентные действия, запрещенные ст. 101 дфес
- 47. Запрет злоупотребления доминирующим положением на рынке: понятие и признаки, правовые последствия
- 48. Контроль над слиянием предприятий
- 49. Контроль над предоставлением государственной помощи предприятиям
- 50. Понятие, цели и методы сближения права государств-членов Европейского Союза
- 51. Гармонизация частного права в рамках Европейского Союза
- 52. Объективные предпосылки и современные тенденции формирования договорного права Европейского Союза
- 53. Основные направления развития европейского корпоративного права
- 54. Общая характеристика гармонизации корпоративного права государств-членов на основании директив Европейского Союза
- 55. Общее понятие и цели создания наднациональных организационно-правовых норм в корпоративном праве Европейского Союза
- 56. Европейское объединение с общей экономической целью: правовое регулирование, цели создания, участники, регистрация, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 57. Европейское акционерное общество: правовое регулирование, способы создания, уставный капитал, участники, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 58. Европейский кооператив: правовое регулирование, цели создания, участники, регистрация, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 59. Политика защиты интересов потребителя как основа европейского потребительского права. Гармонизация гражданско-правовых норм, регулирующих отношения с участием потребителей
- 60. Предпосылки и способы регулирования интеллектуальной собственности в праве Европейского Союза