49. Контроль над предоставлением государственной помощи предприятиям
Государственная помощь – важный элемент регулирования рыночной экономики, позволяющий решать социальные задачи, содействовать структурной перестройке экономики, внедрению высоких технологий, развитию определенных регионов и отраслей. Однако государственная помощь, применяемая отдельными государствами-членами в отношении предприятий своей страны и тем самым дающая им значительные преимущества в конкурентной борьбе, способна серьезно нарушить условия конкуренции в рамках общего рынка. В связи с этим п. 1 ст. 92 Договора о ЕС предусмотрено, что любая предоставляемая государствами-членами помощь в виде дотаций или за счет иных государственных ресурсов, которая нарушает или грозит нарушить конкуренцию, создавая более благоприятные условия некоторым предприятиям или производству некоторых видов товаров, будет рассматриваться как несовместимая с общим рынком в той мере, в какой она затрагивает торговлю между государствами-членами.
Определение государственной помощи было дано Европейским Судом[10]. Государственная помощь – это меры, принятые государствами-участниками независимо друг от друга, с целью достижения национальных, социальных или иных целей. При этом государства предоставляют предприятиям или иным лицам определенные преимущества с целью побудить их совершить действия, направленные на достижение упомянутых целей.
Некоторые разновидности действий, рассматриваемых в качестве государственной помощи, были указаны Комиссией еще в 1963 г. В качестве государственной помощи могут рассматриваться: прямые субсидии; льготы по налогам и иным платежам; льготные банковские проценты; безвозмездное предоставление права пользования землей или зданиями; гарантии по кредитам, предоставляемые на льготных условиях, и некоторые другие меры.
Государственная помощь может быть предоставлена как государствами непосредственно, так и уполномоченными ими органами из государственных источников финансирования.
Часть 2 ст. 92 предусматривает ряд случаев, когда государственная помощь является совместимой с общим рынком. Если предоставление государственной помощи соответствует признакам, перечисленным в этой части, такая помощь автоматически является правомерной. Прежде всего это помощь социального характера, оказываемая индивидуальным потребителям при условии, что она предоставляется без дискриминации, основанной на происхождении продуктов, которых это касается. Наиболее типичным случаем такой помощи является предоставление субсидий производителям основных продуктов питания (п. а ч. 2 ст. 92). Вторым случаем является помощь, направленная на возмещение ущерба, причиненного стихийными бедствиями или другими чрезвычайными обстоятельствами. Под другими чрезвычайными обстоятельствами понимаются военные действия, террористические акты и другие чрезвычайные и непредотвратимые явления, не являющиеся природными (п. b). В пункте с предусмотрен случай, который в настоящее время потерял актуальность. Речь идет о предоставлении специальных льгот районам ФРГ, пострадавшим из-за разделения Германии. Поскольку Германия была объединена в 1990 г., Комиссия предложила правительству ФРГ прекратить оказание указанной помощи.
Частью 3 ст. 92 предусматривается ряд случаев, когда государственная помощь может быть признана совместимой с общим рынком. Право решать этот вопрос предоставлено Комиссии, которая в каждом конкретном случае оценивает, соответствует ли указанная помощь задачам Сообщества и не наносит ли она серьезного ущерба торговле между государствами-участниками. Обстоятельства, при наличии которых Комиссия может признать государственную помощь, различны:
– если помощь оказывается с целью содействия экономическому развитию регионов, в которых уровень жизни ненормально низок или с высокой безработицей (п. а ч. 3 ст. 92);
– помощь, имеющая целью содействовать осуществлению проекта, имеющего общеевропейскую значимость или призванного выправить серьезные нарушения (в частности, энергетический кризис 1973 г. в экономике одного из государств-участников (п. b));
–правомерной может быть признана помощь, предоставляемая с целью облегчить развитие некоторых видов экономической деятельности или некоторых экономических регионов, если она не оказывает вредного воздействия на условия торговли в такой степени, что это противоречит общим интересам (п. с). Помощь должна быть временной и направлена на проведение тех или иных улучшений или преобразований, а не просто иметь целью поддержание предприятий на прежнем уровне[11].
Перечень случаев, когда Комиссии предоставлено право по своему усмотрению решать, совместима ли государственная помощь с общим рынком, не является исчерпывающим. Пунктом d предусмотрено, что другие категории помощи, совместимые с общим рынком, могут быть определены решением Совета, принятым квалифицированным большинством голосов по предложению Комиссии.
- Предпосылки европейской интеграции после 2 мировой войны. Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и их изменение в 60 - 80 - е годы. Общая характеристика
- Этапы западноевропейской интеграции
- Основные даты в развитии ес
- 2. Создание Европейского Союза (Маастрихтский договор 1992 г.). Структура и правосубъектность Европейского Союза до его реформирования Лиссабонским договором
- 3. Реформа Европейского Союза в результате вступления в силу Амстердамского договора 1997 года и Ниццкого договора 2001 года
- Ниццкий договор подписан 26 февраля 2001 г. И действует с 1 февраля 2003 г.
- Политика расширения
- Процесс
- История расширения
- Хронология
- 5. Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества от 13 декабря 2007 года. Предпосылки принятия. Структура. Основные изменения
- Компетенции Союза и национальных правительств
- Политика обороны
- Другие принципиальные изменения
- Важные положительные изменения в результате Лиссабонского договора:
- 6. Правовая природа Европейского Союза. Правосубъектность ес
- 7. Цели, ценности и общие принципы функционирования Европейского Союза
- 8. Институциональная система Европейского Союза. Структура, правовое регулирование
- Институциональные органы
- Неинституциональные органы
- 13. Европейский парламент: состав, порядок формирования и внутренняя организация. Полномочия Европейского парламента
- Функции и полномочия.
- Европейский суд по правам человека
- 16. Европейский совет: состав, полномочия
- 17. Европейский центральный банк: структура, полномочия
- 18. Общая характеристика правотворческого процесса в Европейском Союзе
- 19. Понятие и природа европейского права
- 20. Предмет и содержание права Европейского Союза. Методы правового регулирования, используемые в правовой системе Европейского Союза
- 21. Система права Европейского Союза
- Источники первичного права. Источники вторичного права: понятие, виды. Юридическая форма правовых актов Европейского Союза.
- Источники первичного права ес
- Источники вторичного права ес
- 25. Классификация правовых актов Европейского Союза
- 26. Значение практики Суда Европейского Союза для формирования европейского права
- 27. Принцип верховенства права Европейского Союза
- 28. Принцип прямого действия права Европейского Союза. Общая характеристика
- 29. Прямое действие отдельных источников европейского права
- 30. Концепция косвенного действия права Европейского Союза (принцип «лояльной интерпретации»). Принцип имущественной ответственности государств-членов
- 31. Компетенция Европейского Союза: понятие и характерные черты. Принципы реализации компетенции Европейского Союза: понятие, юридическое закрепление, содержание
- 32. Классификация предметов ведения и сфер деятельности ес. Внутренняя и внешняя компетенции ес, ассоциация с заморскими странами
- 4. Принципы, определяющие соотношение компетенции:
- 33. Уполномочивающие статьи Учредительных договоров: значение и общая характеристика
- 34. Компетенция Европейского Союза в сфере внешней политики и политики безопасности
- 35. Категории компетенции Европейского Союза, выделяемые по критерию соотношения с компетенцией государств-членов
- 36. Понятие, методы построения и принципы внутреннего рынка Европейского Союза
- 37. Свобода перемещения товаров: правовая регламентация, сфера действия, допустимые ограничения. Запрет таможенных пошлин на импорт и экспорт или равнозначных сборов
- 38. Запрет количественных ограничений на импорт и экспорт или любых равнозначных мер
- 39. Свобода передвижения лиц: правовая регламентация, виды. Свобода передвижения работников
- 40. Свобода учреждения: правовая регламентация, виды, субъекты, проблемы реализации
- 41. Свобода оказания услуг: правовое регулирование, сфера применения, формы, содержание, отграничение от иных свобод внутреннего рынка
- 42. Свобода передвижения капиталов и осуществления платежей
- 43. Понятие и содержание экономической и валютной политики Европейского Союза
- 44. Экономический и валютный союз: понятие, компоненты, этапы формирования Экономический и валютный союз
- 45. Понятие, цели антимонопольной политики ес. Система мер, направленных на противодействие антиконкурентной практике
- 46. Антиконкурентные действия, запрещенные ст. 101 дфес
- 47. Запрет злоупотребления доминирующим положением на рынке: понятие и признаки, правовые последствия
- 48. Контроль над слиянием предприятий
- 49. Контроль над предоставлением государственной помощи предприятиям
- 50. Понятие, цели и методы сближения права государств-членов Европейского Союза
- 51. Гармонизация частного права в рамках Европейского Союза
- 52. Объективные предпосылки и современные тенденции формирования договорного права Европейского Союза
- 53. Основные направления развития европейского корпоративного права
- 54. Общая характеристика гармонизации корпоративного права государств-членов на основании директив Европейского Союза
- 55. Общее понятие и цели создания наднациональных организационно-правовых норм в корпоративном праве Европейского Союза
- 56. Европейское объединение с общей экономической целью: правовое регулирование, цели создания, участники, регистрация, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 57. Европейское акционерное общество: правовое регулирование, способы создания, уставный капитал, участники, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 58. Европейский кооператив: правовое регулирование, цели создания, участники, регистрация, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 59. Политика защиты интересов потребителя как основа европейского потребительского права. Гармонизация гражданско-правовых норм, регулирующих отношения с участием потребителей
- 60. Предпосылки и способы регулирования интеллектуальной собственности в праве Европейского Союза