53. Основные направления развития европейского корпоративного права
1. Традиционно корпоративное право относилось к сфере, «замкнутой» в рамках конкретной правовой системы. Государства по-разному регламентируют не только условия и порядок создания, реорганизации и прекращения деятельности компаний, но и порядок реализации их правосубъектности, отношения между участниками, вопросы участия работников в управлении, обеспечение интересов кредиторов. Присутствие идентичных наименований организационно-правовых форм в разных государствах не означает идентичности их содержания. Вопросы о необходимости регулирования корпоративного права на европейском уровне, о целях, направлениях и пределах такого регулирования до настоящего времени дискутируются в юридических кругах. При этом в процессе европейской интеграции (начиная с момента создания Европейского Экономического Сообщества и до настоящего времени) наблюдается тенденция «европеизации» корпоративного права. Под европеизацией в данном контексте понимается правовое регулирование указанных отношений на наднациональном уровне посредством правового инструментария Европейского Союза.
2. Регулирование на европейском уровне отдельных вопросов создания и деятельности компаний в государствах — участниках ЕС берет свое начало с реализации внутреннего рынка, на котором провозглашаются свободы передвижения лиц, товаров, услуг и капиталов. Непосредственное значение для корпоративного права имеют свобода учреждения (в н/в ст. 49, 54 ДФЕС) и свобода перемещения капиталов (в н/в ст. 63 ДФЕС). В связи с тем, что названные нормы ДФЕС обладают верховенством и прямым действием, положения внутренних законодательств государств — членов ЕС, препятствующие реализации указанных свобод, по общему правилу, не применяются. Огромную роль в формировании практики применения норм о свободах внутреннего рынка сыграл (и продолжает играть) Суд ЕС, способствуя тем самым реализации продекларированной мобильности компаний и капитала. Благодаря деятельности Суда ЕС (в частности, в ходе толкования ст. 49 ДФЕС) компании государств — членов ЕС приобрели возможность изменять свое фактическое местонахождение в пределах внутреннего рынка ЕС, не утрачивая при этом правосубъектности. Неоднократно предметом рассмотрения выступали нормы, направленные на сохранение влияния государства на частично приватизированные компании (посредством «золотой акции»).
3. Активизация трансграничной деятельности компаний повлекла необходимость введения единых требований по ряду вопросов корпоративного права государств — членов ЕС. Основным инструментом гармонизации выступила Директива, поскольку она, с одной стороны, позволяет сохранить национальные особенности, а с другой стороны — достичь определенных единых подходов и нивелировать существующие конфликты национальных законодательств. Концепция ЕС по гармонизации корпоративного права основывалась на идее создания эквивалентного уровня защиты участников компаний, а также их кредиторов во всех странах ЕС.
Одновременно преследовались цели обеспечения равных условий функционирования компаний и реализации механизма добросовестной конкуренции. На основании директив гармонизирован целый ряд вопросов корпоративного права: обнародование информации о компаниях и их зарубежных филиалах, отдельные аспекты создания некоторых организационно-правовых форм, формирование и изменение уставного фонда акционерных обществ, внутригосударственная и трансграничная реорганизация, годовой баланс и отчетность и др. 7 июля 2014 г. истек срок трансформации директивы 2012/17 ЕС, которая обязывает государства объединить торговые регистры и вносит изменения в директивы, непосредственно связанные с предоставлением и использованием информации из торговых регистров.
4. Параллельно с гармонизацией национального корпоративного права получила развитие идея создания абсолютно новых наднациональных организационно-правовых форм, которые существуют на общеевропейском уровне. Эти формы представляют собой альтернативу национальным организационно-правовым формам, не требуя гармонизации правового регулирования последних. Реализация идеи осуществляется поступательно. К настоящему времени созданы и функционируют 3 наднациональные организационно-правовые формы — Европейское объединение с общей экономической целью, Европейское акционерное общество и Европейский кооператив. С точки зрения европеизации корпоративного права эта идея имеет ряд достоинств по сравнению с гармонизацией деятельности национальных компаний. Во-первых, государствам значительно легче договориться по различным аспектам регулирования деятельности наднациональных форм, нежели договориться о гармонизации национального права, регулирующего национальные организационно-правовые формы. Во-вторых, даже с учетом субсидиарного применения национального права страны места нахождения наднациональной компании, основные вопросы ее статута регулируются нормами регламентов, что, в отличие от директив, обеспечивает «нулевую степень различия». В-третьих, такие субъекты наделены правом переносить свое уставное и фактическое место нахождения (не разрывая их) в пределах ЕС без ликвидации.
5. Таким образом, европейское корпоративное право в настоящее время не представляет собой исчерпывающую систему норм. Скорее оно характеризуется фрагментарностью и ориентацией на отдельные направления, имеющие наибольшее значение для европейской интеграции. Европейское корпоративное право как совокупность норм Европейского Союза, регулирующих порядок создания и осуществления деятельности компаний, включает три составляющих:
1) нормы первичного права, о свободе учреждения и свободе передвижения капитала;
2) нормы вторичного права (директив), гармонизирующие отдельные вопросы корпоративного права государств-членов; 3) нормы вторичного права (регламентов и директив), регулирующие создание и деятельность европейских наднациональных организационно-правовых форм.
6. В 2012 г. в ЕС наблюдается активизация деятельности по развитию корпоративного права. В феврале 2012 г. Европейской Комиссией проведен опрос о будущем европейского корпоративного права, направленный на изучение мнений общественности о состоянии и ожиданиях в развитии европейского права компаний. В июне того же года официальное мнение о направлениях реформирования корпоративного права высказал Европейский Парламент в Резолюции о будущем европейского корпоративного права. Научную оценку состояния и направлений развития европейского корпоративного права дала группа высококвалифицированных экспертов в области корпоративного права. По результатам анализа, в том числе представленных мнений, 12 декабря 2012 г. Европейская Комиссия представила документ под названием «План действий: европейское корпоративное право и корпоративное управление — современное правовое регулирование для акционеров и компаний». План действий представляет собой программный документ Комиссии, который может, но не обязательно должен быть реализован в полной мере. В нем изложены инициативы Комиссии по модернизации и совершенствованию действующих правовых норм, регулирующих создание и деятельность компаний. Инициативы Комиссии касаются следующих основных направлений, реализация которых предполагает в том числе правотворческую деятельность со стороны ЕС:
1) усиление транспарентности деятельности компаний;
2) стимулирование участия акционеров в делах компании;
3) совершенствование правового регулирования трансграничной деятельности компаний.
Следуя Плану действий, 9 апреля 2014 г. Европейская комиссия представила проект изменений директивы 2007/36/ЕС об осуществлении некоторых прав акционеров в обществах, акции которых котируются на бирже [11], Рекомендации по составлению отчетов об управлении компанией и проект директивы, направленной на упрощение создания ООО с одним участником.
Для европейского законодателя сохраняют актуальность вопросы о степени интенсивности регулирования корпоративного права; о классификации компаний с целью более удобного и четкого определения субъектного состава тех или иных норм; о сосуществовании внутреннего и трансграничного режимов деятельности компаний; о кодификации гармонизирующих норм; о способах обеспечения прозрачности в управлении компаниями; о дальнейшем развитии наднациональных организационно-правовых форм и др. [12]. Действия Еврокомиссии позволяют констатировать взвешенный подход к развитию и реформированию европейского корпоративного права, что дает основания ожидать качественных улучшений правовой регламентации в указанной сфере.
- Предпосылки европейской интеграции после 2 мировой войны. Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и их изменение в 60 - 80 - е годы. Общая характеристика
- Этапы западноевропейской интеграции
- Основные даты в развитии ес
- 2. Создание Европейского Союза (Маастрихтский договор 1992 г.). Структура и правосубъектность Европейского Союза до его реформирования Лиссабонским договором
- 3. Реформа Европейского Союза в результате вступления в силу Амстердамского договора 1997 года и Ниццкого договора 2001 года
- Ниццкий договор подписан 26 февраля 2001 г. И действует с 1 февраля 2003 г.
- Политика расширения
- Процесс
- История расширения
- Хронология
- 5. Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества от 13 декабря 2007 года. Предпосылки принятия. Структура. Основные изменения
- Компетенции Союза и национальных правительств
- Политика обороны
- Другие принципиальные изменения
- Важные положительные изменения в результате Лиссабонского договора:
- 6. Правовая природа Европейского Союза. Правосубъектность ес
- 7. Цели, ценности и общие принципы функционирования Европейского Союза
- 8. Институциональная система Европейского Союза. Структура, правовое регулирование
- Институциональные органы
- Неинституциональные органы
- 13. Европейский парламент: состав, порядок формирования и внутренняя организация. Полномочия Европейского парламента
- Функции и полномочия.
- Европейский суд по правам человека
- 16. Европейский совет: состав, полномочия
- 17. Европейский центральный банк: структура, полномочия
- 18. Общая характеристика правотворческого процесса в Европейском Союзе
- 19. Понятие и природа европейского права
- 20. Предмет и содержание права Европейского Союза. Методы правового регулирования, используемые в правовой системе Европейского Союза
- 21. Система права Европейского Союза
- Источники первичного права. Источники вторичного права: понятие, виды. Юридическая форма правовых актов Европейского Союза.
- Источники первичного права ес
- Источники вторичного права ес
- 25. Классификация правовых актов Европейского Союза
- 26. Значение практики Суда Европейского Союза для формирования европейского права
- 27. Принцип верховенства права Европейского Союза
- 28. Принцип прямого действия права Европейского Союза. Общая характеристика
- 29. Прямое действие отдельных источников европейского права
- 30. Концепция косвенного действия права Европейского Союза (принцип «лояльной интерпретации»). Принцип имущественной ответственности государств-членов
- 31. Компетенция Европейского Союза: понятие и характерные черты. Принципы реализации компетенции Европейского Союза: понятие, юридическое закрепление, содержание
- 32. Классификация предметов ведения и сфер деятельности ес. Внутренняя и внешняя компетенции ес, ассоциация с заморскими странами
- 4. Принципы, определяющие соотношение компетенции:
- 33. Уполномочивающие статьи Учредительных договоров: значение и общая характеристика
- 34. Компетенция Европейского Союза в сфере внешней политики и политики безопасности
- 35. Категории компетенции Европейского Союза, выделяемые по критерию соотношения с компетенцией государств-членов
- 36. Понятие, методы построения и принципы внутреннего рынка Европейского Союза
- 37. Свобода перемещения товаров: правовая регламентация, сфера действия, допустимые ограничения. Запрет таможенных пошлин на импорт и экспорт или равнозначных сборов
- 38. Запрет количественных ограничений на импорт и экспорт или любых равнозначных мер
- 39. Свобода передвижения лиц: правовая регламентация, виды. Свобода передвижения работников
- 40. Свобода учреждения: правовая регламентация, виды, субъекты, проблемы реализации
- 41. Свобода оказания услуг: правовое регулирование, сфера применения, формы, содержание, отграничение от иных свобод внутреннего рынка
- 42. Свобода передвижения капиталов и осуществления платежей
- 43. Понятие и содержание экономической и валютной политики Европейского Союза
- 44. Экономический и валютный союз: понятие, компоненты, этапы формирования Экономический и валютный союз
- 45. Понятие, цели антимонопольной политики ес. Система мер, направленных на противодействие антиконкурентной практике
- 46. Антиконкурентные действия, запрещенные ст. 101 дфес
- 47. Запрет злоупотребления доминирующим положением на рынке: понятие и признаки, правовые последствия
- 48. Контроль над слиянием предприятий
- 49. Контроль над предоставлением государственной помощи предприятиям
- 50. Понятие, цели и методы сближения права государств-членов Европейского Союза
- 51. Гармонизация частного права в рамках Европейского Союза
- 52. Объективные предпосылки и современные тенденции формирования договорного права Европейского Союза
- 53. Основные направления развития европейского корпоративного права
- 54. Общая характеристика гармонизации корпоративного права государств-членов на основании директив Европейского Союза
- 55. Общее понятие и цели создания наднациональных организационно-правовых норм в корпоративном праве Европейского Союза
- 56. Европейское объединение с общей экономической целью: правовое регулирование, цели создания, участники, регистрация, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 57. Европейское акционерное общество: правовое регулирование, способы создания, уставный капитал, участники, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 58. Европейский кооператив: правовое регулирование, цели создания, участники, регистрация, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 59. Политика защиты интересов потребителя как основа европейского потребительского права. Гармонизация гражданско-правовых норм, регулирующих отношения с участием потребителей
- 60. Предпосылки и способы регулирования интеллектуальной собственности в праве Европейского Союза