58. Европейский кооператив: правовое регулирование, цели создания, участники, регистрация, особенности правоспособности, перенос места нахождения
За постановлением о SE достаточно быстро последовало постановление о Европейском кооперативе или SCE (от лат. „Societas Coopcrativa Europaea“). Оно дополняется Директивой об участии работников в управлении SCE\ Основой данных нормативных актов
являются проекты 1992-1993 гг.1, принятие которых долго блокировал вопрос о правах работников. Когда же он был решен применительно к SE, принятие актов о Европейском кооперативе не заставило долго себя ждать2.
Так же, как и статут SE, постановление и Директива о Европейском кооперативе опираются на ст. 308 ДЕС. Это стало причиной иска Европейского парламента, который, однако, не был удовлетворен Европейским судом (см. § I гл. 2). Согласно ст. 80 постановления оно «действует» с 18 августа 2006 г.: в этот же день истек срок для трансформации директивы
Причиной введения SCE стало желание удовлетворить интересы кооперативного движения (по данным Комиссии, в Европе насчитывается 300 тыс. кооперативов, в которых занято 2,3 млн человек). Предприятия, деятельность которых удовлетворяет не только локальные потребности, должны были получить возможность выйти на европейский уровень. При этом участниками SCE могут быть не только кооперативы, но и любые другие компании, а также физические лица.
В соответствии с абз. 3 ст. 1 постановления, основной целью Европейского кооператива является удовлетворение потребностей его участников и (или) содействие их хозяйственной или социальной деятельности. С этой целью он, в частности, заключает со своими членами соглашения о поставках товаров или оказании работ и услуг. Свою деятельность SCE может осуществлять и через дочерние общества. На практике форма SCE наиболее пригодна для международного объединения кооперативов, действующих, например, в кредитной или жилищной сфере3. Если уставом не установлено иное, лица, не являющиеся членами кооператива, не могут пользоваться результатами его деятельности.
При создании SCE учредителями могут выступать:
физические лица;
физические лица и созданные в ЕС компании любой организационно-
правовой формы, в том числе юридические лица публичного права;
компании.
В первых двух случаях учредителей должно быть в совокупности не менее пяти, в последнем случае достаточно двух учредителей. В распоряжении национальных кооперативов есть еще два способа создания SCE: путем слияния или преобразования1. При создании SCE должны выполняться требования к многонациональности, закрепленные в ст. 2 постановления: как правило, у учредителей должна иметься связь по крайней мере с двумя государствами-членами. Так, если учредителями выступают физические лица, то они должны проживать по крайней мере в двух разных государствах-членах. Если учредителями являются компании, к ним должно применяться право по крайней мере двух разных государств ЕС (это правило действует и при создании SCE путем слияния национальных кооперативов). Для преобразования национального кооператива в SCE достаточно, если он в течение двух лет имеет в другом государстве-члене дочернюю компанию или филиал. Эго предписание мягче, чем абз. 4 ст. 2 постановления о SE, согласно которому в другом государстве ЕС необходимо иметь дочернюю компанию, а не просто филиал2. С другой стороны, уже созданный Европейский кооператив не может, в отличие от SE, в свою очередь создавать дочерние SCE, а может только участвовать в создании другой SCE путем слияния3.
SCE обладает правосубъектностью. По своей природе она является компанией, уставный капитал которой поделен на вклады. Число участников и размер капитала могут изменяться. Если устав SCE при ее учреждении не предусматривает иное, то ответственность участников ограничивается внесенным вкладом; в этом случае в фирменное наименование кооператива включается дополнение «с ограниченной ответственностью» (абз. 2 и 5 ст. I постановления).
Уставному капиталу SCE посвящены ст. 3 и 4 постановления. Он регулируется достаточно подробно, поскольку национальные нормы о капитале кооперативов не гармонизированы. Уставный капитал SCE состоит из вкладов участников, которые могут быть выражены как в национальной валюте, так и в евро. Минимальный капитал SCE составляет 30 тыс. евро. При этом уставный капитал может увеличиваться в результате новых взносов или вступления новых участников либо уменьшаться в результате выплат. Соответствующие изменения не требуют ни внесения изменений в устав, ни опубликования. Разрешается создавать разные категории вкладов, имеющих разную номинальную стоимость и предоставляющих разные права. В капитал разрешается вносить только имущество, стоимость которого может быть определена. Внесение в качестве вкладов трудовых обязательств или обязательств по оказанию услуг не допускается. Если вклад оплачивается деньгами, то в день вступления в кооператив оплате подлежит не менее 25% поминальной стоимости вклада, оставшаяся часть взноса может быть выплачена в течение пяти лет. При внесении имущественных взносов они должны быть внесены полностью в момент вступления в кооператив. В части оценки имущественных взносов и аудиторской проверки применяется национальное акционерное право, гармонизированное Второй директивой.
Положения о месте нахождения SCE и переносе уставного места нахождения (ст. 6, 7 постановления) аналогичны соответствующим положениям постановления о SE. Как и SE, Европейскому кооперативу под угрозой ликвидации (ст. 73) запрещено переносить за границу свое фактическое место нахождения в отрыве от уставного.
Статья 8 постановления о SCE, аналогично ст. 9 постановления о SE, закрепляет иерархию применимых к кооперативу норм. В первую очередь он регулируется самим постановлением и своим уставом. В части, не урегулированной постановлением, применяются нормы, изданные государствами-членами специально для SCE, затем национальные нормы о кооперативах, и, наконец, устав SCE, если право государства, в котором находится SCE, отсылает к уставу национального кооператива.
Управление в Европейском кооперативе урегулировано в ст. 36—63 постановления, которые во многом следуют постановлению о Европейском АО. Европейский кооператив тоже может иметь как дуалистическую, так и монистическую структуру управления.
- Предпосылки европейской интеграции после 2 мировой войны. Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и их изменение в 60 - 80 - е годы. Общая характеристика
- Этапы западноевропейской интеграции
- Основные даты в развитии ес
- 2. Создание Европейского Союза (Маастрихтский договор 1992 г.). Структура и правосубъектность Европейского Союза до его реформирования Лиссабонским договором
- 3. Реформа Европейского Союза в результате вступления в силу Амстердамского договора 1997 года и Ниццкого договора 2001 года
- Ниццкий договор подписан 26 февраля 2001 г. И действует с 1 февраля 2003 г.
- Политика расширения
- Процесс
- История расширения
- Хронология
- 5. Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества от 13 декабря 2007 года. Предпосылки принятия. Структура. Основные изменения
- Компетенции Союза и национальных правительств
- Политика обороны
- Другие принципиальные изменения
- Важные положительные изменения в результате Лиссабонского договора:
- 6. Правовая природа Европейского Союза. Правосубъектность ес
- 7. Цели, ценности и общие принципы функционирования Европейского Союза
- 8. Институциональная система Европейского Союза. Структура, правовое регулирование
- Институциональные органы
- Неинституциональные органы
- 13. Европейский парламент: состав, порядок формирования и внутренняя организация. Полномочия Европейского парламента
- Функции и полномочия.
- Европейский суд по правам человека
- 16. Европейский совет: состав, полномочия
- 17. Европейский центральный банк: структура, полномочия
- 18. Общая характеристика правотворческого процесса в Европейском Союзе
- 19. Понятие и природа европейского права
- 20. Предмет и содержание права Европейского Союза. Методы правового регулирования, используемые в правовой системе Европейского Союза
- 21. Система права Европейского Союза
- Источники первичного права. Источники вторичного права: понятие, виды. Юридическая форма правовых актов Европейского Союза.
- Источники первичного права ес
- Источники вторичного права ес
- 25. Классификация правовых актов Европейского Союза
- 26. Значение практики Суда Европейского Союза для формирования европейского права
- 27. Принцип верховенства права Европейского Союза
- 28. Принцип прямого действия права Европейского Союза. Общая характеристика
- 29. Прямое действие отдельных источников европейского права
- 30. Концепция косвенного действия права Европейского Союза (принцип «лояльной интерпретации»). Принцип имущественной ответственности государств-членов
- 31. Компетенция Европейского Союза: понятие и характерные черты. Принципы реализации компетенции Европейского Союза: понятие, юридическое закрепление, содержание
- 32. Классификация предметов ведения и сфер деятельности ес. Внутренняя и внешняя компетенции ес, ассоциация с заморскими странами
- 4. Принципы, определяющие соотношение компетенции:
- 33. Уполномочивающие статьи Учредительных договоров: значение и общая характеристика
- 34. Компетенция Европейского Союза в сфере внешней политики и политики безопасности
- 35. Категории компетенции Европейского Союза, выделяемые по критерию соотношения с компетенцией государств-членов
- 36. Понятие, методы построения и принципы внутреннего рынка Европейского Союза
- 37. Свобода перемещения товаров: правовая регламентация, сфера действия, допустимые ограничения. Запрет таможенных пошлин на импорт и экспорт или равнозначных сборов
- 38. Запрет количественных ограничений на импорт и экспорт или любых равнозначных мер
- 39. Свобода передвижения лиц: правовая регламентация, виды. Свобода передвижения работников
- 40. Свобода учреждения: правовая регламентация, виды, субъекты, проблемы реализации
- 41. Свобода оказания услуг: правовое регулирование, сфера применения, формы, содержание, отграничение от иных свобод внутреннего рынка
- 42. Свобода передвижения капиталов и осуществления платежей
- 43. Понятие и содержание экономической и валютной политики Европейского Союза
- 44. Экономический и валютный союз: понятие, компоненты, этапы формирования Экономический и валютный союз
- 45. Понятие, цели антимонопольной политики ес. Система мер, направленных на противодействие антиконкурентной практике
- 46. Антиконкурентные действия, запрещенные ст. 101 дфес
- 47. Запрет злоупотребления доминирующим положением на рынке: понятие и признаки, правовые последствия
- 48. Контроль над слиянием предприятий
- 49. Контроль над предоставлением государственной помощи предприятиям
- 50. Понятие, цели и методы сближения права государств-членов Европейского Союза
- 51. Гармонизация частного права в рамках Европейского Союза
- 52. Объективные предпосылки и современные тенденции формирования договорного права Европейского Союза
- 53. Основные направления развития европейского корпоративного права
- 54. Общая характеристика гармонизации корпоративного права государств-членов на основании директив Европейского Союза
- 55. Общее понятие и цели создания наднациональных организационно-правовых норм в корпоративном праве Европейского Союза
- 56. Европейское объединение с общей экономической целью: правовое регулирование, цели создания, участники, регистрация, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 57. Европейское акционерное общество: правовое регулирование, способы создания, уставный капитал, участники, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 58. Европейский кооператив: правовое регулирование, цели создания, участники, регистрация, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 59. Политика защиты интересов потребителя как основа европейского потребительского права. Гармонизация гражданско-правовых норм, регулирующих отношения с участием потребителей
- 60. Предпосылки и способы регулирования интеллектуальной собственности в праве Европейского Союза