logo search
Пособия по ВСР / socobespechenie v

§ 2. Пенсия за выслугу лет

Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 для лиц, проходивших военную службу по контракту, установлены две разновидности пенсий за выслугу лет:

а) пенсия за выслугу 20 лет и более;

б) пенсия за выслугу лет с учетом трудового стажа.

Пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги лет. Применительно к лицам, проходившим военную службу, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.

В ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 указаны условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет. В соответствии с этой статьей право на ту или иную разновидность пенсии за выслугу лет имеют:

а) граждане, уволенные с военной службы, имеющие на день увольнения выслугу на военной службе, службе в органах внутренних дел и на службе в учреждениях уголовно-исполнительной системы 20 лет и более, независимо от возраста на день увольнения, времени и причины увольнения;

б) граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (независимо от времени увольнения) и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие на этот день общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и служба в органах внутренних дел, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Указание на 45-летний возраст и определенную выслугу лет не означает, что все военнослужащие подлежат увольнению с военной службы в этом возрасте и с такой выслугой. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. № 6-П сказано: «Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечет обязанности прекратить ее»176. Как указывается в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. по делу о проверке конституционности абз. 2 ч. 7 ст. 19 Закона РСФСР «О милиции», увольнение в связи с наличием выслуги, дающей право на пенсию, является дополнительной льготой, установленной с учетом специфики службы и отражающей социально оправданную правовую дифференциацию.

В пп. 1 и 2 ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» для военнослужащих установлен предельный возраст пребывания на военной службе. Он составляет для военнослужащих:

— имеющих воинское звание Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала, — 60 лет;

— имеющих воинское звание генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала, — 55 лет;

— имеющих воинское звание полковника, капитана 1 ранга, — 50 лет;

— имеющих иное воинское звание, — 45 лет.

Предельный возраст пребывания на военной службе военнослужащих женского пола составляет 45 лет.

Пенсия за выслугу лет согласно ст. 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 назначается в следующих размерах:

а) уволенным с военной службы гражданам, имеющим выслугу на военной службе, на службе в органах внутренних дел и на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более: за выслугу 20 лет — 50 % соответствующей суммы денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка; за каждый год выслуги сверх 20 лет — 3 % соответствующей суммы денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, но всего не более 85 % этой суммы;

б) уволенным с военной службы гражданам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба, служба в органах внутренних дел и служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: за общий трудовой стаж 25 лет — 50 % соответствующей суммы денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка; за каждый год стажа сверх 25 лет — 1 % указанной суммы денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка.

Статья 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 предусматривает, что выплата назначенной пенсии приостанавливается, если пенсионер вновь поступает на военную службу, на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы. Данная правовая норма в марте 2004 г. стала предметом рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации в связи с обнаружившейся в судебной практике неопределенностью в вопросе о том, соответствует ли она Конституции Российской Федерации.

В постановлении от 18 марта 2004 г. № 6-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную службу, только при условии оставления этой службы, с учетом которой назначается данная пенсия.

Предоставляя лицам, проходившим военную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.

Такое регулирование не может расцениваться как не совместимое с принципом равенства, гарантируемым ст. 19 Конституции Российской Федерации. Данный конституционный принцип, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 декабря 1999 г. по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе вводить особые правила, касающиеся условий реализации трудовых прав и прав в области пенсионного обеспечения, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям и требованиям.

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 обеспечивает лицам, проходившим военную службу и имеющим право на пенсию за выслугу лет, равные правовые условия реализации данного права — в соответствии с ч. 1 ст. 6, ст.ст. 53 и 57 всем этим лицам при прекращении службы гарантируется назначение пенсии за выслугу лет со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого выплачено денежное довольствие при увольнении, а также ее выплата в полном размере независимо от наличия у пенсионера заработка или другого дохода.

Пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении — выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет.

Действующее правовое регулирование материального обеспечения лиц, ушедших с военной службы при достижении выслуги, оставляет в принципе на их усмотрение решение вопроса о том, продолжать ли военную службу (в том числе заново поступая на нее по контракту после увольнения) или, уволившись по достижении выслуги лет и истечении срока контракта, поступить на работу, заняться иной деятельностью, не связанной с военной или правоохранительной службой.

Проанализировав данный вопрос, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что, поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения пенсии выслугу лет на военной службе, сохраняется равенство возможностей в выборе (продолжать службу или оставить ее и получать пенсию), связанные с таким свободным выбором различные правовые последствия, обусловленные дифференциацией в правилах выплаты пенсии за выслугу лет лицам, уволившимся с военной службы и вновь поступившим (вернувшимся) на службу после увольнения, в части, касающейся права на получение назначенной пенсии за выслугу лет, не могут рассматриваться как нарушающие равноправие, гарантированное ст. 19 Конституции Российской Федерации, и ограничивающие право на свободу труда, закрепленное ст. 37 (ч. 1) Конституции Российской Федерации. Не являются в данном случае дискриминационными по своему характеру и обусловленные спецификой военной службы и особым статусом лиц, ее несущих, различия в условиях реализации гражданами права на получение трудовой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет.

В связи с вышеизложенным Конституционный Суд Российской Федерации признал положение ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, согласно которому пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, при поступлении на военную службу или на службу в правоохранительные органы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий за выслугу лет на время службы приостанавливается, не противоречащими Конституции Российской Федерации.

В случае повторного определения на военную службу граждан, получавших пенсию, при последующем увольнении их с военной службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги лет и трудового стажа на день последнего увольнения.

Согласно ст. 15 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пенсия за выслугу лет, исчисленная в соответствии с данным Законом, не может быть ниже установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (с учетом существующих размеров окладов денежного содержания военнослужащих (ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих») и установленных норм пенсии за выслугу лет данное положение в настоящее время практического значения не имеет).

Пенсия за выслугу лет, назначаемая уволенным с военной службы гражданам, в соответствии со ст.ст. 16 и 23 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 увеличивается:

а) гражданам, уволенным с военной службы, ставшим инвалидами вследствие военной травмы: инвалидам I и II групп — на 300 %, III группы — на 150 % установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости;

б) гражданам, уволенным с военной службы, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением граждан, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) и являющимся участниками Великой Отечественной войны (подп. «а» — «ж» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах»: инвалидам I и II групп — на 130 %, III группы — на 100 % установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости. С 1 января 2000 г. данное увеличение пенсии производится при условии, если им не устанавливается надбавка к пенсии в большем размере в соответствии с п. «в» ст. 17 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

В соответствии с п. «а» ст. 16 и ст. 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 право на увеличение пенсии имеют уволенные с военной службы граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы. К ним относятся граждане, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также граждане, уволенные с военной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг (п. «а» ст. 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).

В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» к иным обязанностям военной службы, указанным в данном пункте, относятся:

а) выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов;

б) исполнение должностных обязанностей;

в) несение боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнение обязанностей в составе суточного наряда;

г) участие в учениях или походах кораблей;

д) выполнение приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);

е) нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;

ж) нахождение в служебной командировке;

з) нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно;

и) следование к месту службы и обратно;

к) прохождение военных сборов;

л) нахождение в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

м) безвестное отсутствие — до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

н) защита жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

о) оказание помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

п) участие в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

р) совершение иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием:

— самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «л», «м», «н», «о», «п» и «р», указанными выше;

— добровольного приведения себя в состояние наркотического или токсического опьянения;

— совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.

На увеличение пенсии согласно п. «б» ст.ст. 16, 21, 23 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 имеют право и уволенные с военной службы граждане, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением граждан, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) и являющиеся участниками Великой Отечественной войны (подп. «а» — «ж» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах»).

Другими причинами, вследствие которых наступила инвалидность, следует считать профессиональное заболевание или заболевание, полученное в период военной службы.

В соответствии с п. «б» ст. 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 инвалидность считается наступившей вследствие заболевания, полученного в период военной службы, если она явилась следствием увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо вследствие заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 к пенсии за выслугу лет, назначаемой гражданам, уволенным с военной службы (в том числе к исчисленной в минимальном размере), начисляются надбавки:

а) пенсионерам, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста, — на уход за пенсионером в размере 100 % установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости, а пенсионерам, которые по состоянию здоровья в соответствии с заключением лечебного учреждения нуждаются в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), но не достигли 80-летнего возраста, — двух третей минимального размера пенсии по старости;

б) неработающим пенсионерам, достигшим 55-летнего возраста либо являющимся инвалидами, имеющим на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, относящихся к кругу лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца, указанных в ст.ст. 29, 31, 33 и 34 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, — на каждого нетрудоспособного члена семьи в размере двух третей, а на нетрудоспособного члена семьи, являющегося инвалидом III группы, — половины установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости. Надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают трудовой или социальной пенсии;

в) пенсионерам — участникам Великой Отечественной войны (подп. «а» — «ж» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах») — в размере 100 % установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости, а лицам из их числа, достигшим 80-летнего возраста или являющимся инвалидами I и II групп, — 200 % установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости. Надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают трудовой или социальной пенсии. Эта надбавка устанавливается в случае, если пенсионер не имеет права на увеличение пенсии в большем размере.

К пенсии за выслугу лет в положенных случаях начисляются в установленном порядке также соответствующие повышения и районный коэффициент, предусмотренные ст.ст. 8, 45, 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

Согласно конституционно-правовому смыслу понятия «пенсия за выслугу лет» указанный вид пенсии в системе действующего нормативно-правового регулирования пенсионного обеспечения является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы по желанию самого гражданина либо в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению, в том числе когда гражданин уже не отвечает повышенным требованиям, которые предъявляются к лицам, проходящим военную службу177.