Источники первичного права. Источники вторичного права: понятие, виды. Юридическая форма правовых актов Европейского Союза.
В отечественной науке международного права понятие источников международного права не соответствует понятию "источник", употребляемому многими зарубежными, да и отечественными авторами, исследующими правовые проблемы западноевропейской интеграции. Последние часто отождествляют источники права ЕС либо с конкретными видами актов ЕС или его государств-членов, либо с отдельными видами норм права ЕС. Встречаются и такие авторы, которые вообще не касаются этого вопроса. Распространение этого понятия на иные, чем внутригосударственные правопорядки, может привести к серьезным проблемам. Во избежание этого, они предлагают понимать под термином "источник" совокупность "нормативных категорий". Это уточнение позволяет лучше понять мотивы, которыми руководствуются западные авторы при конструировании своих систем источников права ЕС. Сомнительно, что подобными доводами нужно руководствоваться российским юристам, тем более что в нашей науке, применительно к источникам международного права, убедительно показана несостоятельность подобных опасений.
Если встать на точку зрения, что право ЕС - это своеобразная и самостоятельная правовая система, сложившаяся в рамках международной организации, то систему его источников следует строить на основе традиционного их понятия как формы выражения и закрепления правовых норм.
Как известно, общее международное право покоится в основном на международном договоре и обычае, и их взаимодействие оказывает решающее влияние на прогрессивное развитие этого права. В отличие от этого система источников права ЕС опирается на две иные составляющие: международный договор и односторонние правовые акты ЕС, вокруг которых группируются иные правообразующие процессы. Следовательно, основными источниками права ЕС являются международные договоры и акты институтов ЕС. Итак, первым основным источником права ЕС является международный договор.
Среди международных договоров в особую группу источников следует выделить учредительные акты ЕС. Кроме того, поскольку процедура присоединения к ЕС предусматривает заключение международного соглашения, соответствующие акты о присоединении новых членов также следует рассматривать как учредительные договоры.
Следующим видом международных договоров как источников права ЕС являются соглашения, заключаемые ЕС с третьими государствами и ММПО. В западноевропейской доктрине этот вид соглашений относится к производному (вторичному) праву ЕС. Основа юридической обязательности этих соглашений заложена в п. 2 ст. 216 Договора о функционировании ЕС, где говорится, что соглашения, заключенные Союзом, имеют обязательную силу для институтов Союза и для государств-членов. Следует заметить, что на практике такие соглашения часто носят характер смешанных, т.е. в них наряду с Союзом участвуют государства - члены ЕС.
К этой же группе норм производного права и права ЕС примыкают решения представителей правительств государств-членов в Совете. Доктрина признает за такими решениями смешанный характер, считая, что они имеют характеристики как международно-правовых соглашений, так и актов ЕС. С одной стороны, они выглядят как международные соглашения, подпадающие под действие международного права в том, что касается порядка их заключения и вступления в силу. С другой стороны, с актами ЕС их сближает то обстоятельство, что их объект и цели, а также место их принятия (институт ЕС), указывают на их внутреннее институционное происхождение, тем более что в ряде случаев наблюдалось участие других институтов ЕС в их подготовке. В соответствии с практикой Суда ЕС на них не распространяется судебный контроль. Как и в случае дополнительных соглашений, доказательством включения решений представителей правительств государств-членов в Совете в правовую систему ЕС является ст. 3 актов о присоединении новых членов к ЕС, согласно которой новые государства-члены посредством указанного акта присоединяются к решениям и соглашениям, принятым представителями правительств государств-членов в рамках Совета. Как видно из этой формулировки, в отличие от предыдущего случая, где предусматривалось обязательство присоединиться к соглашениям позднее, государства-члены становятся автоматически участниками "решений представителей в Совете" после вступления в силу акта о присоединении к ЕС.
Акты институтов ЕС представляют собой второй основной источник права ЕС. Они покрывают собой практически все сферы интеграции и сотрудничества государств-членов. Правовая система ЕС характеризуется множественностью актов, которые различаются не только по наименованию, но и по целому ряду важнейших юридических признаков (обязательность, характер адресатов и т.д.). Среди важнейших актов ЕС следует указать: регламенты, директивы, решения, рекомендации и заключения.
Говоря о вспомогательных источниках права ЕС, следует указать на то, что подавляющее большинство авторов признают возможность формирования внутри ЕС собственных правовых обычаев. Некоторые авторы даже усматривают становление обычно-правовых норм в некоторых проявлениях практики институтов ЕС. В качестве таковых можно встретить упоминания о праве Европейского парламента формулировать и направлять вопросы Совету (Р. Бебер), о принятии решений представителей правительств государств-членов (Г. Кайзер), или о функционировании Комитета постоянных представителей до того, как он был юридически включен в структуру ЕС посредством Договора о слиянии (Г-П. Ипсен) и т.д. Однако преобладающим является мнение о том, что до настоящего времени не найдено сколько-нибудь заслуживающих свидетельств возникновения правовых обычаев ЕС.
Более пристального внимания заслуживают общие принципы права как источник права ЕС. Общие принципы права относятся к юридическим категориям, которые неизбежно затрагивают глубинные вопросы природы, структуры и функционирования любой правовой системы. Так, в международном праве существует несколько концепций общих принципов права, которые применяются с различной степенью интенсивности в международной судебной и межгосударственной практике.
В правовой системе ЕС концепция общих принципов права получила распространение в правоотношениях, урегулированных правом ЕС. Это объясняется тем, что право ЕС имеет целью урегулировать специальные вопросы межгосударственных отношений (функционирование единого рынка, проведение экономической, социальной и других видов политик и т.д.), поэтому, за редким исключением, содержание его норм довольно определенно и конкретно. Учредительные договоры и акты институтов ЕС, как правило, избегают общих формулировок, однако стремление создать в высокой степени обособленную правовую систему требует формирования единых правовых начал, способных обеспечить целостное и самостоятельно функционирующее правовое пространство. В отсутствие закрепленных в договорном порядке принципов права ЕС их роль должны выполнять более общие правовые нормы, к которым обычно относят общие принципы права, способные заполнить правовые пробелы в процессе правоприменительной практики. В Европейских сообществах они сыграли важную роль в работе Суда ЕС, особенно когда он был вынужден прибегать к толкованию права Сообщества, содержание которого дает немало поводов для подобного творческого правоприменения.
Общие принципы права получили широкое применение в правовой системе ЕС, особенно в качестве источников права ЕС. Более того, можно утверждать, что в судебной практике Суда ЕС сложился целый ряд устойчивых групп общих принципов права различной природы и функционального назначения. Прежде всего следует подчеркнуть, что эти принципы относятся к нормативной категории неписаного права, а своим происхождением они обязаны ни какому-либо из установленных в договорном порядке способов нормотворчества в ЕС, а правоприменительной практике Суда ЕС. Правовое обоснование возможности применения Судом ЕС общих принципов права содержится в учредительных договорах ЕС (ст. 340 Договора о функционировании ЕС).
Итак, в том, что касается понятия общих принципов права, то концепция Суда ЕС весьма близка к международно-правовой концепции, носящей аналогичное наименование, что неудивительно, поскольку отражает объективно существующее единство исходных начал и технических приемов, используемых в рамках одной системы права (в данном случае международного права). Однако в вопросах юридической силы общих принципов права и их месте в системе норм права Сообщества ситуация в ЕС заметно отличается от концепции международного права.
Среди конкретного перечня общих принципов права наиболее важное место занимает принцип уважения основных прав и свобод личности. Это объясняется тем, что он относится к наиболее значимым правовым ценностям, превратившимся под влиянием конституционного развития демократических государств и современного международного права в универсальную правовую ценность современной цивилизации. Основные права и свободы личности составляют главное содержание современных концепций права и определяют тенденцию к дальнейшей гуманизации современного международного права. Было бы нелогичным обойти вопрос об их роли в складывающейся правовой системе, даже с учетом того, что она претендует на известную оригинальность и автономию. Концепция основных прав и свобод человека вне всякого сомнения в настоящее время определяет основу легитимности и законности любой правовой системы и право ЕС, не являются в этом отношении каким-либо исключением.
Как известно, Хартия ЕС об основных правах рассматривается Лиссабонским договором как его составная часть, что возможно свидетельствует об утрате значения концепции общих принципов права для обеспечения основных прав человека в ЕС. Важное место среди источников права ЕС принадлежит судебной практике Суда ЕС, а к вспомогательным источникам права ЕС можно отнести правовую доктрину.
Итак, основной особенностью системы источников права ЕС является то, что большая роль в процессе создания норм права ЕС принадлежит писаным источникам, а именно международным договорам и актам ЕС. Важную роль играет прецедентное право Суда ЕС, придающее динамизм и необходимую гибкость правовой системе ЕС. Следует подчеркнуть, особую роль одной из разновидностей писаных источников - учредительных договоров ЕС, которые обеспечивают стабильность процесса правового регулирования интеграции государств-членов, формируя своего рода прочный и жесткий правовой каркас европейской интеграции. Наоборот, акты институтов ЕС и судебные прецеденты Суда ЕС являются гибкими инструментами правовой политики ЕС, позволяя государствам-членам и ЕС оперативно откликаться на изменившиеся условия интеграционного процесса. Тем самым право ЕС является активным средством прогресса интеграционного процесса, его своеобразным ускорителем, избегая негативных консервативных тенденций и застоя, характерных для правовых систем ММПО, покоящихся на традиционных правовых источниках.
Среди источников неписаных норм важное место принадлежит общим принципам права ЕС, явившимся своеобразным каналом, обеспечивающим применение в интеграционных правоотношениях, особенно посредством судебной практики Суда ЕС, важнейших правовых ценностей (обычных норм международного права, важнейших конституционных принципов государств-членов и т.д.). Сочетание международно-правовых (международные договоры, акты институтов ЕС) источников с судебным прецедентом и общими правовыми ценностями, к которым следует отнести общие принципы права, позволяет государствам-членам и институтам ЕС обеспечить эффективное функционирование правовой системы ЕС. Таким образом, внутренняя иерархия системы источников права ЕС серьезно отличается от иерархии источников общего международного права и права международных организаций, хотя обе группы источников имеют единую правовую природу, что свидетельствует о высокой степени автономности права ЕС по отношению к общему международному праву.
- Предпосылки европейской интеграции после 2 мировой войны. Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и их изменение в 60 - 80 - е годы. Общая характеристика
- Этапы западноевропейской интеграции
- Основные даты в развитии ес
- 2. Создание Европейского Союза (Маастрихтский договор 1992 г.). Структура и правосубъектность Европейского Союза до его реформирования Лиссабонским договором
- 3. Реформа Европейского Союза в результате вступления в силу Амстердамского договора 1997 года и Ниццкого договора 2001 года
- Ниццкий договор подписан 26 февраля 2001 г. И действует с 1 февраля 2003 г.
- Политика расширения
- Процесс
- История расширения
- Хронология
- 5. Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества от 13 декабря 2007 года. Предпосылки принятия. Структура. Основные изменения
- Компетенции Союза и национальных правительств
- Политика обороны
- Другие принципиальные изменения
- Важные положительные изменения в результате Лиссабонского договора:
- 6. Правовая природа Европейского Союза. Правосубъектность ес
- 7. Цели, ценности и общие принципы функционирования Европейского Союза
- 8. Институциональная система Европейского Союза. Структура, правовое регулирование
- Институциональные органы
- Неинституциональные органы
- 13. Европейский парламент: состав, порядок формирования и внутренняя организация. Полномочия Европейского парламента
- Функции и полномочия.
- Европейский суд по правам человека
- 16. Европейский совет: состав, полномочия
- 17. Европейский центральный банк: структура, полномочия
- 18. Общая характеристика правотворческого процесса в Европейском Союзе
- 19. Понятие и природа европейского права
- 20. Предмет и содержание права Европейского Союза. Методы правового регулирования, используемые в правовой системе Европейского Союза
- 21. Система права Европейского Союза
- Источники первичного права. Источники вторичного права: понятие, виды. Юридическая форма правовых актов Европейского Союза.
- Источники первичного права ес
- Источники вторичного права ес
- 25. Классификация правовых актов Европейского Союза
- 26. Значение практики Суда Европейского Союза для формирования европейского права
- 27. Принцип верховенства права Европейского Союза
- 28. Принцип прямого действия права Европейского Союза. Общая характеристика
- 29. Прямое действие отдельных источников европейского права
- 30. Концепция косвенного действия права Европейского Союза (принцип «лояльной интерпретации»). Принцип имущественной ответственности государств-членов
- 31. Компетенция Европейского Союза: понятие и характерные черты. Принципы реализации компетенции Европейского Союза: понятие, юридическое закрепление, содержание
- 32. Классификация предметов ведения и сфер деятельности ес. Внутренняя и внешняя компетенции ес, ассоциация с заморскими странами
- 4. Принципы, определяющие соотношение компетенции:
- 33. Уполномочивающие статьи Учредительных договоров: значение и общая характеристика
- 34. Компетенция Европейского Союза в сфере внешней политики и политики безопасности
- 35. Категории компетенции Европейского Союза, выделяемые по критерию соотношения с компетенцией государств-членов
- 36. Понятие, методы построения и принципы внутреннего рынка Европейского Союза
- 37. Свобода перемещения товаров: правовая регламентация, сфера действия, допустимые ограничения. Запрет таможенных пошлин на импорт и экспорт или равнозначных сборов
- 38. Запрет количественных ограничений на импорт и экспорт или любых равнозначных мер
- 39. Свобода передвижения лиц: правовая регламентация, виды. Свобода передвижения работников
- 40. Свобода учреждения: правовая регламентация, виды, субъекты, проблемы реализации
- 41. Свобода оказания услуг: правовое регулирование, сфера применения, формы, содержание, отграничение от иных свобод внутреннего рынка
- 42. Свобода передвижения капиталов и осуществления платежей
- 43. Понятие и содержание экономической и валютной политики Европейского Союза
- 44. Экономический и валютный союз: понятие, компоненты, этапы формирования Экономический и валютный союз
- 45. Понятие, цели антимонопольной политики ес. Система мер, направленных на противодействие антиконкурентной практике
- 46. Антиконкурентные действия, запрещенные ст. 101 дфес
- 47. Запрет злоупотребления доминирующим положением на рынке: понятие и признаки, правовые последствия
- 48. Контроль над слиянием предприятий
- 49. Контроль над предоставлением государственной помощи предприятиям
- 50. Понятие, цели и методы сближения права государств-членов Европейского Союза
- 51. Гармонизация частного права в рамках Европейского Союза
- 52. Объективные предпосылки и современные тенденции формирования договорного права Европейского Союза
- 53. Основные направления развития европейского корпоративного права
- 54. Общая характеристика гармонизации корпоративного права государств-членов на основании директив Европейского Союза
- 55. Общее понятие и цели создания наднациональных организационно-правовых норм в корпоративном праве Европейского Союза
- 56. Европейское объединение с общей экономической целью: правовое регулирование, цели создания, участники, регистрация, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 57. Европейское акционерное общество: правовое регулирование, способы создания, уставный капитал, участники, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 58. Европейский кооператив: правовое регулирование, цели создания, участники, регистрация, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 59. Политика защиты интересов потребителя как основа европейского потребительского права. Гармонизация гражданско-правовых норм, регулирующих отношения с участием потребителей
- 60. Предпосылки и способы регулирования интеллектуальной собственности в праве Европейского Союза